Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 10 (2745) 11 марта 2010 г.

ПОЛУКРУГЛАЯ ДАТА

27 февраля, в субботу, в музыкальном салоне Дома учёных Академгородка прошёл праздничный концерт, посвящённый пятилетию Клуба любителей современной академической музыки, обозначаемого странной и ни с чем не соотносимой аббревиатурой «КЛМН».

Мария Горынцева, «НВС»

Иллюстрация

«Пять лет назад, тёплым февральским вечером 13 февраля 2005 года ... заседали мы в апартаментах кандидата физико-математических наук Дмитрия Юрьевича Власова, внимая чарующим звукам Третьего Сoncerto grosso Альфреда Гарриевича Шнитке. То заседание стало главной отправной точкой, мощнейшим катализатором, благодаря которому встречи перешли на твёрдую основу и стали носить регулярный характер. Теперь с полной уверенностью можно заявить, что это историческое решение было принято в нужное время, в нужном месте и среди нужных людей», — пишет Иван Геращенко, он же Иван Давыдоff, аспирант Института филологии СО РАН, именующий себя, согласно Уставу Клуба, Председателем Президиума и Генеральным секретарем КЛМН. Да, у Клуба есть Устав, гимн, два логотипа, страничка «В контакте» и ветка на форуме Академгородка в разделе «Музыка». Но самое главное — это живейший интерес к музыке, которую можно назвать современной академической (XX–XXI в.): симфонической, камерной, инструментальной, вокальной, экспериментальной — словом, той, что имеет шанс вскоре стать классикой и постепенно становится.

Для меня отраднее всего то, что девять десятых членов Клуба и посетителей его заседаний — это молодые люди 20–30 лет. Они покупают диски, скачивают музыку из Интернета, переписываются с такими же любителями современной академической музыки и обмениваются записями, разыскивают и открывают товарищам редкие имена. Причём сугубо камерные, домашние мероприятия в формате «музыкальных посиделок» обретают размах и вовлекают в орбиту Клуба всё больше молодых и жадных до нового людей. Квартирные собрания, на которых прослушиваются аудиозаписи или просматриваются видео (например, 13 февраля заседание Клуба почтил своим присутствием старейший филофонист Академгородка, д.г.-м.н. Аскольд Всеволодович Тригубов, представивший оперу Рихарда Штрауса «Электра»), уже с трудом вмещают желающих приобщиться к высокому. В связи с этим встал вопрос об изменении формата — включении мероприятий клуба в план мероприятий ДУ.

Ивана и его коллег живейше поддержала заведующая Музыкальным салоном ДУ Вера Михайловна Выжигова, за что ей выражают горячую благодарность члены Клуба и примкнувшие — без её энтузиазма задуманное вряд ли удалось осуществить. Ещё во время «квартирников» Президиум Клуба начал приглашать на творческие встречи композиторов и исполнителей Новосибирска. Так, например, большое впечатление произвело знакомство с композитором Андреем Кротовым, исполнившего демо-версию своей оперы «Дня не было, числа тоже...» по «Запискам сумасшедшего» Гоголя и подарившего Клубу диск с записями своей музыки с трогательной надписью. Теперь, начиная с марта, такие живые концерты и творческие вечера станут регулярными и будут проводиться 1-2 раза в месяц (для желающих приобщиться вход бесплатный). Впрочем, камерные домашние встречи тоже будут.

Празднование «полукруглой» даты — пятилетия Клуба — прошло впервые именно в Музыкальном салоне. Маленькое помещение и непосредственная близость исполнителей к слушателям создаёт неповторимую атмосферу камерного — в исконном смысле этого слова — музицирования. В первой части небольшого концерта выступили прекрасные музыканты: альтист Камерного оркестра Олег Багинский со своей сестрой Еленой Багинской (сопрано) и пианисткой Ренатой Мироновой. Звучала музыка Генри Пёрселла, Антона Аренского, Астора Пьяццоллы, Исаака Дунаевского. Некоторые технические шероховатости исполнения окупались живостью и свежестью. Рената Миронова покорила публику светлой и печальной пьесой «Баренцево дно», посвящённой, как оказалось, памяти подводников, погибших на АПЛ «Курск». Во второй части слушателям были представлены две пьесы для баяна Владимира Зубицкого в исполнении студента пятого курса НГК Дмитрия Анатольевича Медведева (сочетание имени, отчества и фамилии этого достойного музыканта вызвало естественное оживление в зале). В заключении концерта выступил 23-летний композитор и пианист, дипломант IV Международного конкурса «Современное искусство и образование» в номинации «Композитор-исполнитель», Алексей Вандрик, представивший собственную сюиту № 2 для фортепиано, а в заключение концерта — пьесу для фортепиано и кларнета «Шалом» (в дуэте с замечательным кларнетистом Владимиром Авдиянцевым).

Не менее прекрасной была и неформальная часть празднования. Благодаря доброте и любезности милейшей Веры Михайловны Клуб был допущен в гостиную напротив Музыкального салона. Собравшиеся пели, плясали и остались чрезвычайно довольны вечером в обеих частях — как написала на другой день на форуме одна из участниц, «я как будто побывала на балу в XIX веке!» И это лишний раз показывает, что академизм и скука — понятия совершенно не тождественные.

...Когда-то, на заре Академгородка, в коммунальной квартире на Морском проспекте, в комнате с окном на осинки, росшие на месте Малого зала Дома учёных, у моей мамы собиралась молодёжь и слушала, как утверждал сосед-алкоголик, «антисоветскую музыку». В круг такой музыки включались Моцарт, Гайдн, Прокофьев, Шостакович, Бах — репертуар был обширен, а помимо музыки, под которую я, в то время совсем маленький ребёнок, как правило, благополучно спала, запомнилась тёплая и по-настоящему душевная атмосфера тех «посиделок». Традиции живы — молодёжь по-прежнему приобщается к серьёзной музыке и приобщает любителей из числа старших (вроде вашего покорного слуги). И не верьте тем, кто говорит, что искренность, теплота и душевность ушли из нашей жизни, что молодёжь, как водится, «не та». Всё есть, а люди, как и во все времена и во всех поколениях, — разные. КЛМН, он же Клуб любителей современной академической музыки, прекрасно это доказывает.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+537+1