СИБИРЬ. НАУКА. ПРЕССА
Наталья Алексеева
По материалам центральных и новосибирских газет за июль-август.
Новая концепция образовательной политики
В преддверии нового учебного года Президент России вплотную
займется проблемами образования. Под его председательством в
Кремле 29 августа состоится заседание Госсовета, на котором будет
рассмотрена концепция "Образовательная политика РФ на современном
этапе" - коллективный труд группы госсовета по модернизации
образования. По мнению авторов доклада, нормальное развитие
российского образования невозможно без поддержки со стороны
государства и повышения социального статуса педагогического
работника.
Первым пунктом первоочередных мер в программе стоит предложение о
придании учреждениям общего образования статуса государственного
образовательного учреждения и передаче их из муниципальной
"опеки" в ведение субъектов Федерации. Тогда педагоги будут
получать зарплату из бюджетов регионов, и задержек с ее выплатой
не будет. Со своей стороны, государство получит право
контролировать качество образования.
Второе требование - поднять зарплату учителям. Сегодня начинающий
учитель получает 400 рублей, достигший 11-12 разряда около
1000 рублей. Между тем средняя зарплата в промышленности 3000
рублей. После недавней встречи министра образования и президента
России В.Путин дал указание решить до конца года вопрос об
увеличении на 80-90% заработной платы педагогам. Учителям
повысят зарплату в два раза, педагогам вузов на 60-70%. В.Путин
пообещал, что в бюджете 2002 года расходы на образование вырастут
на 57%.
Для того, чтобы "омолодить" кадровый состав в школах, рабочая
группа Госсовета предлагает в 2001/2002 году ввести систему
надбавок молодым специалистам, прибавки за стаж и классность
опытным педагогам.
Рабочая группа предлагает принять закон об отсрочке призыва в
армию выпускников педагогических заведений на время их работы в
учреждениях общего образования, детских домах, интернатах,
системе начального профессионального образования. По мнению
министра образования В.Филиппова, Минобороны от нового положения
только выиграет, поскольку "при увеличении в школе
преподавателей-мужчин патриотическое воспитание молодежи
значительно усилится".
Государство намерено всерьез заняться проблемами беспризорников и
асоциального поведения детей. Для этого Госсовет предлагает
создать сеть учебно-воспитательных заведений, в том числе по
опыту Антона Макаренко, а также провести родительский "всеобуч"
по профилактике наркомании и алкоголизма. ("С нищим учителем
урока не сваришь", Т 13.07; "Государство в ответе за школу", Тр
7.08; "Госсовет готовится к Дню знаний", НГ 2.08; "Прикид"
учителя должен быть безупречен", НИ 14.08; "Шпаргалка для
правительства", ПГ 16.08).
Академики РАН серьезно обеспокоены содержанием школьной реформы,
которую намерено провести Министерство образования РФ. В связи с
этим ученые и представители министерства провели несколько
совместных обсуждений, а на днях Президиум РАН поручил всем
Отделениям академии рассмотреть программы и учебные планы по
соответствующим разделам естественных и гуманитарных наук и дать
свои рекомендации. Главный ученый секретарь РАН академик Н. Платэ
говорит: "В самой идее реформирования ничего плохого нет: наша
жизнь за последние годы сильно изменилась прежде всего
технологически, и корректировка системы образования, связанная с
той же компьютеризацией, просто необходима. Но при этом важно не
потерять главную ценность российского школьного образования,
которая сохранялась на протяжении последних 40-60 лет, его
фундаментальность. Наша система не так плоха, как пытаются
представить ее сегодня некоторые реформаторы. Доказательство
тому результаты европейских и мировых школьных олимпиад. Если на
долю США в среднем приходится 1-2 медали, то российские школьники
каждый год забирают львиную долю наград 6-8.
Нельзя лишать школьников основ естествознания из-за сегодняшней
конъюнктуры просто потому, что сейчас модно изучать менеджмент
или юриспруденцию. А те проекты учебных планов, с которыми нас
познакомили, вызывают беспокойство именно в этой части" ("О чем
школьники могут не узнать никогда", ОГ 19-25.07).
В подтверждение пока еще высокого уровня нашего школьного
образования. В США недавно прошла 42-я Олимпиада юных
математиков, самая многочисленная из всех предыдущих:
соревновались ребята из 83 стран. Шесть российских мальчишек
завоевали пять золотых и одну серебряную медали. (И никакого
отзвука в СМИ не то, что бывает, когда побеждают наши бегуны
или гимнасты...). Среди победителей ребята не только из
столичных школ, но и из Волгодонска, Ижевска, Рыбинска,
Ярославля. За победу на Олимпиаде наши вундеркинды получат аж по
2 тысячи рублей. Чего же удивляться, что такие ребята уже
посматривают в сторону Запада...("С такими всезнайками у России
есть шанс", Тр 31.07).
Новое явление впервые за многие годы у нас появились
неграмотные молодые люди. Итоги весеннего призыва в армию
шокируют: резко возросло число призывников, не умеющих читать и
писать ("Армия закупает буквари", Тр 7.07) и таких с каждым годом
становится все больше, потому что все больше детей "социальных
сирот" при живых родителях (алкоголиках, дебоширах, заключенных).
Есть мнение, что рост дедовщины следствие прихода в армию
молодых людей из необразованной среды, приносящих с собой нравы
этой среды, в том числе блатные, уголовные ("Московские Маугли
берут в руки автоматы", РГ 3.08).
Образование и наука
Президиум РАН заслушал и обсудил опыт Московского
физико-технического института в области интеграции науки и
образования. В решении отмечено: "Система Физтеха", то есть
подготовка кадров по схеме "вуз Академия наук (НИИ)
производство" является перспективной, заслуживает всяческой
поддержки и дальнейшего развития" ("Топ-кадры оптом и в розницу",
П № 28-29. 20.07).
Правительством России утверждена федеральная программа интеграции
науки и высшего образования на 2002-2006 гг. На ее реализацию
выделено, по одним данным, 317 млн. рублей (К 2.08; И 2.08), по
другим 6 млрд. рублей (ИГ № 21). Министр образования РФ В.
Филиппов так прокомментировал это событие: "Во всем мире наука
базируется на вузах. У нас параллельно существуют отраслевая и
академическая наука. 60% ученых работают в системе высшей школы,
при этом лауреатами Нобелевской премии становятся именно они
те, кто заведует кафедрами в вузах, а не представители Академии
наук.
Руководителям Министерства образования стало очевидным, что вузы
и РАН нужны друг другу: в вузах нет хорошего оборудования, в РАН
же оно простаивает, но имеется дефицит молодых кадров. И тогда
было принято соломоново решение: создать в вузах учебно-научные
центры, где аспиранты и докторанты проводили бы исследования на
базе оборудования РАН: ("Науку двинут по науке. Вузы и академия
сольются в едином порыве", И 2.08). (Министр, правда, не вспомнил
об опыте Физтеха, созданного сразу после войны по инициативе
Академии наук).
Как сообщили в министерстве образования, новая программа
предусматривает создание 150 совместных учебно-научных центров на
базе академических институтов и вузов. А также 12 коллективных
центров высокопроизводительной обработки информации, которые
будут расположены во всех семи Федеральных округах РФ. Ежегодно в
рамках программы сотни молодых ученых будут направляться из
периферийных вузов в ведущие учебные и научные центры страны.
Программа предусматривает создание ежегодно 1200 рабочих мест для
вузовской молодежи в академических и отраслевых научных
организациях. Планируется также каждый год проводить не менее 100
совместных экспедиций ученых академических институтов с участием
аспирантов и профессоров вузов ("Наука и образование объединят
усилия", ИГ № 21).
В вузах Сибири
"Вот и пришел решительный момент рванулся в вузы
абитуриент" подборка в ВН 7.07 сообщает новости года.
Геодезическая академия идет на рекорд: конкурс 17 человек на
место. В НГТУ вырос спрос на "технарей" больше всего желающих
поступить на факультет автоматики и вычислительной техники,
факультет бизнеса на втором месте. В Новосибирском юридическом
институте (филиале ТГУ) очередь занимали с семи утра.
Охлаждающий комментарий: вузовский диплом еще не гарантия
работы. 1300 выпускников новосибирских вузов состоит на учете в
службе занятости. Зато в Нархозе (сегодня это Новосибирская
академия экономики и управления) 80% студентов 4-5 курсов уже
работают.
Кстати, в одном из выступлений министра образования РФ В.
Филиппова сообщается, что сейчас создана рабочая группа, которая
совместно с Минэкономразвития, Минтрудом и Минобразования РФ
должна с учетом развития экономики страны определить прогноз
потребности в специалистах на ближайшее десятилетие.
"Развитие" здесь понятие условное: во многих регионах закрылись заводы,
число рабочих сократилось в два раза. Из-за низкой зарплаты 80%
выпускников сельхозвузов не хотят работать агрономами и около
половины выпускников педвузов учителями. ("Менялись, но не
изменяли", П № 30-31, 3.08).
В связи с 60-летием ректора НГУ Н. Диканского опубликовано
интервью с ним, и главная его тема, конечно же, университет. Один
из вопросов как случилось, что по рейтингу среди 600
российских вузов НГУ занял далеко не почетное, 17-е место. Н.
Диканский (кроме того, что он считает рейтинги разновидностью
пиара) объясняет это тем, что "НГУ "сделан иначе". НГУ
проигрывает по рейтингу потому, в частности, что в нем количество
площадей на студента меньше нормы но ведь студенты
значительную часть времени проводят в институтах СО РАН. В
библиотеке НГУ меньше миллиона томов но рядом 4,5 миллиона
томов в библиотеках институтов Академгородка. Минобразование
учитывает только штатных преподавателей, а в НГУ 80%
преподавателей совместители. Не учитывается в рейтинге и
наличие в ННЦ около 100 научных школ, из них 40 ведущих. Не
приняты во внимание и научные публикации студентов (СС 28.07). (О
новой методике определения рейтингов вузов, официально
утвержденной министром образования РФ, рассказывается в статье
"По порядку становись", П № 30-31; 3.08)
И еще об НГУ. Сообщалось, что здесь наибольший конкурс (17
человек на место) был на недавно созданный факультет
информационных технологий, более 6 человек на место на
отделения журналистики, востоковедения и менеджмента. ("НГУ:
бюджетных мест прибавилось", ВН 6.07). Подробнее об отделении
журналистики в интервью с профессором Н.Куксановой
("Профессия репортер", Век № 27). А вот введение медицинской
специальности "Лечебное дело" в НГУ так и не состоялось "Лечебное
дело", НГ 5.06).
О негосударственных (иначе говоря, коммерческих) вузах в
Новосибирске - статья "Даже в красивую коробку стоит заглянуть",
СС 1.08). Конкурса там обычно нет, стоимость обучения (на дневном
отделении) 8-5 тысяч рублей в год, преподаватели чаще всего из
государственных вузов (поскольку им нужны приработки). Автор
статьи рекомендует все же тщательно проверять наличие у таких
вузов аккредитации и лицензии, внимательнее вникать в договор.
Кстати, о слабости ряда свежеиспеченных учебных заведений говорит
и министр образования РФ В.Филиппов. Одну из причин этого он
видит в недоработке законодательства, согласно которому для
получения лицензии на ведение образовательной деятельности
достаточно сведений о необходимом количестве площадей и об
обеспечении определенных санитарных и технических норм. В законе
даже есть фраза о том, что "содержание образовательных программ
не является предметом лицензии" ("Мяч на вашем поле!", П
№ 18-19).
Дал интервью в связи со своим 60-летием и ректор НГТУ,
председатель Совета ректоров Новосибирска А.Востриков. Он отметил
две главных линии современного развития НГТУ: повышение
академического уровня преподавательского состава
(доказательство в 1990 г. в НЭТИ было 40 докторов наук, сейчас 200) и
ориентацию не только на промышленность Новосибирска, как это было
раньше, сколько на "образовательный спрос населения", в связи с
чем в изначально техническом вузе были открыты гуманитарные и
экономические факультеты ("Мы заслужили благодарность
Президента", Э № 18). Подробнее об опыте НГТУ в материале
Р.Нотмана "Учись, если учишь", СС 15.05).
Новые специализации появляются повсеместно. В Алтайском
госуниверситете открывается новая специализация риторика
("Научат красноречию", П 30-31, 3.08). На историческом
факультете НГПУ появилось новое некоммерческое отделение
культурология и иностранный язык, в том числе китайский и
японский ("В память об университетах прошлого"; ВН 9.06). В
Томском университете открыта специализация "Раскрытие и
расследование компьютерных преступлений" ("В ТГУ будут выпускать
антихакеров", К-С 13.07). А факультет геологоразведки и
нефтегазодобычи Томского политехнического института преобразован
в самостоятельный вуз Институт геологии и нефтегазового дела
("Пошел на повышение", П № 23).
Впервые в России нефтяная компания "ЮКОС" приглашает получить
элитное образование, не выезжая из России. На базе Томского
политхнического университета с октября этого года начнет работу
магистратиру английского Университета Heriot-Watt. В связи с чем
компания приглашает выпускников российских профильных вузов и
молодых специалистов управляемых обществ ЗАО " ЮКОС ЭП" бесплатно
получить самое престижное в мире образование в области разработки
и эксплуатации нефтяных месторождений ("По высшим английским
стандартам", МС № 29).
Состоялся первый выпуск Новосибирского православного
богословского института (единственного такого за Уралом и одного
из трех в России). Учатся здесь на трех факультетах. Пасторский
готовит священнослужителей, катехизаторский преподавателей
воскресных школ, третий выпускает псаломщиков и регентов
церковных хоров. Светские предметы ведут преподаватели НГУ и НГТУ
("Семинаристы стали богословами", ВН 26.07; "Зачет по
катехизису", "Век" № 29).
В Улан-Удэ на базе Бурятского госуниверситета прошла
Всероссийская конференция "Стратегия развития университетов в XXI
веке. Публикация о ней наполовину посвящена именно этому
университету, выросшему из филиала НГУ и в тесном сотрудничестве
с институтами СО РАН. ("Все мы немного эндемики", П № 28-29,
20.07)
Принятые сокращения: ВН "Вечерний Новосибирск"; И
"Известия"; ИГ "Инженерная газета"; К "Коммерсант"; КП
"Комсомольская правда"; К-С "Коммерсант-Сибирь"; ЛГ
"Литературная газета"; МС "Молодость Сибири"; НГ
"Независимая газета"; ОГ "Общая газета"; П "Поиск"; ПГ
"Парламентская газета"; РГ "Российская газета"; СС
"Советская Сибирь"; Т "Труд"; Тр "Трибуна".
стр.
|