Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2736-2737) 14 января 2010 г.

ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ

Из выступления и.о. председателя Президиума ИНЦ СО РАН чл.-корр. РАН И. В. Бычкова.

Иллюстрация

Среди региональных центров СО РАН научный потенциал ИНЦ СО РАН занимает второе место после Новосибирского центра. Это девять крупных НИИ, уникальный Байкальский музей, эффективная организация использования научного оборудования в рамках Байкальского ЦКП (общая стоимость дорогостоящего оборудования составляет около 310 млн руб.). Сегодня в ИНЦ СО РАН работают около 3700 человек, в том числе 6 академиков, 7 членов-корреспондентов РАН, 233 доктора наук, 634 кандидата наук.

К сожалению, в вопросах взаимодействия с областной администрацией пока проблем больше, чем в соседних регионах. Немалую роль здесь сыграла частая смена губернаторов в последние годы и, соответственно, постоянные реорганизации административного аппарата области. Сегодня, с приходом на пост губернатора Дмитрия Федоровича Мезенцева мы с надеждой смотрим в будущее, а основой этому служит интерес к науке, который проявляется в проведении важных мероприятий с привлечением ученых. Так, 1 августа 2009 г. на Байкале состоялось выездное совещание Председателя Правительства РФ В. В. Путина, на котором были рассмотрены меры по охране окружающей среды и сохранению уникальной экологической системы озера Байкал. В работе совещания приняли участие академики Н. П. Лаверов, А. Л. Асеев, М. И. Кузьмин, М. А. Грачев, Р. И. Нигматулин. На совещании, в частности, было решено, что учреждения СО РАН примут участие в разработке научных основ федерального законодательства по вопросам охраны окружающей среды, а также совершенствования мониторинга экологической системы озера Байкал.

Уже стал классикой пример роли науки в решении о переносе трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» за границы водосборного бассейна озера Байкал, когда были плодотворно использованы результаты многолетних комплексных фундаментальных исследований ландшафта, климата, недр Прибайкалья.

Новый пример — разработка проекта «Экономическая оценка сценариев развития города Байкальска» (2009 г.), включающего оценку современного экономического состояния Байкальского ЦБК и экономически обоснованные предложения хозяйственной деятельности на данной территории. Проект разрабатывался во взаимодействии с Правительством Иркутской области на средства, выделенные Сибирским отделением РАН.

В начале декабря на совместном заседании двух комитетов Общественной палаты Иркутской области, Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, представителей Иркутского научного центра принято решение о необходимости разработки стратегии развития минерально-сырьевой базы региона. Для этого была создана рабочая группа под руководством ИНЦ СО РАН.

По заказу и при участии областной администрации Институтом географии выполнен проект водоохранного зонирования Иркутской части побережья озера Байкал, издан уникальный атлас «Иркутская область: экологические условия развития», подготовлена основа Схемы особо охраняемых природных территорий.

Институтом земной коры проведено обследование последствий землетрясения 27.08.2008 г. с оценкой сейсмической надежности нескольких десятков объектов социального и жилого назначения. Совместно с Минстроем области и администрацией Слюдянского района разработана социально-экономическая программа ликвидации последствий землетрясения.

Можно привести и другие примеры сотрудничества областной администрации с фундаментальной наукой, но в целом его уровень сегодня не устраивает обе стороны.

Финансирование научных разработок из средств регионального бюджета очень низкое по объемам и не имеет под собой устойчивой правовой базы. В 1999 г. был принят региональный закон о научной деятельности и научно-технической политике Иркутской области, где устанавливалось: «Размер средств, выделяемых на финансирование научной и научно-технической деятельности, не может быть менее 2 % расходной части областного бюджета». Этот рубеж, конечно, никогда не был достигнут, но всё же уровень цифр в предыдущие годы был другой по сравнению с сегодняшним. На 2010 год в проекте областного бюджета заложены расходы на НИР и ОКР менее 1,3 млн руб., на конкурсную поддержку инновационных проектов — 5,3 млн руб.

Несколько слов о проведении регионального конкурса «РФФИ-Байкал» (с 2008 года «РФФИ-Сибирь»). В графике за 2005 год по числу выигранных проектов РФФИ Иркутск опережал даже Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. Сегодня же региональный конкурс РФФИ на грани срыва. Ежегодно финансирование конкурса со стороны администрации проходит в конце года, что создает много трудностей по отчетности. В 2008 году администрация области вообще не нашла 3 млн руб. и не выполнила своих обязательств. В текущем 2009 году госконтракт по заказу правительства Иркутской области на выполнение уже выигранных работ по конкурсу на 3 млн руб. подписан 9 декабря(!), а завершиться должен до 15 декабря(!).

И всё же успехи институтов в реализации и продвижении своих работ есть, но они чаще всего напрямую зависят от активного сотрудничества непосредственно с промышленными предприятиями и ведомственными учреждениями. Например, ЛИН СО РАН выполнил работу для ОАО «СУАЛ» по исследованию тонкодисперсных алюминиевых порошков, для «Иркутскэнерго» разработал и внедрил в производство способ рекультивации карт золоотвалов, а для ФГУП «АЗХК» провел экологический аудит международного центра по обогащению урана. Институт геохимии предложил ООО «Гипрохлор» участие в демеркуризации ртутных отходов в г. Усолье-Сибирское (1 млн руб.).

На протяжении многих лет ИрИХ ведет работы по созданию новых лекарственных препаратов, в том числе универсального антисептика и дезинфектанта анавидина, капилляропротектора дигидрокверцетина. Эти разработки сделаны институтом с привлечением инвесторов без участия администрации области, хотя были неоднократные обращения в областную администрацию за поддержкой. Например, препарат анавидин широко применяется лечебными учреждениями страны, но больницами области используется недостаточно.

В 2009 г. институты ИНЦ СО РАН предложили в концепцию Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года 36 проектов. Объем фонда областного конкурса (около 5 млн руб.) позволяет поддержать лишь несколько небольших проектов, близких к выпуску готовой продукции.

Что, на наш взгляд, нужно восстановить из положительного опыта прошлых лет, и какие новые механизмы взаимодействия власти и науки необходимо создать в ближайшее время? На основе систематического изучения эффективных механизмов сотрудничества власти и науки в регионах СФО нужно сформулировать и утвердить региональную целевую программу развития научно-технической и инновационной деятельности. Внести продиктованные временем изменения в региональный закон «О научной деятельности и научно-технической политике Иркутской области». Восстановить деятельность Координационного научного совета при губернаторе. Активно привлекать ученых к работе специализированных советов и комиссий Правительства и Законодательного собрания по решению стратегических вопросов социально-экономического развития региона. Создать Фонд научных исследований области. Поддерживать развитие инфраструктуры инновационной деятельности.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+529+1