Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2752) 29 апреля 2010 г.

ВАЖНО ВЕСТИ
ПРОПАГАНДУ НАУКИ

Из выступления академика И. И. Гительзона.

Мы много времени уделяем обсуждению показателей, однако надо констатировать, что фундаментальную науку невозможно свести к цифрам. Впрочем, эта линия навязана нам извне, и на неё нужно отвечать. Но это оборонительная стратегия, а, как известно, в одной обороне достичь победы невозможно. Поэтому мы должны думать и о наступательной стратегии. В этой связи хотелось бы поделиться соображениями по трём возможным направлениям.

Во-первых, я считаю, что Академия наук в целом и фундаментальные исследования, в частности, потеряли свой вес в обществе — как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Посмотрите, что творится в прессе и на телевидении. Наука дискредитируется, отношение к ней в обществе в лучшем случае скептическое, а порой и отрицательное, особенно у молодежи. Я не говорю уже о засилье в науке всякого шаманизма, с которым героически борется академик Э. П. Кругляков вместе с очень малой когортой единомышленников.

Мне представляется, что именно Сибирское отделение, которое всегда в ходе своей истории порождало много новых идей и успешно их развивало, должно начать реальную пропаганду науки. Очень важно выйти из оборонительного положения, в котором мы сейчас находимся. Никто, кроме нас, не сможет популяризировать науку без её вульгаризации. Известно, что крупные ученые-популяризаторы науки много сделали для того, чтобы общество признавало и понимало её значение. Таким образом, моё первое предложение — это разработка программы пропаганды науки.

Следующий момент, о котором хотелось бы упомянуть — это противопоставление университетов и Академии наук. И здесь, думается, нам опять целесообразно занять наступательную позицию, тем более что именно у нас, в Сибирском отделении, есть пример успешной совместной работы, которая осуществляется благодаря принципам, заложенным основателями университетского образования и науки в Академгородке. Но, опять-таки, кто об этом знает за пределами науки? А ведь есть не только Новосибирск, но и другие научные центры, в которых ситуация в этом плане обстоит далеко не так благополучно. Волею судеб я продолжаю налаживать сотрудничество Сибирского федерального университета и Академии наук. И должен сказать, что всё получалось лучше, когда это был маленький Красноярский университет. Сейчас, после слияния с другими вузами, у которых нет традиции развития науки, ситуация изменилась.

Считаю, что участие Академии наук в образовании также должно стать одним из основных направлений её деятельности. Так можно преодолеть искусственное противопоставление высших учебных заведений и науки, а заодно и демагогические высказывания о том, что настоящая наука делается не в Академии. В действительности начало этому разделению было положено в трудный период 90-х годов. Тогда мне пришлось участвовать в конференции в Вашингтоне, где американцы рассказывали о том, как у них построено подобное взаимодействие (как известно, наука там существует в университетах), давали советы. Но ведь у нас по-другому сложилась история; совершенно бессмысленно и разрушительно переделывать что-то сейчас. Да и зачем, когда есть другой выход, который показал Новосибирский государственный университет — интеграция науки и образования. И на примере Сибирского отделения, я думаю, нужно вести пропаганду, преодолевать сложившееся разделение. В этом вопросе СО РАН может занять самую активную позицию.

И, наконец, последнее. Сейчас мы нередко наблюдаем противопоставление молодых учёных старым. Моя научная судьба сложилась так, что я не могу на это пожаловаться — я активно сотрудничаю с учениками (и уже учениками учеников). Но в целом кажется, что это акцентированное разделение ведет к разрыву непрерывности, а в науке это очень опасно, ведь наука построена на эффективной передаче знаний. Мы знаем, что произошло, когда прервалось развитие науки в фашистской Германии, помним, как долго переживала и ещё не совсем преодолела болезненный период наша биология —после Лысенко она «облысела», и пришлось заново создавать ее традиции.

Иногда при получении наград молодые ученые, прекрасные ребята, не упоминают из какой они научной школы, откуда они взялись, каждый говорит — «я открыл, я сделал». В связи с этим вспоминается известное высказывание Ньютона: «Я достиг столь многого, потому что стоял на плечах гигантов». Думаю, что и здесь нам очень важно вернуться к разумной линии. Хотелось бы закончить выступление напоминанием о том, что говорил В. А. Коптюг, когда в очередной раз сталкивался с бюрократией. У него было выражение: «Мы их передумаем!». Давайте передумаем и сейчас!

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+544+1