Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32-33 (2318-2319) 24 августа 2001 г.

СИБИРЬ. НАУКА. ПРЕССА

Наталья Алексеева

По материалам центральных и новосибирских газет за июль-август.

Новая концепция образовательной политики

В преддверии нового учебного года Президент России вплотную займется проблемами образования. Под его председательством в Кремле 29 августа состоится заседание Госсовета, на котором будет рассмотрена концепция "Образовательная политика РФ на современном этапе" - коллективный труд группы госсовета по модернизации образования. По мнению авторов доклада, нормальное развитие российского образования невозможно без поддержки со стороны государства и повышения социального статуса педагогического работника.

Первым пунктом первоочередных мер в программе стоит предложение о придании учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения и передаче их из муниципальной "опеки" в ведение субъектов Федерации. Тогда педагоги будут получать зарплату из бюджетов регионов, и задержек с ее выплатой не будет. Со своей стороны, государство получит право контролировать качество образования.

Второе требование - поднять зарплату учителям. Сегодня начинающий учитель получает 400 рублей, достигший 11-12 разряда — около 1000 рублей. Между тем средняя зарплата в промышленности — 3000 рублей. После недавней встречи министра образования и президента России В.Путин дал указание решить до конца года вопрос об увеличении на 80-90% заработной платы педагогам. Учителям повысят зарплату в два раза, педагогам вузов на 60-70%. В.Путин пообещал, что в бюджете 2002 года расходы на образование вырастут на 57%.

Для того, чтобы "омолодить" кадровый состав в школах, рабочая группа Госсовета предлагает в 2001/2002 году ввести систему надбавок молодым специалистам, прибавки за стаж и классность опытным педагогам.

Рабочая группа предлагает принять закон об отсрочке призыва в армию выпускников педагогических заведений на время их работы в учреждениях общего образования, детских домах, интернатах, системе начального профессионального образования. По мнению министра образования В.Филиппова, Минобороны от нового положения только выиграет, поскольку "при увеличении в школе преподавателей-мужчин патриотическое воспитание молодежи значительно усилится".

Государство намерено всерьез заняться проблемами беспризорников и асоциального поведения детей. Для этого Госсовет предлагает создать сеть учебно-воспитательных заведений, в том числе по опыту Антона Макаренко, а также провести родительский "всеобуч" по профилактике наркомании и алкоголизма. ("С нищим учителем урока не сваришь", Т 13.07; "Государство в ответе за школу", Тр 7.08; "Госсовет готовится к Дню знаний", НГ 2.08; "Прикид" учителя должен быть безупречен", НИ 14.08; "Шпаргалка для правительства", ПГ 16.08).

Академики РАН серьезно обеспокоены содержанием школьной реформы, которую намерено провести Министерство образования РФ. В связи с этим ученые и представители министерства провели несколько совместных обсуждений, а на днях Президиум РАН поручил всем Отделениям академии рассмотреть программы и учебные планы по соответствующим разделам естественных и гуманитарных наук и дать свои рекомендации. Главный ученый секретарь РАН академик Н. Платэ говорит: "В самой идее реформирования ничего плохого нет: наша жизнь за последние годы сильно изменилась прежде всего технологически, и корректировка системы образования, связанная с той же компьютеризацией, просто необходима. Но при этом важно не потерять главную ценность российского школьного образования, которая сохранялась на протяжении последних 40-60 лет, — его фундаментальность. Наша система не так плоха, как пытаются представить ее сегодня некоторые реформаторы. Доказательство тому — результаты европейских и мировых школьных олимпиад. Если на долю США в среднем приходится 1-2 медали, то российские школьники каждый год забирают львиную долю наград — 6-8.

Нельзя лишать школьников основ естествознания из-за сегодняшней конъюнктуры просто потому, что сейчас модно изучать менеджмент или юриспруденцию. А те проекты учебных планов, с которыми нас познакомили, вызывают беспокойство именно в этой части" ("О чем школьники могут не узнать никогда", ОГ 19-25.07).

В подтверждение пока еще высокого уровня нашего школьного образования. В США недавно прошла 42-я Олимпиада юных математиков, самая многочисленная из всех предыдущих: соревновались ребята из 83 стран. Шесть российских мальчишек завоевали пять золотых и одну серебряную медали. (И никакого отзвука в СМИ — не то, что бывает, когда побеждают наши бегуны или гимнасты...). Среди победителей — ребята не только из столичных школ, но и из Волгодонска, Ижевска, Рыбинска, Ярославля. За победу на Олимпиаде наши вундеркинды получат аж по 2 тысячи рублей. Чего же удивляться, что такие ребята уже посматривают в сторону Запада...("С такими всезнайками у России есть шанс", Тр 31.07).

Новое явление — впервые за многие годы у нас появились неграмотные молодые люди. Итоги весеннего призыва в армию шокируют: резко возросло число призывников, не умеющих читать и писать ("Армия закупает буквари", Тр 7.07) и таких с каждым годом становится все больше, потому что все больше детей — "социальных сирот" при живых родителях (алкоголиках, дебоширах, заключенных). Есть мнение, что рост дедовщины — следствие прихода в армию молодых людей из необразованной среды, приносящих с собой нравы этой среды, в том числе блатные, уголовные ("Московские Маугли берут в руки автоматы", РГ 3.08).

Образование и наука

Президиум РАН заслушал и обсудил опыт Московского физико-технического института в области интеграции науки и образования. В решении отмечено: "Система Физтеха", то есть подготовка кадров по схеме "вуз — Академия наук (НИИ) — производство" является перспективной, заслуживает всяческой поддержки и дальнейшего развития" ("Топ-кадры оптом и в розницу", П № 28-29. 20.07).

Правительством России утверждена федеральная программа интеграции науки и высшего образования на 2002-2006 гг. На ее реализацию выделено, по одним данным, 317 млн. рублей (К 2.08; И 2.08), по другим — 6 млрд. рублей (ИГ № 21). Министр образования РФ В. Филиппов так прокомментировал это событие: "Во всем мире наука базируется на вузах. У нас параллельно существуют отраслевая и академическая наука. 60% ученых работают в системе высшей школы, при этом лауреатами Нобелевской премии становятся именно они — те, кто заведует кафедрами в вузах, а не представители Академии наук.

Руководителям Министерства образования стало очевидным, что вузы и РАН нужны друг другу: в вузах нет хорошего оборудования, в РАН же оно простаивает, но имеется дефицит молодых кадров. И тогда было принято соломоново решение: создать в вузах учебно-научные центры, где аспиранты и докторанты проводили бы исследования на базе оборудования РАН: ("Науку двинут по науке. Вузы и академия сольются в едином порыве", И 2.08). (Министр, правда, не вспомнил об опыте Физтеха, созданного сразу после войны по инициативе Академии наук).

Как сообщили в министерстве образования, новая программа предусматривает создание 150 совместных учебно-научных центров на базе академических институтов и вузов. А также 12 коллективных центров высокопроизводительной обработки информации, которые будут расположены во всех семи Федеральных округах РФ. Ежегодно в рамках программы сотни молодых ученых будут направляться из периферийных вузов в ведущие учебные и научные центры страны. Программа предусматривает создание ежегодно 1200 рабочих мест для вузовской молодежи в академических и отраслевых научных организациях. Планируется также каждый год проводить не менее 100 совместных экспедиций ученых академических институтов с участием аспирантов и профессоров вузов ("Наука и образование объединят усилия", ИГ № 21).

В вузах Сибири

"Вот и пришел решительный момент — рванулся в вузы абитуриент" — подборка в ВН 7.07 сообщает новости года.

Геодезическая академия идет на рекорд: конкурс 17 человек на место. В НГТУ вырос спрос на "технарей" — больше всего желающих поступить на факультет автоматики и вычислительной техники, факультет бизнеса на втором месте. В Новосибирском юридическом институте (филиале ТГУ) очередь занимали с семи утра.

Охлаждающий комментарий: вузовский диплом — еще не гарантия работы. 1300 выпускников новосибирских вузов состоит на учете в службе занятости. Зато в Нархозе (сегодня это Новосибирская академия экономики и управления) 80% студентов 4-5 курсов уже работают.

Кстати, в одном из выступлений министра образования РФ В. Филиппова сообщается, что сейчас создана рабочая группа, которая совместно с Минэкономразвития, Минтрудом и Минобразования РФ должна с учетом развития экономики страны определить прогноз потребности в специалистах на ближайшее десятилетие. "Развитие" — здесь понятие условное: во многих регионах закрылись заводы, число рабочих сократилось в два раза. Из-за низкой зарплаты 80% выпускников сельхозвузов не хотят работать агрономами и около половины выпускников педвузов — учителями. ("Менялись, но не изменяли", П № 30-31, 3.08).

В связи с 60-летием ректора НГУ Н. Диканского опубликовано интервью с ним, и главная его тема, конечно же, университет. Один из вопросов — как случилось, что по рейтингу среди 600 российских вузов НГУ занял далеко не почетное, 17-е место. Н. Диканский (кроме того, что он считает рейтинги разновидностью пиара) объясняет это тем, что "НГУ "сделан иначе". НГУ проигрывает по рейтингу потому, в частности, что в нем количество площадей на студента меньше нормы — но ведь студенты значительную часть времени проводят в институтах СО РАН. В библиотеке НГУ меньше миллиона томов — но рядом 4,5 миллиона томов в библиотеках институтов Академгородка. Минобразование учитывает только штатных преподавателей, а в НГУ 80% преподавателей — совместители. Не учитывается в рейтинге и наличие в ННЦ около 100 научных школ, из них 40 ведущих. Не приняты во внимание и научные публикации студентов (СС 28.07). (О новой методике определения рейтингов вузов, официально утвержденной министром образования РФ, рассказывается в статье "По порядку становись", П № 30-31; 3.08)

И еще об НГУ. Сообщалось, что здесь наибольший конкурс (17 человек на место) был на недавно созданный факультет информационных технологий, более 6 человек на место — на отделения журналистики, востоковедения и менеджмента. ("НГУ: бюджетных мест прибавилось", ВН 6.07). Подробнее об отделении журналистики — в интервью с профессором Н.Куксановой ("Профессия — репортер", Век № 27). А вот введение медицинской специальности "Лечебное дело" в НГУ так и не состоялось "Лечебное дело", НГ 5.06).

О негосударственных (иначе говоря, коммерческих) вузах в Новосибирске - статья "Даже в красивую коробку стоит заглянуть", СС 1.08). Конкурса там обычно нет, стоимость обучения (на дневном отделении) 8-5 тысяч рублей в год, преподаватели чаще всего из государственных вузов (поскольку им нужны приработки). Автор статьи рекомендует все же тщательно проверять наличие у таких вузов аккредитации и лицензии, внимательнее вникать в договор.

Кстати, о слабости ряда свежеиспеченных учебных заведений говорит и министр образования РФ В.Филиппов. Одну из причин этого он видит в недоработке законодательства, согласно которому для получения лицензии на ведение образовательной деятельности достаточно сведений о необходимом количестве площадей и об обеспечении определенных санитарных и технических норм. В законе даже есть фраза о том, что "содержание образовательных программ не является предметом лицензии" ("Мяч на вашем поле!", П № 18-19).

Дал интервью в связи со своим 60-летием и ректор НГТУ, председатель Совета ректоров Новосибирска А.Востриков. Он отметил две главных линии современного развития НГТУ: повышение академического уровня преподавательского состава (доказательство — в 1990 г. в НЭТИ было 40 докторов наук, сейчас 200) и ориентацию не только на промышленность Новосибирска, как это было раньше, сколько на "образовательный спрос населения", в связи с чем в изначально техническом вузе были открыты гуманитарные и экономические факультеты ("Мы заслужили благодарность Президента", Э № 18). Подробнее об опыте НГТУ в материале Р.Нотмана "Учись, если учишь", СС 15.05).

Новые специализации появляются повсеместно. В Алтайском госуниверситете открывается новая специализация — риторика ("Научат красноречию", П 30-31, 3.08). На историческом факультете НГПУ появилось новое некоммерческое отделение — культурология и иностранный язык, в том числе китайский и японский ("В память об университетах прошлого"; ВН 9.06). В Томском университете открыта специализация "Раскрытие и расследование компьютерных преступлений" ("В ТГУ будут выпускать антихакеров", К-С 13.07). А факультет геологоразведки и нефтегазодобычи Томского политехнического института преобразован в самостоятельный вуз — Институт геологии и нефтегазового дела ("Пошел на повышение", П № 23).

Впервые в России нефтяная компания "ЮКОС" приглашает получить элитное образование, не выезжая из России. На базе Томского политхнического университета с октября этого года начнет работу магистратиру английского Университета Heriot-Watt. В связи с чем компания приглашает выпускников российских профильных вузов и молодых специалистов управляемых обществ ЗАО " ЮКОС ЭП" бесплатно получить самое престижное в мире образование в области разработки и эксплуатации нефтяных месторождений ("По высшим английским стандартам", МС № 29).

Состоялся первый выпуск Новосибирского православного богословского института (единственного такого за Уралом и одного из трех в России). Учатся здесь на трех факультетах. Пасторский готовит священнослужителей, катехизаторский — преподавателей воскресных школ, третий выпускает псаломщиков и регентов церковных хоров. Светские предметы ведут преподаватели НГУ и НГТУ ("Семинаристы стали богословами", ВН 26.07; "Зачет по катехизису", "Век" № 29).

В Улан-Удэ на базе Бурятского госуниверситета прошла Всероссийская конференция "Стратегия развития университетов в XXI веке. Публикация о ней наполовину посвящена именно этому университету, выросшему из филиала НГУ и в тесном сотрудничестве с институтами СО РАН. ("Все мы немного эндемики", П № 28-29, 20.07)

Принятые сокращения: ВН — "Вечерний Новосибирск"; И — "Известия"; ИГ — "Инженерная газета"; К — "Коммерсант"; КП — "Комсомольская правда"; К-С — "Коммерсант-Сибирь"; ЛГ — "Литературная газета"; МС — "Молодость Сибири"; НГ — "Независимая газета"; ОГ — "Общая газета"; П — "Поиск"; ПГ — "Парламентская газета"; РГ — "Российская газета"; СС — "Советская Сибирь"; Т — "Труд"; Тр — "Трибуна".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+57+1