Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 40 (2775) 7 октября 2010 г.

«ИНЖЕНЕРА НУЖНО ГОТОВИТЬ
СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ»

Таково мнение участников круглого стола «Проблемы и перспективы инженерного образования в регионе», организованного Красноярским региональным отделением Союза машиностроителей России и Политехническим институтом Сибирского федерального университета.

Эльнара Курбанова, г. Красноярск

На него собрались представители ведущих машиностроительных предприятий края: ОАО «Красмаш», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева, НПП «Радиосвязь», СКТБ «Наука», ЦКБ «Геофизика», а также Законодательного собрания края, краевого Министерства образования и науки, Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, краевого Дома науки и техники, руководители институтов и кафедр СФУ, СибГАУ и других учебных заведений и предприятий Красноярска и края.

Участники отметили, что стагнация промышленного производства и системный кризис в образовании, который мы наблюдаем в последнее время, привели к значительным кадровым проблемам в машиностроительной отрасли.

Самые бурные обсуждения вызвали перспективы внедрения двухуровневой системы образования на технических специальностях, механизм непрерывной подготовки инженеров, качество подготовки абитуриентов. По мнению заведующего кафедрой КПИ СФУ профессора Василия Пантелеева, прежде чем вводить бакалавриат на технических специальностях, необходимо создать систему «доведения» бакалавра до уровня инженера.

— Мы должны отдавать себе отчет, что бакалавр — это не техник и не инженер. У него на практику отведено всего 8 % учебного времени. Даже магистр — это не инженер, его учебная программа рассчитана больше на аналитическую работу, чем на освоение технологического процесса.

Кроме того, участники пришли к выводу, что необходимо воссоздавать систему «завод-втуз», которая прекрасно зарекомендовала себя в советской школе высшего образования.

Заместитель главы комитета по образованию Законодательного собрания Красноярского края, д.б.н., профессор Василий Моргун предложил техническим вузам совместно с Юридическим институтом СФУ разработать краевой проект Концепции развития научно-технического творчества молодёжи, а также рассмотреть возможные поправки в федеральное законодательство по этому вопросу.

— Депутат, чиновник не может в одиночку разработать правовой акт, который точно отвечал бы требованиям системы образования, требованиям заказчика — машиностроительного предприятия. Поэтому я обращаюсь к вам, коллеги, — именно вы должны сформулировать эти требования. Не нужно оставлять их на уровне предложений, резолюций, их нужно доводить до законодательной инициативы.

Василий Моргун отметил также, что отсутствие в школах уроков труда негативно сказывается на будущих абитуриентах технических специальностей.

— Какой инженер получится из человека, который никогда не работал с металлом, деревом, электричеством, проводов ни разу не соединял?

Проректор — директор Института фундаментальной подготовки СФУ, д.ф.-м.н., профессор Валентин Журавлёв заявил, что сегодня «входные замеры» знаний абитуриентов являют «катастрофический разрыв между школой и вузом». Даже по гуманитарным специальностям, не говоря об инженерных. По словам проректора, с начала этого учебного года СФУ вынужден читать лекции для школьников по физике, химии, математике.

— У нас нет другого выхода, мы должны довести наших абитуриентов до уровня, необходимого университету.

Валентин Журавлев поделился опытом профориентационной работы СФУ, приведя в качестве примера «Классы «Роснефти», в которых профессора университета читают лекции для школьников края прямо в их учебных заведениях.

Начальник отдела кадров ОАО «Информационные спутниковые системы» Даниил Дятлов презентовал аналогичную программу — около полутора тысяч школьников Железногорска участвуют в профориентационных мероприятиях спутникового гиганта. Абитуриентам, поступающим в вузы на целевой набор от предприятия, устраивают выездные «погружения», где специалисты ИСС читают для них лекции по конструкции и основным системам космических аппаратов.

Профессор СФУ Юрий Перфильев заявил, что «невозможно готовить инженеров высокого уровня, имея 11-летнюю среднюю школу, тогда как в большинстве развитых стран она 12- и 13-летняя». Кроме того, он предложил перенести гуманитарные предметы из высшей школы в профильные классы средней школы, чтобы освободить часы в вузе для инженерных дисциплин. В качестве примера он привел Германию, где гуманитарному блоку в технических вузах отдано всего 8 % учебного времени.

Михаил Головин, зав. кафедрой «Автоматизированное машиностроение» КПИ СФУ на НПП «Радиосвязь», поделился опытом создания базовых кафедр на производстве. С появлением его кафедры при заводе вуз получил не только станочный парк, но и все необходимое для его работы и обслуживания. В свою очередь, завод теперь имеет возможность взращивать специалистов, «заточенных» под собственное производство, не переучивая их еще 3–5 лет после выпуска.

Участники круглого стола отметили, что промышленность оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил. Сегодня профессиональное образование в крае ориентировано на промышленное производство. 40 % инженерно-технических кадров задействовано в машиностроительном комплексе. Однако в последнее время происходит смещение акцентов в развитии региона.

— В краевых программах преобладают «сырьевые» проекты, в которых машиностроители лишь обслуживают «нефтяную трубу», — заявил заместитель генерального директора ОАО «Красмаш» Сергей Богданов. — Деньги выделяются на сферу потребления. Надо смещать акценты и разрабатывать действительно серьезные высокотехнологичные проекты.

Как отметил директор ОАО «Красноярские машиностроительные компоненты» Виталий Деньгаев, проблема оттока из Красноярска высокопрофессиональных кадров существует уже сейчас. И если не принять срочных мер, миграция уменьшит численность красноярцев на 200 тыс. человек в ближайшем будущем.

— Мы потеряли несколько машиностроительных предприятий с высоким уровнем занятости, — констатировал В. Деньгаев. — Чтобы предотвратить миграцию, необходимо создавать новые рабочие места, развивая глобальные проекты.

От слов пора переходить к делу — таково резюме состоявшегося мероприятия. Заместитель председателя КРО СМР Андрей Шаров предложил участникам круглого стола внести конкретные предложения Правительству Красноярского края, Совету ректоров краевых вузов, Союзу машиностроителей России, которые будут оформлены в итоговом документе.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+563+1