Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2314-2315) 27 июля 2001 г.

ЗАЛАРИНСКАЯ "РЕСПУБЛИКА ШКИД"

Галина Киселева, "НВС"

Семейно-воспитательный комплекс для детей, оставшихся без родителей, действует в Заларинском районе Иркутской области.

Он расположен в сибирской глубинке — местечке Тунгуй Заларинского района. Об этой земле местные жители даже песню сложили: "Издавна идет молва, что есть чудесная страна за Саянскими горами, зовется Тунгуйскою она". Но, как и повсюду сейчас в России, непросто живется на этой действительно красивой земле. Штормы "демократических" реформ оставили и здесь свой разрушительный след. И тем удивительнее увидеть среди разоренных деревень новое "с иголочки" поселение с резными окошечками, аккуратными строениями, заботливо возделанной землей. А еще удивительнее узнать, что живут и хозяйничают здесь... дети, по разным причинам оставшиеся без родителей.

Два года назад здесь доживала свой век заброшенная деревня. Но когда директор областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Юрий Александрович Гажалов решил претворить в жизнь свою идею создания на этом месте поселения для своих ребят, жители окрестных сел буквально с дрекольями пошли — "не отдадим свою землю безродной шпане!". Нужно было мужество и упорство, авторитет умеющего ценить свою землю и свое дело человека, чтобы убедить, доказать свою правоту, привлечь на свою сторону руководителей района, земляков. Зато сейчас они гордятся "гажаловской деревней", связывают с ней надежду на возрождение села, участвуют в ее строительстве и с удовольствием показывают приезжим гостям.

Мы побывали здесь с делегацией участников международной научно-практической конференции "Право ребенка жить и воспитываться в семье", которая проходила в Иркутске в июне, и воочию убедились, что за красивым фасадом домиков "гажаловки" вовсе не скрывалась, как предполагали некоторые, "потемкинская деревня". Здесь идет своим ходом хозяйски обустроенная и уже проверенная временем семейная жизнь, только семьи необычные. В каждой шесть ребят, из тех самых "неблагополучных", и один или два воспитателя. Дети обучаются в реабилитационном центре — проходят школьную программу, осваивают профессии, занимаются в кружках, а остальное время проводят в своем доме, ухаживая за огородом, животными, самостоятельно обустраивая свой быт. Некоторые "семейно-воспитательные группы", как их называют социологи, живут здесь уже второй год, другие только начинают обживаться. В день нашего пребывания как раз состоялось очередное новоселье. В новый дом въезжала семья Зелентов (здесь принято именовать семьи по фамилии воспитателей). Это был настоящий праздник для поселян с традиционными обрядами, шутками, песнями, застольем и подарками, разумеется. Ребята из соседнего дома, например, подарили новоселам двух поросят из своего хозяйства. "Дом вести — не лапти плести", — напутствовали новеньких "старожилы", дав понять, что все здесь не игра, а взаправду — и мозоли на руках и каждодневные заботы: "Нынче дом пришлось переконапачивать, холодновато зимой было".

Юлия и Юрий Зеленты переселились сюда из другого региона, купили домик в этом же селе и теперь хозяйствуют в двух дворах одновременно. За работу с детьми получают зарплату, невысокую, но для села, где оплачиваемую работу найти очень трудно, весомую. Правда, и ответственность высокая — ребята трудные, с непростой судьбой, и не один пуд соли съесть надо, чтобы подход к ним найти. Поэтому подбор воспитателей ведется очень строго. И варианты используются разные. В одних домах воспитатели "приходящие", а в других живут постоянно с детьми, как, например, Виталий Колосков.

Ребята наперебой приглашали в "свои" дома, ревниво демонстрируя, у кого лучше хозяйство обустроено. Мы еще стали и своеобразным жюри. Честно признаться, оценки всем хотелось поставить самые высокие. В домах по-городскому уютно, чисто, все постройки выполнены творчески, с выдумкой. На огородах — ни травинки лишней, в загонах ухоженные козы, утки и прочая живность. И все же победители выявились. Первое место заняла усадьба Галины Довлетовой, которую признали и "супер-мамой". "Супер-папой" назван воспитатель Виталий Колосков, а лучшей признана семья Широколобовых.

Как же возникла идея создать такое поселение? За годы работы в реабилитационном центре, кстати, одном из первых в России, Юрий Александрович насмотрелся на ребят, которых называет сегодня не иначе, как своими. Он видел, что существующая система помощи им несовершенна. Их нянчат педагоги, психологи, медики, их обеспечивают всем, а потом выталкивают в жизнь "не умеющими даже чая заварить". И возникает грустная статистика — только один процент воспитанников приютов заводят устойчивую семью, и почти 70 процентов — пополняют криминальные структуры. Идея лечить искалеченные души детей трудотерапией и коллективизмом не нова. Антон Макаренко гениально ее использовал, создав свою "Республику ШКИД". Но как в современных экономических и социальных условиях ее осуществить? Гажалов решил создать нечто иное — семейно-воспитательный комплекс, как его сейчас окрестили социологи, соединив влияние семейного уклада и труда в единую воспитательную силу.

— Это уникальный для России экспериментальный комплекс, — высказала свое мнение начальник отдела департамента Минтруда РФ Валентина Терехина. — Здесь четко отработано все — правовая база, воспитательный процесс, система обеспечения, система зарплат и так далее. Опыт этот должен быть распространен по всей стране, а гажаловский семейно-воспитательный комплекс должен стать творческой мастерской для многих специалистов.

— Я искренне порадовалась, глядя на талантливых людей, так интересно работающих с детьми здесь в сибирской глубинке,— определила свои впечатления директор социально-реабилитационного центра Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Галина Камаева. — Это не эксперимент, это возрождение замечательных российских традиций. Нельзя не заметить творческий почерк во всем. Педагоги центра используют не только известные педагогические методики, но и разрабатывают свои. Например, вовлечение детей в ролевые игры — сегодня они все "спартанцы", завтра "аборигены Севера", герои гоголевского "Вия". Это же самые современные высокие педагогические технологии. То, что совершается здесь, может сделать честь любому столичному центру.

— Идеи Макаренко получили здесь новое развитие, — сказал декан факультета социальных наук ИГУ профессор Владимир Решетников.

"Надежда" — так назвали свое поселение ребята. Пока здесь всего пять домов. А Гажалов мечтает, что будет их семьдесят. И судя по тому, как энергично он действует, какую поддержку находит у руководителей области, района, социальных служб, свою мечту он осуществит.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+55+1