Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2754) 13 мая 2010 г.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

В соответствии с решением Объединенного ученого совета по экономическим наукам от 10 декабря 2009 года, была создана рабочая группа, подготовившая аналитические материалы к докладу по реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком Китайской Народной Республики (2009–2018 гг.), утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао 23 сентября 2009 года.

Материалы подготовлены на основе анализа открытых и специальных источников о ситуации в экономике России и Китая, переговоров с партнерами в КНР, информации о проводимой в Китае государственной политике в области инвестиций, внешнеэкономической деятельности, валютного контроля.

Считаем необходимым представить читателям «НВС» краткую версию подготовленных материалов.

Геополитические и экономические
интересы России
при сотрудничестве с Китаем

Условия и механизмы сотрудничества России с Китаем следует рассматривать и определять исходя из геополитических целей страны, ее экономических интересов при безусловном обеспечении национальной безопасности. Важнейшее условие такого сотрудничества — обеспечение доступа российских компаний к инвестиционным ресурсам Китая, взаимное инвестирование, организация адекватного вхождения российских бизнес-структур на потенциально крупнейший в мире китайский рынок при привлечении китайских инвестиций в перспективные проекты на территории РФ.

Это потребует принятия на уровне Президента и Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, крупнейших компаний ряда принципиальных решений, требующих комплексного обоснования конкретных проектов, прежде всего, на предмет их соответствия долгосрочным интересам государства и бизнеса Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности страны.

Национальная безопасность России должна быть обеспечена прежде всего в части:

— территориальной целостности России (углубление интеграции российских регионов);

— социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока (повышение уровня и качества жизни населения);

— технологической безопасности (недопущение несанкционированного вывоза передовых российских технологий);

— экологической надежности инфраструктурных систем (снижение уровня техногенных рисков);

— кадровой безопасности предприятий на территории России (привлечение российского, в первую очередь, местного персонала);

— экономической безопасности (обеспечение экономических интересов России, в том числе налоговых и таможенных поступлений в бюджеты РФ, развитие экономики регионов РФ, коммерческой эффективности бизнеса российских компаний).

Китайская экономика — вторая в мире при оценке ВВП по паритету покупательной способности после США и самая быстроразвивающаяся из крупных экономик в мире. Обеспечение эффективного для нашей страны в коммерческом плане сотрудничества в сфере инвестиций, технологий и инноваций, организация совместных производств на российской и китайской территориях, привлечение китайских инвестиций в экономику нашей страны — важнейшие условия устойчивого социально-экономического развития Востока России.

Главная задача эффективного развития экономики Сибири и Дальнего Востока — не наращивание экспорта сырья любой ценой, а развитие систем глубокой переработки, увеличение доли поставок на внутренний и международные рынки продукции с высокой добавленной стоимостью, формирование глобальной, контролируемой российским государством и бизнесом, системы ресурсо- и товарообеспечения, диверсифицированной технологически и коммерчески эффективной системы экспортных поставок. При поставках на экспорт сырья необходимо заключение связных договоров, предполагающих обеспечение доступа российских компаний к объектам транспортировки, переработки и сбыта на территории Китая.

Финансово-экономический кризис
и сотрудничество с КНР

Китай достаточно эффективно преодолел влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику, оставаясь крупным растущим рынком и располагая значительными финансовыми ресурсами. Только в 2009 году Китаем были предоставлены межгосударственные кредиты России, Казахстану, Бразилии, Венесуэле и другим странам на общую сумму свыше 60 млрд долл., причем самый большой — 25 млрд долл. — предоставлен России.

В условиях текущего кризиса именно экспортный рынок Китая с сохранившимся высоким спросом на сырье и полуфабрикаты поддержал загрузку мощностей экспортных производств восточной части России. В 2009 г. Китай выдвинулся на 2-е место среди торговых партнеров России по внешнеторговому обороту.

Интересы Китая
при сотрудничестве с Россией

Китайские компании готовы работать в ресурсопроизводящих странах на любых условиях, на которых они могут быть допущены к источникам сырья: торговые сделки (импортные операции), участие в капитале сырьевых компаний, получение концессий, сервисные контракты, подрядные работы и др. Наиболее предпочтительный вариант для компаний стран-реципиентов — прямой доступ к сырьевым активам (ресурсам и запасам металлов, углеводородов; объектам инфраструктуры) через получение лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу сырья, участие в капитале компаний и др.

Китайские компании заинтересованы в организации импорта российской продукции, необходимой для китайской экономики — нефти и нефтепродуктов (в основном мазутов), древесины, черных и цветных металлов (в том числе в виде вторичного сырья для последующей переплавки), биопрепаратов, промышленных и медицинских лазеров и др.

Северо-восточные провинции, где предполагается осуществлять совместные проекты, являются старейшей промышленной базой Китая. Структура производства характеризуется преобладанием тяжелой индустрии, созданной еще с помощью Советского Союза, при этом темпы экономического роста отстают от общенациональных.

В условиях существующего технологического отставания Китая от стран Запада и России, ограничения со стороны США, Японии и Европейского Союза на трансферт передовых технологий, высокого уровня деловой активности в стране и определенного «перегрева» экономики китайские компании стремятся:

— провести мониторинг передовых российских научно-технических разработок с целью их последующей адаптации под потребности китайской экономики (в том числе на условиях промышленного шпионажа);

— установить прямые контакты с российскими организациями и учеными для организации научно-технического обмена, получения доступа к приоритетным для Китая российским разработкам (ядерные технологии, геология и технология редкоземельных элементов, нефтепереработка и нефтехимия и др.) в рамках финансируемых государством программ;

— организовать экспортные поставки своей продукции (номенклатура от лекарственных препаратов на основе женьшеня и др., медицинского оборудования до современных строительных и отделочных материалов) на российский рынок;

— организовать выпуск продукции по российской технологии, в том числе из российских комплектующих и технологических компонентов для поставок на китайский рынок и рынки третьих стран (новых материалов, лазеров, катализаторов и др.);

— получить возможность создания производства продукции и услуг по российской технологии (а также по технологиям стран СНГ, в частности, Украины и Белоруссии) под своей маркой для поставок преимущественно на китайский рынок на условиях легального приобретения патента либо на основе частных (не всегда легитимных) контактов с конкретными специалистами, а также попыток создания аналогий полученных образцов.

Специализация проектов

Основные совместные проекты в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востоком КНР (2009–2018 годы) как на территории России, так и Китая, связаны с развитием транспортной инфраструктуры — 45 и 55 соответственно, при этом большинство из них направлено на организацию вывоза российского сырья в КНР.

Программа асимметрична с точки зрения отраслевой структуры и технологического уровня. Большинство производственных проектов в России относятся к сфере освоения минерально-сырьевых ресурсов (27 проектов), отраслям лесопереработки (22), легкой и пищевой промышленности (13), промышленности строительных материалов (14). В то же время на территории Китая большинство проектов приходится на высокотехнологичные отрасли — химическую промышленность (17), машиностроение и приборостроение (18), обрабатывающие производства (41).

К числу крупнейших проектов на территории России следует отнести проекты в горнодобывающей промышленности — освоение Быстринской группы полиметаллических месторождений и формирование Удоканского территориально-производственного комплекса. Следует отметить, что реализация части проектов в области добычи полезных ископаемых планируется в комплексе со строительством обогатительных и перерабатывающих производств на территории РФ.

В программе прописано стремление обеих стран развивать сотрудничество в сфере трудовой миграции. Китай готов строить перерабатывающие производства на российской территории, если на них будет задействована китайская рабочая сила. Сможет ли российская сторона направить свою рабочую силу на реализацию проектов на китайской территории — большой вопрос.

В программе (сознательно или по другим причинам) мало внимания уделено сотрудничеству в энергетической сфере.

Вместе с тем предполагаемое опережающее развитие восточных регионов России предусматривает создание на Востоке страны развитой транспортно-энергетической инфраструктуры, в том числе и для усиления энергетических связей с КНР.

В этой связи особый интерес представляют следующие направления энергетического сотрудничества между Россией и Китаем:

— экспорт электроэнергии из Восточной Сибири в Китай;

— усиление российско-китайского сотрудничества в комплексной переработке бурых углей;

—обеспечение надежного энергоснабжения изолированных и труднодоступных потребителей восточных регионов России;

— развитие российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой сфере.

Приоритетные научно-производственные
области сотрудничества

Важнейшее направление инновационного развития экономики России — развитие НИОКР, реализация их на территории страны, поставки на экспорт высокотехнологичной продукции. Китай — потенциально крупнейший рынок российской продукции глубокой переработки и технологий.

Анализ ситуации указывает на следующие приоритетные области научно-производственного сотрудничества:

— новые материалы, в том числе строительные (производство строительных материалов на основе промышленных и сельскохозяйственных отходов с использованием высокоэффективных связывающих материалов), а также нетрадиционных видов минерального сырья (диопсид, волластонит и др.);

— производство моторных топлив (особенно из нетрадиционных источников — угля, природного газа, битумов);

— геология и химия редкоземельных элементов;

— каталитические процессы;

— промышленные и медицинские лазеры;

— энергетика, в том числе теплоэнергетика и горячее водоснабжение, на основе эффективного использования угольного топлива;

— возобновляемые и неисчерпаемые источники энергии (ветровая, солнечная, биомасса и др.);

— софтовые технологии, в частности, разработка обучающих программ, развивающих игр, адаптации современных систем к китайской иероглифической основе и др.;

— оптика;

— силовая электроника;

— организация производства углеродного волокна;

— геологоразведочные работы, добыча и поставки нефти и газа.

Между тем, проекты программы, реализуемые на территории России, в очень незначительном количестве и с большой натяжкой можно отнести к приоритетным областям научно-производственного сотрудничества, тогда как большинство проектов на территории Китая принадлежит именно к данным приоритетным областям.

Китайский инновационный сектор интересен нам прежде всего успехами в биотехнологиях, информационных технологиях, в медицине и фармацевтической продукции.

Одной из площадок для медико-фармацевтического сотрудничества является Республика Бурятия, где центр Восточной медицины и медицинский факультет БГУ уже имеют устойчивые связи с коллегами из МНР и Внутренней Монголии. Проект создания международного медико-фармацевтического научно-образовательного центра интересен еще и тем, что на его площадке можно гармонизировать технологии восточной медицины и западной.

Для агропищевого сектора Сибири и Дальнего Востока — регионов с дисперсным расселением сельского населения — особенно важны малые и сверхмалые технологические комплексы как для сельхозработ, так и для переработки продукции.

Практический интерес представляет для обеих сторон кремниевая тематика. На российской стороне в программу включен только один проект «НИТОЛа» по производству мультикремния в г. Усолье-Сибирское Иркутской области. Несомненно, географию размещения инновационных проектов по солнечной энергетике следует расширить.

Механизмы реализации программы

Успешность сотрудничества предполагает прежде всего соблюдение баланса в интересах, полномочиях и ответственности каждой из сторон по реализации программы, однако механизмы в программу не включены. Их разработка, на наш взгляд, является первоочередной и должна исходить из конкретных интересов сторон.

В связи с этим рабочая группа предлагает институциональную сторону сотрудничества сгруппировать в четыре основных блока.

Первый — это условия для инвестирования, включающие гармонизацию правовых и нормативных актов сторон, а также формы участия государственного капитала в проектах, виды государственных преференций.

Второй блок должен включать условия привлечения китайской рабочей силы и защиты интересов соотечественников, работающих над проектами в Китае. Сложность разработки этих правил обусловлена разностью демографических потенциалов приграничных территорий двух стран, различиями в уровнях производительности и оплаты труда, что делает китайскую рабочую силу более конкурентоспособной. Это наиболее болезненный вопрос для местного населения приграничных областей, поскольку примеры обустройства китайских диаспор в странах тихоокеанского региона показывают их способность быстро брать под контроль значительную часть местных предпринимательских и финансовых процессов.

Третий блок определяется условиями использования новых технологий как на российской, так и на китайской территориях.

Четвертый блок связан с условиями реализации совместно произведенной продукции на рынках обеих сторон и в третьих странах, а также порядок вывоза полученной прибыли. Наша страна не входит в ВТО, и Китай проводит достаточно жесткую политику в отношении импорта российских товаров, например, продовольственных и продукции лесопереработки, доступ которым на китайские рынки практически закрыт.

Роль монгольского направления
в развитии
российско-китайского сотрудничества

Несмотря на то, что в Программе российско-китайского сотрудничества на период до 2018 г. Монголия не задействована напрямую, тем не менее, монгольское направление в российско-китайских отношениях будет играть важную роль.

Более 2/3 иностранных инвестиций в Монголии приходятся на Китай. С одной стороны, монгольский рынок является ареной жесткой конкурентной борьбы между российским и китайским бизнесом, а с другой — Монголия сама является потенциальным конкурентом России на китайском рынке, особенно по минерально-сырьевым ресурсам.

Китайское правительство сформировало свою экономическую политику в отношении с Монголией в «Стратегии восьми дорог», предполагающей строительство автомобильных и железных дорог от монгольских месторождений минерального сырья к центрам переработки и потребления в Китае.

В этих условиях необходимо актуализировать вопрос о подготовке и принятии Российско-Монгольской программы сотрудничества с временным горизонтом на 10—15 лет, имея в виду, что действующая Программа торгово-экономического сотрудничества рассчитана на 2006—2010 годы.

Выводы и рекомендации

1. Обеспечение экономически эффективного сотрудничества в сфере инвестиций, технологий и инноваций, организация совместных производств на российской и китайской территориях, привлечение китайских инвестиций в экономику нашей страны — важнейшие условия устойчивого социально-экономического развития Востока России.

2. В современных условиях неизбежно, что на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока будет развиваться прежде всего промышленность, основанная на использовании природных ресурсов вне зависимости от источников инвестирования (российских либо иностранных).

3. Возможно быстрое привлечение всех видов китайских (прямых, портфельных, кредитных) инвестиций в проекты минерально-сырьевого комплекса, однако участие в сырьевых проектах целесообразно увязывать с пакетами инвестиционных проектов в глубокую переработку сырья на территории России.

4. Основная проблема привлечения китайских инвестиций в инновационную сферу в России — неполная конвертируемость юаня по счету капитальных вложений. Китай не осуществляет инвестиций в инновационные проекты за пределами страны (ни прямых, ни портфельных, ни кредитных), а, наоборот, привлекает иностранные инвестиции и технологии. Отличительной особенностью китайского инновационного бизнеса является использование (копирование и усовершенствование) технологий производства других стран. При налаживании сотрудничества необходимо обеспечение поддержки отечественных производителей в области патентного права (особенно в отношении инновационных российских технологий).

5. Реализация программы должна быть связана с уточнением перечня ключевых проектов на основе определения их социально-экономической эффективности для России и всестороннего учета стратегических ориентиров развития восточных регионов страны. Необходимо все проекты на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири сгруппировать по значимости и по их экономической эффективности на стратегические, первоочередные и второстепенные.

При уточнении программы необходимо:

— по каждому проекту определить перечень выпускаемой конечной продукции;

— обосновать кооперационные связи и размещение производств с учетом комплексного использования сырья;

— определить рынки сбыта;

— определить объем инвестиций, инвесторов и поставщиков оборудования и материалов для строящихся предприятий на территориях России и Китая;

— определить социально-экономический эффект проектов для сторон-участников их реализации.

6. Включенные в программу сотрудничества проекты должны найти отражение и в стратегиях и программах социально-экономического развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, поскольку на сегодняшний день некоторые из этих проектов не рассматриваются в региональных стратегиях и программах.

7. Выбор приоритетов следует осуществлять в контексте с монгольским направлением российско-китайского сотрудничества, поскольку Монголия представляет собой рынок конкурентных противостояний между российским и китайским бизнесом, а китайский рынок — между монгольским и российским бизнесом, особенно в продукции горнорудной промышленности. Инструментом поддержания баланса интересов может стать разработка Российско-Монгольской программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества на 2011—2020 годы и на период до 2025 года.

8. В политике кадрового обеспечения реализации Программы должен быть использован принцип паритетности: на российской стороне — в привлечении работников рабочих профессий, а на китайской — инженерно-технических работников.

9. Роль СО РАН будет заключаться в мониторинге и научном сопровождении корректировки и реализации программы, в координации действий с Министерством регионального развития, с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и бизнесом.

Академик В.В. Кулешов,
председатель ОУС по экономическим наукам,

д.э.н. А.Г. Коржубаев (ИЭОПП СО РАН),
руководитель рабочей группы,

д.э.н. Н.И. Атанов (ОРЭИ БНЦ СО РАН),
заместитель руководителя,

д.э.н. В.Ю. Малов (ИЭОПП СО РАН),
д.т.н. Б.Г. Санеев (ИСЭМ СО РАН),
д.г.н. Н.М. Сысоева (ОРЭСП ИНЦ СО РАН),
д.г.н. Л.М. Корытный (ИГ СО РАН),
с.н.с. А.Г. Корнеев (ИСЭМ СО РАН),
д.т.н. А.Д. Соколов (ИСЭМ СО РАН),
к.т.н. А.В. Лагерев (ИСЭМ СО РАН),
к.э.н. Ю.И. Иванова (ИСЭМ СО РАН),
д.г.н. Л.А. Безруков (ИГ СО РАН),
д.г.н. И.Л. Савельева (ИГ СО РАН),
к.э.н. М.Ю. Черевикина (ИЭОПП СО РАН),
к.э.н. Л.А. Бондаренко (ИЭОПП СО РАН),
О.В. Алешина (ИЭОПП СО РАН),
А.А. Ряпосов (ИЭОПП СО РАН),
А.Б. Мункодугарова (ОРЭИ БНЦ СО РАН)

стр. 6-7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+546+1