Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2763-2764) 22 июля 2010 г.

КОНФЛИКТ «РАЦИО» И «ЛОГОСА»

В апреле 2010 года в Сибирском книжном издательстве вышел в свет первый роман Юрия Куратченко «Дизайнер».

Марина Бологова, к.ф.н., с.н.с Института филологии СО РАН

Иллюстрация

Юрий Куратченко живёт и работает в Академгородке с 1963 года. Он известен жителям Академгородка как один из создателей аэродинамических труб Т-313, Т-326 в Институте теоретической и прикладной механики, как специалист в области научно-технической экспертизы и экономики науки, как журналист и поэт. В нашей газете за истекшие годы можно найти его журналистские и литературные публикации. В 2006 году в рубрике «Творчество учёных» наша газета представляла его большое поэтическое произведение — поэму «Жизнь олимпийских богов, или взросление разума». Поэма получила положительные отзывы и в научной (д.ф.н. Э. А. Бальбуров), и в литературной (писатель Г. М. Прашкевич) среде. И вот теперь — новая грань творчества Юрия Куратченко — художественная проза. С романом «Дизайнер» можно ознакомиться в книжном магазине «Наука» на Морском проспекте и в библиотеке на Золотодолинской.

По просьбе нашего корреспондента автор романа ответил на несколько вопросов.

— Юрий Алексеевич, поздравляю с творческой удачей. Я читала в своё время Вашу поэму, получила удовольствие от лёгкости вашего стиха и удивление от глубины и необычности темы, о которой Вы пишете. И вот теперь прочитала Ваш роман и тоже получила удовольствие.

Иллюстрация

Роман обладает безусловными художественными достоинствами, внутренним единством, мощной энергетикой, читается на одном дыхании. Образы главных героев трогают воображение, восхищают. Всё очень ярко, правдиво, органично. Идеи романа действительно очень созвучны современному жителю мегаполиса, задумывающемуся о себе и своём месте в мире, о жизни и смерти. Сейчас такие переживания как бы вытеснены из нашего сознания западными идеями карьеры и бизнеса. И только очень сильное потрясение от потери близкого человека способно «выключить» нас из этой суеты — кого-то лишь на мгновения. Вам удалось удержать именно эти мгновения истины, не дать им снова кануть в забвение суеты будней. Думаю, у книги будет свой читатель, я имею в виду, не простой читатель.

Но хочется спросить: зачем писать художественные произведения, если мы наблюдаем падение интереса к литературе. Мы перестали быть передовой читающей страной?

— Спасибо за лестный отзыв. Буду рад любому читателю. Целых три вопроса в одном. Три в одном! Простите за штамп.

Начну с конца. Что касается читающей страны, я думаю, мы остались на передовых рубежах, только переключились на Интернет. И заметьте, как быстро «подсели» на него! Появилась свобода выбора. Мир трансформируется во всём. Изменилась и форма подачи информации. Нужны аналитика и простота восприятия.

Что касается падения интереса к литературе как к способу отражения времени, то есть к писательству, то интерес только растёт. Пишут много и разное. Зайдите в любой книжный магазин, там развалы новых изданий. А вот покупают больше классику: Толстого, Достоевского, Чехова, Гоголя, Пушкина. И так называемую ширпотребную, лёгкую литературу. Классиков — потому что мировой брэнд: образованному человеку стыдно не знать классиков. А ширпотребную — потому что в ней реальный, знакомый каждому быт, не требующий нравственной рефлексии. Но так бывает только в эпохи изломов цивилизации, собственно в которой мы и живём. А брэнды, то есть популярные имена, пишущие о новой ментальности, ещё появятся.

Зачем писать? Конечно не ради гонораров. Писательство — не кормит. Неконвертируемый товар. Раньше государство раскручивало идеологически нужные имена. Сейчас надежды только на хороший вкус читателей: всё-таки духовность возрождается. Я лично пишу потому, что это приятное хобби на старости лет. На эту тему хорошо ответил известный новосибирский поэт Василий Кращук: «Как в самурайской притче старой: Солдат сполна отвоевал, пора засесть за мемуары, хоть как-то скрасить свой привал...»

— Так Ваш роман тоже мемуары?

— И да, и нет. Вообще всё, что написано в литературе — жизнь, пропущенная через сердце и душу писателя. Даже фантастика. Хорошо или плохо написано — это зависит от состояния души и сердца. Мой роман — это художественное произведение, моё видение современных проблем общества, о том, как молох глобального кризиса и трансформации цивилизации безжалостно рушат нравственные устои последнего советского поколения нашего общества.

Роман — о любви, творчестве, интуиции, о поиске человеком гармонии в творчестве и в жизни. Герой романа — нравственный герой нашего времени, современный неординарный духовный человек, вовлеченный в круговорот житейской суеты, однако всегда сохраняющий память о своей духовной прародине и не дающий растворить себя среде и эпохе. В конечном итоге они оказываются причиной его гибели. Роман посвящается безвременно ушедшему сыну, и в этом смысле он биографичен. Это моё покаяние перед сыном и памятник ему.

— Простите. Я понимаю Вас. Недавно я тоже потеряла близкого мне человека, моего учителя и научного руководителя Бальбурова Эдуарда Африкановича. Я знаю, что он писал отзыв на Вашу поэму «Жизнь олимпийских богов, или взросление разума». Он отмечал в нём, что Ваш поэтический логос философски близок понятию «русский космизм». Теперь в Вашем романе, как я заметила, тоже звучит эта тема русской философии? Как Вы это ощущаете и объясняете «русский космизм»?

— Прежде всего, примите мои соболезнования, и спасибо Вам за вопрос. Безвременный уход Эдуарда Бальбурова — ещё один удар по моей жизненной опоре.

Что касается моего ощущения этой проблемы, я ощущаю, что наше российское сознание более расширено, чем... промолчу, чтобы никого не обидеть. А как специалист в области научно-технической экспертизы скажу: мы, россияне, сильны своим умом, но как простофили бесплатно разбазариваем его. Мы не прагматики, в этом наша беда. И, судя по нашей онтологии, вряд ли скоро станем прагматичными.

Как я понял из работ Э. А. Бальбурова, русский космизм — живое и конкретное понятие, рождённое в недрах единого русского сознания как конфликт двух различных по своей природе начал «рацио» и «логоса». Это та самая русская апассионарность: «драма разлучения ума со своим бытием, логики с онтологией». И это есть внутреннее состояние русской философской и творческой мысли. Так я это ощущаю и понимаю. Заглянув в «зеркало» западноевропейской прагматичной философии, мы узнали, что мы не такие. Мы не просто наблюдаем мир, а исследуем его как целое и гармоничное, что выше частного бытия. Поэтому «русский долго запрягает, но быстро едет». И потому, как мы исследуем, у русского человека очень «сексуальные мозги», как я пишу в романе.

Я бы рекомендовал всем, кто связан литературным творчеством, прочитать о космизме книги доктора филологических наук Э. А. Бальбурова «Поэтическая философия русского космизма» (2003 г.), «Литература и философия. Две грани русского логоса» (2006 г.). Посмертно у него выходит книга «Русская философская проза. Вопросы поэтики» (Москва, издательство «Языки русской культуры»). Я имел честь быть с ним знакомым и с благодарностью вспоминаю его советы и отзывы на моё творчество. Пусть эта ненавязчивая реклама его научного наследия прозвучит как дань памяти Эдуарду Африкановичу Бальбурову.

— Роман вышел, вызвал интерес у читателей и положительные отзывы. Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

— Я ощущаю качественный переход ментальности современного логоса к новому, высшему уровню сознания. Хотя, можно сказать, в целом цивилизация движется к какому-то глобальному переустройству. Точнее, к качественному переходу на новый уровень великого объединения «рацио» и «логоса»: ментального, экономического и политического. Это единственный выход перед лицом навалившихся на человечество глобальных угроз дефицита еды, воды, энергоресурсов и всякого рода терроризма, перед угрозой самоуничтожения. Конфликт «рацио» и «логоса», денег и совести — в каждом человеке. Он стал повседневной и главной угрозой жизни на Земле.

Вот это меня очень волнует, особенно межличностные отношения в этом хаосе великих перемен. Возможно, будущий роман будет о сильных людях, которые участвуют в этом переустройстве и способны «прочитать» подсказки свыше. Кстати, пишущие люди в процессе творчества не могут знать содержания свого будущего произведения. Согласно философии русского космизма, в этом процессе участвует Логос, глубоко проникающий в сознание. Я убедился, что многие откровения являются следствием «озарения», пришедшего свыше на готовую «почву» сознания человека. В этом смысле я и говорю о наметившемся качественном изменении ментальности.

С точки зрения философии русского космизма, прагматичного и духовного единства мира, при всей своей динамичности и катастрофичности мир сохраняет стабильность и гармонию.

Фото В. Новикова

стр. 16

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+557+1