Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48 (2733) 10 декабря 2009 г.

ЛИКИ ДРЕВНЕЙ ХАКАСИИ

Фотовыставка под таким названием открылась в Доме ученых СО РАН.

Иллюстрация

Как выглядели люди прошедших эпох? На кого они были похожи? Как правило, это один из самых интригующих вопросов древней истории. Не очень многие культуры донесли до нас реалистичные портретные изображения. К числу счастливых исключений, несомненно, принадлежит Хакасия.

Минусинская котловина заслуженно считается «археологической Меккой» Сибири. Менялись времена, возникали и погибали империи и государства Евразии, исчезали с мировой арены целые народы, но Хакасия, окруженная горами, таежными массивами, многочисленными реками, бережно сохранила в своих недрах материальные свидетельства минувшего, упорно изучаемые уже многими поколениями археологов.

С началом нашей эры в истории Хакасии начинается новая эпоха. Историки отмечают органичное слияние разных культурных традиций, в ходе которого рождается новая культура, получившая название таштыкской (I—V вв. н.э.).

Китайские письменные источники сохранили сведения о богатой стране, простирающейся далеко на севере от Китая. Археологические памятники демонстрируют высокий уровень ремесла, искусства, религии, торговли. Население в это время говорило на самодийских, угорских и, вероятно, кетских языках, но, по-видимому, преобладающим уже тогда становился тюркский язык. Он стал основой для современного хакасского языка. Антропологи установили, что именно в это время на основе разноэтнического населения начинает формироваться современный внешний облик хакасов.

В китайских летописях пишется, что население этой далекой страны имеет «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза», но вместе с тем встречаются и брюнеты с карими глазами. Как писал известный антрополог Г. Ф. Дебец, «в общем таштыкские маски представляют смешение европеоидных и монголоидных черт, напоминая больше всего шорцев и хакасов. Впрочем, среди последних удельный вес монголоидного компонента, по-видимому, несколько больше». Новосибирский профессор В. Г. Мордкович уже в наше время, в 2007г., отмечает интересный факт, что «среди них (современных хакасов) до сих пор нет-нет да и рождаются белокожие, голубоглазые, а то и рыжие отпрыски».

Иллюстрация

Уникальные свидетельства о внешнем облике таштыкцев сохранил их погребальный обряд. Покойных сжигали на дровяных кладках. Вместе с дымом огня дух человека возносился к Небу. Оставшийся прах укладывали в мешочки и помещали в ритуальные куклы и гипсовые лицевые урны — маски. Хоронили остатки умерших в кургане, обнесенном каменной оградой, внутри которой находился деревянный склеп. В погребальном помещении на полатях укладывали ритуальные куклы и ставили маски с прахом и ритуальными предметами.

Маски изготавливались на мягкой основе головы куклы, которая сшивалась из разных кусков кожи. Глиняная смесь наносилась слоями, на определенные участки. Маски были покрыты белой или красной краской, поверх наносилась роспись. На белых масках самым характерным орнаментом были красные пятна на щеках и спирали на лбу. На красных масках орнамент наносился черной краской. Помимо красной и черной краски, применялись также голубая и зеленая. Наносился красочный бордюр по верху маски, окрашивались уши и нос, обозначались волосы и локоны. На многих скульптурах у темени имеется специальный вырез для накладной косы. У других верх на лбу обрезан, словно был закрыт головным убором. В уши иногда вдевали сережки, для которых были проделаны отверстия. На шее бывают нарисованные или налеплённые ожерелья.

Иллюстрация

Нет сомнения, что каждая маска изображала конкретного умершего человека. Такой подход позволял художнику создать скульптурный портрет и проявить свой индивидуальный талант. Творческий процесс создания масок являлся частью религиозного обряда. Сложный ритуал изготовления масок предполагает наличие в таштыкском обществе особых кланов жрецов-художников, жрецов-скульпторов, занимающихся исключительно ритуальными действиями.

В настоящее время большинство масок представлено фрагментами гипсовых осколков, но мастерство исполнения столь высоко, что по отдельным фрагментам лица можно восстановить целый образ человека. И, что удивительно, даже эти отдельные фрагменты лица на фотографиях, особенно губы, нос, подбородок, позволяют дополнить, представить, дорисовать умозрительно полный образ человека — каким он был при жизни, какой был у него характер, какая у него могла быть судьба.

Иллюстрация

В 2007 году исполнилось 100 лет со дня рождения профессора М. М. Герасимова, выдающегося антрополога-скульптора и археолога, автора метода портретной реконструкции по черепу человека. Посвященные этому юбилею в 2007, 2008 годах прошли выставки «Лики наших предков» в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) в г. Санкт-Петербурге, «Пришедшие из веков» в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, в Дарвиновском музее в г. Москве. На них были представлены десятки работ с внешностью древнего человека, жившего на разных территориях (от Франции до Китая) и в разные эпохи — от нижнего неолита до раннего железа.

В США в 2005 году по заказу ФБР разработана компьютерная программа реконструкции лиц по черепу или его фрагментам. Ученые использовали базу данных, содержащую компьютерные томограммы голов множества людей. Универсальный алгоритм программы исключает влияние личности художника на конечный результат и не требует проведения ручных измерений черепа.

История открытия и исследования таштыкских масок принципиально отличается от современной научной реконструкции внешности по черепу человека. Таштыкские маски изготавливались древними мастерами, современниками людей, изображенных на этих масках. Маски являются результатом творения древнего скульптора и передают индивидуальные особенности внешнего облика человека таштыкской эпохи.

В настоящее время маски хранятся в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург), в Государственном историческом музее и в Музее культуры народов Востока (г. Москва), в Минусинском региональном краеведческом музее им. И. М. Мартьянова (г. Минусинск), в Хакасском республиканском краеведческом в музее им. Л. Р. Кызласова и в музее Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан).

Представленные на выставке художественные фотографии сняты в технике светового пера (световой кисти). Как правило, в научных статьях и монографиях иллюстрации представлены сухими документальными фотографиями, а высокое мастерство исполнения археологического изделия обычно скрыто схематизмом графического рисунка или фотографии. Известный советский археолог С. В. Киселев писал, что «таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей. В эллинском Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. Это объясняется, очевидно, той высокой школой, которую прошли таштыкские художники, участвуя в развитии скифо-сибирского, хунно-сарматского искусства». С другой стороны С. В. Киселев находит большое сходство таштыкских с римскими масками, одновременно указывая, что они существенно отличаются от китайских погребальных масок. Если первые имели поразительную портретность, то вторые создавались в рамках ритуальной условности.

Художественная фотография скульптур-масок позволяет увидеть не скупую иллюстрацию к научной статье, а наполненную драматизмом жизнь человека. Гостям Дома ученых представляется уникальная возможность с помощью современной цифровой фотографии перенестись на две тысячи лет назад, в эпоху древней Хакасии, и вглядеться в лица людей, живших на этой земле, горячо любивших ее и Вечное Небо над головой.

Соб. инф.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+527+1