Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32-33 (2318-2319) 24 августа 2001 г.

ДОРОГА В НАУКУ — ОТКРЫТА!

Екатерина Ушакова

23 августа в новосибирском Академгородке завершила свою работу летняя физико-математическая школа. Проведение ее стало многолетней традицией, в этом году школа проводилась в 40-й раз.

В 1962 г. была проведена первая Всесибирская олимпиада школьников, тогда же и начала свою работу первая летняя школа, которая входила в проект М.А.Лаврентьева по укреплению кадров науки. Один из способов укрепления — создание трехступенчатой системы подготовки кадров: летняя ФМШ — зимняя ФМШ — НГУ. Такая система эффективно работает на протяжении сорока лет.

Победители городских и областных олимпиад приглашались для обучения в летней школе, которая становилась первым шагом для получения дальнейшего образования. Участники летней школы зачислялись в зимнюю ФМШ, по ее окончании поступали в НГУ и — дорога в науку открыта! С течением времени меняется география и состав участников. В этом году в летнюю школу были приглашены около 700 человек, победителей олимпиад со всей России. По сравнению с прошлыми годами практически исчезли представители стран СНГ.

Открылась летняя школа в этом году традиционным поздравлением участников: выступали председатель Сибирского отделения академик Н.Добрецов, зам. председателя Сибирского отделения академик В.Молодин, ректор НГУ член-корреспондент РАН Н.Диканский и директор ФМШ, член-корреспондент РАО А.Никитин. В.Молодин прочитал лекцию о результатах археологических раскопок на Алтае, которая вызвала у ребят живой интерес. Школьники смотрели фильмы об Академгородке, М.А.Лаврентьеве, о прошлых летних школах.

7 и 8 августа прошли Всесибирские олимпиады по математике и физике, химии (по выбору) среди участников школы. Цель олимпиад — выявить лучших из лучших.

После олимпиад начались учебные дни. Процесс обучения состоит в основном из лекций и семинаров по математике, физике, химии.

Процесс обучения состоит в основном из лекций и семинаров по математике, физике, химии. Математики отдают предпочтение темам, не входящим в курс общеобразовательных школьных программ. Физики и химики помогают школьникам освоить разные методы решения задач.

Используются и нестандартные способы обучения. Параллельно с работой школы в НГУ проходила международная научная конференция по супрамолекулярной химии. Участники летней школы имели возможность побывать на этой конференции, тем самым прикоснуться к "настоящей" науке, познакомиться с особенностями научного выступления, услышать о новых открытиях на стыке наук — химии и биологии. Возможно, в будущем это станет для кого-то основной профессией.

В свободное время ребятам были предложены разнообразные интеллектуальные, спортивные и культурно-массовые мероприятия. Школьники принимали участие в командных математических и физических "боях", а также в индивидуальном "Конкурсе фантастических проектов". Участники конкурса должны были выдвинуть свой фантастический проект и суметь его защитить, т.е. ответить на все вопросы слушателей, доказать важность, необходимость и реальность проекта. К образовательно-развлекательным мероприятиям относятся "Дни капитализма" — школьники строят свой мир, основанный на принципах следования закону и честной конкуренции. Устраивались развлекательные игры: "Любовь с первого взгляда", "Мисс летней школы", КВН. Проводились спортивные соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам.

Для приезжих школьников прошли экскурсии в Новосибирский зоопарк, Ботанический сад, а также в научно-исследовательские институты СО РАН: Институт ядерной физики, Институт катализа, Институт гидродинамики, в музеи институтов Истории и Геологии.

В завершение обучения в летней школе прошли контрольные работы и собеседования, по результатам которых участники зачисляются в зимнюю ФМШ.

Летняя физико-математическая школа полезна для учащихся в различных планах. Это не только возможность получить новые знания. Участвуя во всех образовательных, развлекательных и спортивных мероприятиях, ребята открывают в себе новые способности и легко находят друзей по интересам из разных городов. Появляется возможность адекватно оценить уровень своей подготовки, увидеть, что есть и более способные в данной области. Для многих ребят участие в летней школе становится определяющим для всей дальнейшей жизни.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?26+57+1