Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 27 (2762) 8 июля 2010 г.

ДВА ПОРТРЕТА — ДВЕ СУДЬБЫ

В конце 2009 года в библиотеку Новосибирского художественного музея поступил ряд каталогов, в которых воспроизведены пять портретов художника первой трети XIX века Александра Григорьевича Варнека. Среди них портреты двух молодых людей в офицерской форме — Александра Строганова и Владимира Апраксина, — считавшиеся ранее утерянными. А «нашлись» данные портреты, что поразительно, в самом главном музее страны — Государственном Эрмитаже (ГЭ), в фондах русской живописи.

Владимир Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

Портреты эти, строго говоря, вовсе и не терялись. Просто искусствоведом Ю. Ю. Гудыменко совместно с коллегами была проведена тщательная их экспертиза с использованием рентгеновских лучей, подтвердившая предполагаемое имя автора портретов. Результаты данной работы были опубликованы еще в 2004 году в Сообщениях Эрмитажа.

А в 2006 году портреты были включены в экспозицию выставки сокровищ Эрмитажа «Россия. Взгляд через столетия», проводившейся в городе Смоленске. В разделе каталога выставки, посвященном портрету ХIХ столетия, говорится: «Чрезвычайно ценим художественной критикой той поры был А. Г. Варнек. Его портреты В. С. Апраксина и А. П. Строганова убедительны и правдивы, что всегда являлось отличительной чертой мастера».

Замечу, что в 2007 году в Издательстве СО РАН вышла моя небольшая книга «Художник-портретист и педагог А. Г. Варнек». Во время работы над ней я познакомился со многими портретируемыми художника, в том числе с Александром Строгановым и Владимиром Апраксиным. Поэтому, когда у меня появились сканированные репродукции найденных портретов из каталога упомянутой выставки, мне захотелось показать их новосибирским любителям живописи и рассказать о молодых людях, запечатленных на них.

Иллюстрация
Портрет Александра Строганова.

Судьба Александра Павловича Строганова (17.06.1794 — 23.02.1814) оказалась драматичной, хотя и происходил он из богатой и знаменитой семьи, являясь единственным наследником генерала, героя Отечественной войны 1812 года Павла Александровича Строганова. Любопытно, что в упомянутой выше статье Ю. Гудыменко на основании косвенных свидетельств вычисляет точную дату рождения Александра, необходимую для установления даты написания портрета. На самом деле дата эта известна, и приведена она на надгробии молодого человека, о чём автор статьи, скорее всего, просто не знал.

В январе 1812 г. Александр Строганов, окончив Училище колонновожатых, был произведен в офицеры, и перед ним открывалась блестящая воинская карьера. В связи с этим событием молодой офицер и был запечатлен художником Варнеком. Если учесть точную дату рождения Александра и надпись на подрамнике, согласно которой он «был писанъ в 1812 году, когда молодому графу было 17 лет и 10 месяцев», то легко найти, что «писанъ» портрет был в середине апреля 1812 года. В это время в воздухе уже витали флюиды предстоящей войны с французами, и художник передал это ощущение на своем портрете, изобразив модель в походном обличье на фоне тревожного заката.

Юный возраст Александра не позволил ему с первых дней стать участником войны с Наполеоном. Однако в начале 1814 г., в период зарубежных военных походов русских войск, отец его, отправляясь в Германию, взял сына с собой. Но повоевать с французами молодому офицеру, по существу, не пришлось, так как в первом же сражении под Краоном неприятельское ядро снесло ему голову. История эта, необычайно взволновавшая современников, была в художественной форме описана В. С. Пикулем в его миниатюре «Граф Попо — гражданин Очер».

О том, чем она завершилась (уже после гибели Александра), Пикуль почему-то не написал. А отец, оказывается, привез тело покойного сына в Петербург, где он был похоронен рядом с дедом А. С. Строгановым на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Генерал П. А. Строганов, в свою очередь, не смог пережить гибели единственного сына и спустя три года тоже был похоронен здесь же.

Замечу, что А. Г. Варнек вскоре после гибели самого юного Строганова написал большой парадный портрет его деда, президента Академии художеств, графа А. С. Строганова (1733–1811). Этот посмертный портрет был написан в 1814 году по заказу графини С. В. Строгановой — матери Александра. Находится он в Государственном Русском музее и является в настоящее время одним из наиболее востребованных произведений художника.

В монографии 1985 г., посвященной творчеству художника А. Г. Варнека, В. С. Турчин приводит список его работ, где указано, что портрет А. П. Строганова написан ок. 1815 г., местонахождение его неизвестно, и является он предположительно посмертным его изображением. Атрибуция Ю. Гудыменко надежно показала, что данный портрет является прижизненным изображением последнего представителя рода Строгановых.

Иллюстрация
Портрет Владимира Апраксина.

Владимир Степанович Апраксин (13.11.1796–1.07.1833) был двоюродным братом А. П. Строганова: их матери были родными сестрами, а их бабушка Наталья Петровна Голицына была знаменита тем, что явилась прототипом старой графини в повести Пушкина «Пиковая дама». Владимир, как и Александр, окончил в январе 1812 г. Училище колонновожатых, а портрет его, согласно Ю. Гудыменко, был написан Варнеком несколько позже предыдущего — в ноябре 1812 г. И снова художник изобразил модель на фоне сумеречного, едва просматриваемого пейзажа.

Военную карьеру В. Апраксин начал в 1813 году со сражений при Дрездене и Кульме, где отличился и получил орден Cв. Владимира 4-й степени. Позже участвовал в Битве народов под Лейпцигом. Окончил военную кампанию он в 1814 году в Париже, после чего служил в Конной гвардии. Дослужился к 1831 г. до чина генерал-майора императорской свиты. По словам современников, генерал был весёлым, живым, умным и образованным человеком.

Судьба В. Апраксина также оказалась драматичной. В Калужской энциклопедии сообщается, что летом 1833 г. он приехал в Калугу, где 29 июня заболел холерой, а уже 1 июля скончался. Похоронили молодого генерала, сраженного холерой, в Москве в Новодевичьем монастыре.

Помимо Варнека, В. Апраксина писали в последующие годы художники П. Соколов (1832) и Н. Крылов (1829). Портрет последнего очень красочен и напоминает по своей композиции хорошо известный портрет полковника Е. В. Давыдова кисти Кипренского.

В конце этого повествования хочется отметить, что атрибуция портретов Строганова и Апраксина, выполненная Ю. Гудыменко, должна внести определенные коррективы в вопрос об авторстве портретов этих же молодых людей, хранящихся в Пушкинском музее в Москве и воспроизведенных в альбоме данного музея, изданном в 2004 г. в серии «Сокровища русского искусства». Оба портрета, как указано в альбоме, написаны художником Свинцовым, хотя портрет Апраксина идентичен портрету из ГЭ. Портреты Строганова заметно отличаются — на портрете из Пушкинского музея Александр изображен более молодым, а голова его повернута в правую сторону. Портреты из коллекции Пушкинского музея названы в альбоме парными, как, впрочем, и эрмитажные портреты в статье Ю. Гудыменко. Очевидно, что во всем этом есть определенная интрига, которую оставим на изучение искусствоведам.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+556+1