Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24 (2759) 17 июня 2010 г.

ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА
БАБУРА ИСМАИЛОВА

С 26 мая по 14 июня выставочный зал Дома ученых СО РАН принимал у себя гостя из Республики Узбекистан — художника Бабура Исмаилова с выставкой «Иллюзии дервиша».

Ирина Бич, искусствовед, зав.выставочным залом Дома ученых СО РАН

Для нас это первая выставка художника из Узбекистана, а для известного мастера — первая крупная выставка на территории России. В экспозиции были представлены живописные полотна, графические листы и макеты к мультипликационному фильму. Творчество художника удостоено Золотой медали Академии художеств Узбекистана, его работы есть в очень известных собраниях, например, в музее Ван-Гога в Овере, Франция.

В Новосибирске этот проект состоялся благодаря поддержке недавно организованного в городе консульства Республики Узбекистан, лично генерального консула господина А. Р. Каримова и известного мецената И. Б. Кузнецова.

Иллюстрация

Бабур Исмаилов родился в 1973 году в Ташкенте. Его отец, кинорежиссёр, около 10 лет прожил в Москве. Бабур рос в творческой среде. Однажды его рисунки попали в руки известного художника, писателя, философа, режиссера Шавката Абдусаламова. Он благословил его дальнейший творческий путь. Шавкат не ошибся — сегодня перед нами сложившийся мастер с разносторонними интересами и возможностями. Творчество Бабура Исмаилова охватывает рисунок, живопись, сценографию, дизайн выставок, книжную иллюстрацию. Находит он время для преподавания и общественной деятельности.

Дервиш в восточном мире — не только религиозная фигура, но и более широкое понятие — мыслитель, учитель, духовный отец. Так и Бабур с самого раннего возраста сформировался как человек Востока — это художник думающий, мыслящий с серьёзными нравственными устоями. И выставка полностью отражает его характер — уравновешенный и гармоничный. Она наполнена утонченными чувствами, рождает мысль, вдохновляет. Выставки с философским уклоном изначально близки интеллектуальной зрительской аудитории нашего выставочного зала. Поэтому выставка Бабура Исмаилова стала долгожданным событием в художественной жизни научного городка, в частности, и Новосибирска в целом.

Иллюстрация

«Иллюзии дервиша» представили нам сложный мир восточного философа — мир гармонии, красоты и удивительного покоя, состояния хрупкого, как крылья бабочки, воздушного равновесия. Выставка наполняет сердце зрителя тихим светом, негромкими словами, забытыми ощущениями. Из теории искусства известно о духовном влиянии искусства на человека колорита, гармоничной линии, её энергетики, сложной пластики живописной фактуры и, конечно же, наполняющих её пространство героев, образов, предметов. Образы его собирательны, намеренно лишены портретности, индивидуальности. Простой бытовой мотив художник превращает в картину вселенского масштаба — здесь и национальный быт, и микрокосм человека и целая человеческая история.

Картина «Папа» — изысканное практически белое полотно с мягкой фактурой красочного слоя. Оно имеет форму квадрата, что подсознательно усиливает ощущение гармонии, равновесия, статики. Сквозь пелену снежного пейзажа проникают фигуры отца и ребёнка на санках. Взгляд задержавшейся собачки направлен на зрителя, трогает и вовлекает в историю, заставляет задуматься. Трудно преодолеть ощущение сновидения.

Конструктивный и содержательный строй живописных иллюзий Бабура Исмаилова находит прямые аналогии в фольклоре, эпосе, средневековой поэзии. Невозможно определить жанр большинства работ, традиционные признаки жанровой принадлежности размываются и переплетаются. Художник органично переплавляет традицию в современную живописную пластику. В картине «Раян» (рай) художник цитирует четверостишие Омара Хайяма «Друг, не тужи, чего уж больше нет...». В других работах искусство Бабура следует древней традиции восточной миниатюры, унаследовало её интерес к мельчайшим подробностям, узорам, связь со словом.

Иллюстрация

Символика произведений Бабура Исмаилова имеет и национальные, и общечеловеческие корни. Очень часто встречаются птицы — символ человеческой души, благого предзнаменования, легкости, плоды граната — символ жизни, образ красоты и единства мира. Во многих религиях гранат — символ вечной жизни, духовной плодовитости, дерево символизирует вечные принципы сотворения и рождения жизни.

Иллюстрация

Многие работы художника выглядят на первый взгляд почти монохромными. Только внимательный зритель раскрывает их второй уровень цветности — словно вкрапления драгоценных камней, небольшие, и оттого ещё более ценные, фрагменты цвета — изумрудов, сапфиров, лазурита, яшмы сверкают на фоне приглушенных натуральных оттенков: старого дерева, крепкого чая, мягкой дорожной пыли. Колорит другой серии ближе восточному — яркий, как восточные ткани, ковры, мозаика. Эффект старинной фрески, природного камня передают фактуры картин Бабура Исмаилова — здесь его авторская фантазия не знает себе равных. Фрагментарность красочного слоя, искусно аранжированная, создаёт загадочность, недосказанность, рождает новый миф.

В целом у зрителя выставка узбекского мастера вызвала сильные переживания, пронзительные, настоящие эмоции. Об этом говорят слова из книги отзывов: «Это чистое дыхание свежего ветра. Рождается мысль от взгляда...», «Горячий цвет вызывает в памяти ни на что не похожий аромат Востока...», «Картины особенные и настоящие...». Искусство Бабура Исмаилова, его произведения оказались созвучны и близки нашему зрителю. С нетерпением все мы будем ждать новой встречи с творчеством этого замечательного художника в следующем году на выставке в Новосибирском государственном художественном музее.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+553+1