Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 45 (2730) 19 ноября 2009 г.

ШКОЛА ДЛЯ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Осенью 2009 года в рамках образовательных программ Научно-образовательного центра Новосибирского государственного университета «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при финансовой поддержке СО РАН и НОЦ НГУ «МДЭБТ» был запущен новый увлекательный проект — бесплатные курсы химии для школьников.

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация
Горящие глаза детей — лучший результат.

...Холодный ноябрьский вечер. За окнами — темнота. Однако в аудиториях университета жизнь кипит, причем в одной из них собралась не привычная для стен этого учебного заведения публика, а... малышня, с интересом следящая за опытами, которые проводит специалист. Народ здесь непоседливый — это видно невооруженным глазом, но и интерес к происходящему очевиден. На столе весьма странный для непосвященного набор: мыло, яблоко, минеральная и газированная вода, какие-то скляночки, флакончики, пробирки. Преподаватель производит некие манипуляции, одновременно давая объяснения. Глаза у ребят горят, они от нетерпения ерзают на скамейках, вытягивают шеи — что же там получится? Пытаюсь успеть всё сфотографировать (уж очень необычное зрелище!), но тут какой-то малыш вежливо говорит: «Отойдите, пожалуйста, вы мешаете смотреть эксперимент». А другой, обращаясь к лектору, уточняет: «Вы ведь напишете формулу реакции?». Тот подтверждает.

Иллюстрация
Экспериментальное оборудование — лимон и яблоко. Занятие ведет к.х.н. С. В. Семиколенов.

Это занятие по занимательной химии для младшей группы. Преподаватель — кандидат химических наук С. В. Семиколенов, имеющий большой опыт работы с детьми — как старшими, так и младшими школьниками. Рядом с ним — к.х.н. А. В. Нартова, старший преподаватель НГУ, сотрудник НОЦ «МДЭБТ», руководитель учебных программ Научно-образовательного центра, которая, собственно, и разрабатывала программу курсов. В тот день Сергей Владимирович, используя индикаторные полоски, показывал, где в повседневной жизни можно встретиться с кислотами и основаниями. Он сравнивал бытовые кислоты (они присутствуют в лимоне, яблоке, газировке) со щелочами (нашатырный спирт, моющие средства), объяснял, почему, например, нельзя есть мыло (это очень сильное основание), а также почему лимоны, несмотря на присутствие кислоты, мы едим, а серная и соляная кислоты крайне опасны. Проводился и эксперимент с жидкими индикаторами, который вызвал особый интерес. Впрочем, такие занятия — дело обычное; всё идет «как по маслу», дети и родители довольны. И вряд ли кто-то осознает, что за видимой легкостью, зрелищностью (это чем-то напоминает шоу) стоит каждодневный труд преподавателей.

Иллюстрация
К.х.н. А. В. Нартова — изобретатель курсов для юных химиков.

А началось все в январе текущего года, когда Анна Владимировна Нартова взялась за разработку учебных программ в рамках НОЦ  НГУ. Правда, сначала были попытки вести работу в классическом направлении — приглашали лекторов, молодых научных сотрудников, которые читали узкоспециальные курсы для студентов, аспирантов и всех желающих. Однако здесь большого успеха не добились — у студентов и своих лекций хватает, поэтому лишь немногие стали посещать дополнительные, пусть даже очень полезные занятия. Затем в марте на курсы повышения квалификации пришли школьные учителя, с которыми С. В. Семиколенов решал задачи (не секрет, что пособий и специальной литературы в школах не хватает) и проводил практикумы, что нашло положительный отклик.

И тогда возникла идея организовать нечто подобное для школьников, но немного в другом формате — так, чтобы это было увлекательно. «Хотелось возродить интерес к естественным наукам, — говорит А. В. Нартова, — ведь в условиях конкуренции нам надо привлекать студентов. Химия — серьезный предмет, и часто в школе к ней формируется предвзятое отношение. Важно застать момент и переломить ситуацию. Всё лето я думала, как лучше построить курс, потом начали экспериментировать, подбирать опыты — интересные и одновременно безопасные, используя реактивы, с которыми сталкиваемся в быту, по крайней мере, не опаснее (это особенно важно при работе с маленькими детьми). Мы провели небольшую „агитационную компанию“, разместили объявления в школах, в Интернете. На первое занятие осенью пришло чуть больше тридцати человек из разных возрастных категорий. Изначально рассчитывали уложиться за один месяц, но ребята очень жалели, что курсы скоро закончатся и пришлось их спонтанно дорабатывать».

Таким образом, занятия было решено проводить по трем направлениям: химия в нашей жизни и занимательная химия; сложные вопросы химии; решение задач по химии. Кроме того, детей разделили на две группы — младшую, в которую вошли в основном ученики начальной школы (а также одна пятилетка и несколько учащихся средней школы), и старшую для ребят с восьмого по одиннадцатый классы. Первая группа собирается раз в неделю и работает скорее в развлекательном формате, хотя, конечно, базовые понятия даются. Скажем, начали с объяснения на доступном уровне, что такое химическая реакция, химические элементы. Конечно, наибольшее оживление вызывает практическая часть. Как-то раз делали из монеток и яблока батарейку, от которой потом запускали секундомер — показывали, как она работает. Восторг был полный! Кстати, и формулы по требованию юных химиков записывают. Проводят опыты и дома, сами или с родителями. «Мне передавали из двух торговых точек Академгородка, что там раскупили все наборы „Юный химик“, — рассказывает Анна Владимировна. — Это явно наши, потому что спрашивали, что можно найти посерьезнее яблока с лимоном».

Вторая группа встречается чаще, да и уровень здесь более серьезный. Предполагается, что химию ребята уже изучают, а на курсах решают задачи, разбирают сложные вопросы, обязательно записывая всё на доске — это предписывает регламент занятий. Ставят и эксперименты, а поскольку не во всех школах получается поработать с химией «напрямую», все опять-таки проходит «на ура». Даже в осенние каникулы, когда, казалось бы, «учиться лень», на курсы приходили. Кроме того, специально организованы занятия для тех, кто выбрал химию как профилирующий предмет: решают задачи ЕГЭ в разной форме, олимпиадные задачи, разбирают результаты, устраивают викторины. Раньше С.В. Семиколенов принимал репетиционные экзамены, проводимые университетом. Являясь химиком высокого уровня, он способен сразу решить практически любую задачу — и это большой плюс в работе с детьми.

Сейчас по программе «Химии для школьников» проведено уже более двадцати занятий, которые посетили свыше сорока детей. Наиболее активными оказались ребята из гимназии № 6 («Горностай»), школ № 162 и № 163. Посещают курсы также дети из гимназий № 3 и № 5, лицея № 130, школ №№ 61, 161, 190 и лицея № 6 г. Бердска. Затронуты такие темы как получение светящихся жидкостей на основе люминофоров, химические источники тока, получение газообразных веществ, способы добывания огня, работа с кислотами и основаниями и т.д. Идет активное обсуждение проекта в Интернете, на форумах Академгородка. Занятия подходят к концу, но только в этом семестре. У организаторов уже есть идеи на следующий год. Во-первых, чуть забегая вперед, в предстоящем учебном году курсы должны повториться — примерно в том же формате, но несколько модифицированными, чтобы было интересно и старым, и новым слушателям. Надо учесть некоторые моменты, например, наличие второй смены в школах (нынешней осенью из-за этого многие школьники хотели, но не смогли влиться в группы). А во втором семестре этого учебного года при условии достаточного финансирования планируется организовать для небольших групп ребят практические занятия в самых настоящих лабораториях. К примеру, по приготовлению сверхбольших мыльных пузырей. Но для этого должна быть выделена комната, специальное оборудование и т.д.

«Пока мы справлялись своими силами, — резюмирует А. В. Нартова, — нас очень поддерживал директор НОЦ НГУ „МДЭБТ“ академик Владимир Вячеславович Болдырев, помогали институты и лаборатории НГУ». Но, по словам В. В. Болдырева, для успешного развития и расширения программы нужна дальнейшая дополнительная финансовая поддержка.

В книге отзывов почетных гостей Научно-образовательного центра НГУ много записей, оставленных иностранными коллегами, школьными учителями. Немало и таких, которые сделали посетители курсов или их родители. «Очень понравилось, — пишут ребята, — занятия увлекательные и познавательные. Хотели бы продолжить». У взрослых на этот счет свое мнение — помимо поддержки начинания и благодарностей в адрес преподавателей, кто-то заметил: «Эти занятия позволяют направить энергию детей в мирное русло!»

Фото автора

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+524+1