Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2747) 25 марта 2010 г.

ПЛАНЫ
МИНИСТРА ФУРСЕНКО

Девятнадцатого марта состоялась коллегия Министерства образования и науки РФ, посвященная итогам деятельности министерства в 2009 году и задачам текущего года.

Через четыре дня после заседания коллегии мой интернет-поисковик обнаружил более ста публикаций в сети, посвященных этому событию. В то же время на сайте министерства оперативно появились материалы доклада Андрея Фурсенко (с иллюстрациями). Поэтому отставим в сторону многочисленные публикации СМИ и прочитаем и процитируем первоисточник — доклад министра науки и образования. Естественно, остановимся на позициях, прилегающих к академической науке.

Как отметил Фурсенко, в 2009 году, несмотря на кризисные явления в экономике, министерством была продолжена системная работа по модернизации сферы образования и науки.

Он подробно остановился на проблемах кадрового обеспечения базовых отраслей экономики в условиях перехода к инновационному развитию.

В частности, министр отметил, что «начат второй этап формирования сети национальных исследовательских университетов. Основной задачей государственной поддержки национальных исследовательских университетов является создание в России именно университетов мирового класса, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, а также ответственность за развитие и коммерциализацию в России высоких технологий».

Считая, что в данной ситуации лучше цитировать, чем излагать, приведем ряд цитат из отчетного доклада министра науки и образования.

«Благодаря предпринятым в последние годы усилиям удалось достичь подвижек практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной системы. В частности, завершается разработка нормативной базы по национальным исследовательским центрам, принят и начал реализовываться закон о малых инновационных предприятиях, проведен первый этап конкурса национальных исследовательских университетов, созданы основные элементы инновационной инфраструктуры. Правительством была принята система оценки результативности научной деятельности исследовательских институтов.

Основные показатели оценки
эффективности научных организаций:

— удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме выполненных научной организацией работ, услуг;

— число публикаций и цитируемость работников научной организации в Web of Science и РИНЦ, отнесенное к численности исследователей научной организации;

— число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научной организации, отнесенное к численности исследователей;

— объем средств, поступивших по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР;

— удельный вес исследователей в общей численности работников научной организации;

— фондовооруженность.

В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы» (далее — Программы) предусмотрены мероприятия по «Проведению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ совместно с иностранными научными организациями или по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом».

Вместе с тем, масштаб этой деятельности пока еще неудовлетворителен. Главными ограничителями роста продолжают оставаться недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов, слабая заинтересованность бизнеса в поддержке и реализации отечественных инноваций, недостаточная координация предпринимаемых действий.

Ключ к решению этих вопросов лежит в существенно более тесной интеграции науки, образования и реального сектора экономики. Правительство Российской Федерации, осознавая необходимость такой интеграции, дополнительно направит в ближайшие три года 90 млрд рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах страны — по 30 млрд рублей ежегодно.

Сегодня университеты, конкурирующие с Российской академией наук, становятся равноправными участниками научных исследований, конкурируя с институтами РАН, ГНУ, другими ведущими научными центрами. Одновременно с внутренней конкуренцией мы обязаны развивать конкуренцию с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира.

На это направлены наши усилия по вхождению России в рамочные программы ЕС, участие в крупных международных проектах, запуск конкурсов, в которых, наряду с российскими учеными, участвуют наши соотечественники из других стран и иностранные ученые.

В рамках указанных мер предполагается обеспечить государственную поддержку развития кооперации вузовских, академических научных коллективов и научных подразделений государственных корпораций в регионах. Кроме этого, бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе коммерческим предприятиям для реализации проектов, включающих стадию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерческую стадию, реализуемую за счет средств бизнеса.

Также запланирована государственная поддержка мероприятий, направленных на привлечение к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, в том числе зарубежных, включая соотечественников. Бюджетные средства будут предоставляться на конкурсной основе в виде гранта ученому на реализацию проекта в российском вузе.

При этом предполагается, что экспертиза всех подобных новых форм развития и интеграции науки и образования в России должна отвечать самым высоким международным требованиям. Как ожидается, это позволит, в том числе, обеспечить как эффективность расходования бюджетных средств, так и результативность предпринимаемых мер в плане развития отечественной инновационной системы в целом.

В настоящее время проводится работа по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Базовыми для них являются сформулированные Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым пять приоритетов технологического развития экономики России.

Уточнение списка приоритетных направлений и критических технологий позволит сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса на развитии существующих и создании новых технических решений, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации. В целом этот комплекс мер должен повысить эффективность и отдачу государственного сектора науки, а также повысить эффективность бюджетных расходов.

На повышение эффективности деятельности подведомственных учреждений направлен переход на новые формы и механизмы финансирования сети бюджетных учреждений, в частности, внедрение с 2011 года механизма субсидий.

Перевод бюджетных учреждений подведомственный сети на финансирование через механизм субсидий, а также переход на систему государственного задания значительно повысят прозрачность бюджетного финансирования, в том числе в части осуществления ими инновационной деятельности. При этом принципиально важно допустить к бюджетному финансированию в рамках выполнения государственного задания организации всех форм собственности. Это послужит основой повышения экономической мотивации учреждений, в частности через увеличение финансирования тех из них, которые работают наиболее эффективно.

Осуществить переход к финансированию на основе субсидии в 2010 году предполагается также в части расходов государственных академий наук.

Министерство всегда выступало за проектный подход и повышение конкуренции при распределении бюджетных средств. Это не в последнюю очередь касается фундаментальных исследований. Примером высокоэффективного механизма конкурсного распределения средств на поддержку фундаментальных исследований является деятельность Российского фонда фундаментальных исследований (далее — РФФИ) и Российского государственного гуманитарного научного фонда (далее — РГНФ). Считаю принципиально важным соблюдение упомянутых принципов конкурсности и состязательности и при реализации государственными академиями наук Программы фундаментальных исследований».

Итак, министр образования и науки Андрей Фурсенко перечислил немало новых позиций, которые в 2010 году напрямую коснутся академической науки, как в организационном плане, так и в сфере финансирования исследований.

* * *

В заседании коллегии принял участие и выступил вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов. Он поставил перед министерством задачу оптимизации структуры в интересах обеспечения большей гибкости и маневренности при принятии решений.

По словам вице-премьера, сейчас министерству необходимо провести мониторинг уже запущенных и реализуемых проектов, проверить их реальную эффективность.

По мнению Иванова, государственные академии наук должны заняться реализацией крупных исследовательских проектов с привлечением зарубежных ученых, потому что сейчас России нужны «крупные проекты, аккумулирующие усилия многих участников, и средства, выделяемые на науку через различные механизмы».

«Государственным академиям наук необходимо пересмотреть свои планы развития с тем, чтобы в них появилось место для таких крупных проектов. В том числе — проектов по созданию объектов исследовательской инфраструктуры, способных привлечь к исследованиям не только российских ученых», — сказал Сергей Иванов. Вице-премьер полагает, что это укрепит позиции нашей страны в международной научной кооперации и поможет привлечь в науку молодежь.

Также вице-премьер поручил министерству образования и науки вести постоянный анализ эффективности работы научных организаций страны, согласно постановлению правительства об оценке результативности деятельности учреждений науки: «Считаю, что появившийся у нас инструмент оценки является действенным катализатором научной сферы. Его необходимо использовать для всего государственного сектора науки».

Он предложил министерству изучить, как федеральные ведомства и государственные академии наук внедряют эту систему оценки.

«Министерству необходимо разработать предложения о юридическом закреплении порядка, при котором государство будет финансировать только те НИОКР, результат которых может быть надлежащим образом оформлен в виде научных публикаций с широкой цитируемостью или патента», — сказал Иванов. Для повышения эффективности бюджетных расходов на науку министерство должно стать органом, координирующим распределение госсредств, направляемых на НИОКР гражданского назначения, заметил вице-премьер.

И. Глотов, «НВС»
(по материалам с сайтов
Правительства РФ и МОН РФ)

Иллюстрация —
из отчетного доклада министра.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+539+1