Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3 (2738) 21 января 2010 г.

РАЗМЫШЛЕНИЕ
О РОЛИ РЕЛИГИИ И РОЛИ ИСТОРИИ

Академик В.Е. Накоряков.

Иллюстрация

В недавно опубликованной статье «Исторический шанс России» в газете «Наука в Сибири» № 40 (2725) от 8 октября 2009 г. я обратил внимание на необходимость преподавания основ истории религии и православия в школах. Совершенно неожиданно я подвергся критике со стороны нескольких высокоинтеллектуальных читателей, а один из них, очень близкий мне человек, обиделся на то, что я обвинил его и его сверстников в отсутствии патриотизма и любви к своей стране. Это наивная обида возникла вследствие того, что я утверждал и утверждаю, что патриотизм воспитывается православной Церковью. Меня также обвинили в клерикализме, примитивном понимании проблемы религии и т.д. По Карлу Ясперсу, его знаменитым книгам «Истоки истории и ее цель» и «Философская вера», будущее мира определялось процессом формирования основных религий: христианства, иудаизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, мусульманства. Лично я полностью стою на позиции Ясперса и уверен, что Россия — страна православного христианства, и моральные ценности этой религии через Церковь входили в плоть и кровь русского человека.

Во время ленинско-сталинской диктатуры, в послевоенные времена в стране проповедовалась коммунистическая мораль, заимствованная из Евангелия, внедрялась своеобразная государственная религия, основанная на идее коммунизма. После разрушения веры в коммунистическое будущее Россия стала страной нигилистов в основной массе русского народа и страной мусульманской и других быстро восстанавливающихся религий. Основная часть населения — нигилисты, а часть национальных республик исповедуют ислам, буддизм, ламаизм и т.д. Нигилизм приводит к неустойчивости и революции или обывательскому отношению к жизни (как говорят в народе, «пофигизму»). В то же время, в мусульманских республиках, даже Татарстане, уже появились признаки мусульманского экстремизма.

Православие — великая религия, исповедующая доброту. Я лично — человек абсолютно не религиозный, но обладаю так называемой «философской верой» и сопоставляю свою жизнь с философией Спенсера, Ясперса и моралью Льва Николаевича Толстого и Альберта Швейцера, великого врача-гуманиста. Убежденность А. Швейцера и Л. Н. Толстого в необходимости преклонения перед жизнью, безусловно, совпадает с моралью Церкви. Конечно, было бы очень наивным считать такое сочетание идеальным, но каждый образованный человек может ориентироваться в мире, используя труды великих философов прошлого и настоящего. Это полностью заменяет необходимость веры во Всевышнего. Для неактивной части населения, «обывателей», принятие евангельских правил сосуществования никак не может быть вредным.

Буквально несколько дней назад стало известно, что в Новосибирской области в некоторых школах в четвертых-пятых классах в виде эксперимента будет введен курс по изучению мировых религий. Мне кажется, что это паллиатив, так как преподавание будет вестись не священником. Не вижу ничего неестественного, если бы в школах с большинством русских учеников основы религии преподавали православные священники. Именно в старших классах, где ученикам необходим, выражаясь высоким стилем, духовный пастырь. Только такой радикальный сдвиг позволит реально надеяться на противодействие распространяющейся среди подростков наркомании и сексуальной распущенности. Когда академики возмущаются этим предложениям под девизом борьбы с клерикализмом, то я напомню, что вольтерьянство и увлечение им Екатерины ІІ привело к эротической буре и разложению императорских дворов. Антиклерикальные идеи Руссо породили в конце концов кровавую диктатуру якобинцев и других просветителей. Россия сейчас крайне нуждается в том, чтобы мы во что-то начали верить. Основные ценности православной Церкви учат главному — любви и добру.

Каждый интеллигент во что-то верит. Ученый верит в науку, и на философском языке он позитивист. Но позиция ученого легко критикуема, так как когда он начинает новые исследования, он верит в то, что есть явления природы, которые станут, с его точки зрения, непреложным фактом по завершению исследований. По существу, он не отличается от любого верующего, так как верит в отсутствие непознаваемого. Это тонкий философский вопрос, над которым бились такие гениальные мыслители, как Платон, Гегель, Кант, Сартр, Кьеркегор и множество других. То, что Церковь воспитывала и воспитывает патриотизм во всех странах мира — факт непреложный.

Из школ, в которых я учился, благодаря воспитанию веры в великое будущее страны большинство мальчиков добровольно шли учиться в офицерские училища, и некоторые из них стали генералами и адмиралами. Перестройка разрушила всю искусственную постройку государственной морали советского общества, и народ превратился в общество неграмотных атеистов с верой в деньги, в личную физическую и духовную силу. Конечно, у некоторой небольшой части элиты есть свои любимые философы и писатели. По существу, крупнейшие мыслители, в идеологию которых многие верят — это Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Н. С. Гумилев, религиозные философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин и т.д. Неважно, кого чтит человек — А. Швейцера с его преклонением перед жизнью или Ф. Кафку с его страхом перед нею — важен факт, что человек думает о смысле жизни, имеет свою мораль и не поддается стадному инстинкту, который приводит государство к деспотическим структурам типа гитлеровской Германии и сталинской России.

Разнообразие мировоззрений, усвоенных элитой общества, демократия в мировоззрениях этой элиты является ключом к стабильному существованию. Конечно, мне и в голову не приходит пропагандировать свободу фашистских идеологий, мусульманского экстремизма, но простой анализ гражданских обществ показывает, что большинство философских мировоззрений и большинство религий, исповедуемых массами, внушают оптимизм при анализе будущего человечества. Для воспитания патриотизма очень важно изучение истории Российского государства и истории регионов, поселков и деревень. Имеются прекрасные книги по истории России: труды Н. М. Карамзина, В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, есть великолепный дореволюционный учебник для гимназий царской России С. Ф. Платонова. А. С. Пушкин восхищался книгой «История России для детей», написанной А. О. Ишимовой, описывающей историю вплоть до 1740 года.

В Ордынском районе работает замечательный человек О. М. Лыков. Он окончил Новосибирский государственный университет и Сибирскую академию государственной службы, работал первым секретарем Ордынского райкома комсомола, работал в Афганистане. Сейчас он написал прекрасную книгу по истории Ордынского района — «Ордынская хроника». Советую всем почитать эту книгу, она читается как роман. Я очень люблю Ордынский район и село Усть-Алеус, в котором я приобрел маленький дом тридцать лет назад. Это замечательные места, где прекрасные природа и люди, где хотелось бы прожить всю свою жизнь. Преподавание истории малой родины в школах района принесло бы не меньший успех, чем, например, принудительный возврат в село тех, кто получил образование в городе на основе контрактов соответствующих государственных структур со студентами. Мы можем решить проблему перелома демографической ситуации только повышая экономическое благосостояние района, повышая уровень духовности и патриотизма в наших детях и внуках через семью, школу, церковь, спорт и т.д.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+530+1