Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2786-2787) 13 января 2011 г.

НЕДЕЛЯ
АКАДЕМИКА В. А. КОПТЮГА
В СОФИИ

С 1 по 7 ноября в Национальном музее «Земля и люди» в Софии прошла «Неделя академика В. А. Коптюга», включающая стендовую выставку «В. А. Коптюг — великий гуманист ХХ века», круглый стол «Наука спасёт человечество», демонстрацию фильмов с голосом Валентина Афанасьевича, воспоминания. Осуществление «Недели» стало возможным благодаря предоставленным со стороны СО РАН материалам и участию в ней делегации в составе Валерия Дмитриевича Ермикова, Веры Александровны Дубовенко и Людмилы Юлияновны Харченко.

Для читателей газеты «Наука в Сибири», возможно, будет интересно узнать, какими глазами видят В. А. Коптюга в близкой нам по духу и крови славянской Болгарии. Предлагаем вниманию читателей статью, написанную специально для газеты «Наука в Сибири» директором музея Михаилом Малеевым.

В. А. Коптюг —
великий гуманист ХХ века

Иллюстрация

Знакомство с выставкой «В. А. Коптюг — великий гуманист ХХ века» поражает огромным количеством выдающихся свершений, которые успел осуществить на своем жизненном пути Валентин Афанасьевич Коптюг как ученый, организатор и руководитель науки, как гуманист и энциклопедист, мыслящий государственным и планетарным масштабом, как высоко нравственный человек, неустрашимо отстаивающий свои идеалы, как пророк, видевший единственный шанс возрождения России на пути устойчивого развития.

Ярче всего неисчерпаемый талант, фантастическая организованность и работоспособность, саможертвенность Валентина Афанасьевича реализовались при разработке новой парадигмы развития человеческой цивилизации — доктрины устойчивого развития.

«Устойчивое развитие» — наиболее часто употребляемое словосочетание в словаре ХХІ века, связано с именами Гру Харлем Брундтланд, Мориса Стронга, Алберта Гора, Валентина Коптюга. Для стран, осуществивших попытку построения советской модели социализма, символично имя В. А. Коптюга, сформулировавшего основы перехода от тоталитарного социализма к устойчивому развитию, минуя возвращение на два века назад к «дикому капитализму» первоначального накопления капитала.

Разными путями можно прийти к идее устойчивого развития — из научного анализа тенденций развития современной цивилизации; из религиозных и нравственных побуждений; из любви к богатству, поскольку УР — хороший бизнес; из политических соображений — привлечь избирателей; из экологических предпосылок. Сочетание нескольких причин — глубокого научного анализа огромного количества знаний об окружающей среде и обществе, любви к Отечеству и людям, восприятия идеи устойчивого развития умом и сердцем — позволили В.А. увидеть в служении идее устойчивого развития смысл своей жизни.

Во многих воспоминаниях о В. А. Коптюге упоминаются выдающиеся результаты его научных исследований, позволяющие видеть в нем будущего Нобелевского лауреата. С сожалением упоминается, что «нобелист» был пожертвован во имя Родины и отечественной науки. Факт самопожертвования — истина, но есть и другая истина — эта жертва вывела В.А. на пьедестал великого, единственного, уникального гуманиста общечеловеческого масштаба конца ХХ века. Он обогатил и доразвил аргументацию «Границ роста» и «Нашего общего будущего» об императивном характере перехода современной цивилизации к устойчивому развитию.

В. А. Коптюг на основании решений Саммита в Рио показал социалистическую сущность доктрины устойчивого развития и способ достижения этой более высокой цивилизационной стадии путем конвергенции положительных сторон капиталистической и социалистической общественных систем.

Великий вклад В.А. в общепланетарный цивилизационный процесс устойчивого развития состоит в обосновании и отстаивании тезиса об ошибочном стратегическом пути осуществления реформ в постсоциалистических странах. Опираясь на вывод Мориса Стронга, что развивающиеся и переходные страны не «могут повторить путь развитых капиталистических стран», он обосновал устойчивое развитие как единственный путь их развития и благоденствия. Пророчески звучат его слова: «Многое придется ломать в обратную сторону, и плату за эту судьбоносную ошибку понесут миллионы людей, заплатив своей жизнью за ошибки и предательство государственных руководителей».

Многочисленные проявления системного кризиса в России В.А. оценивал как следствие одной первопричины — ошибочного стратегического пути реформ. Наверное, этот выдающийся вклад В.А. в новейшую историю следует повторять и повторять на всех уровнях и перед любой аудиторией слушателей, служащих интересам своей страны.

В. А. Коптюг возвратил достоинство десяткам миллионов людей трёх поколений, принесших неимоверные жертвы и совершавших исторический эксперимент построения советской модели социалистического общества. Несмотря на неуспех эксперимента, их усилия были не напрасны. Многие качества советских людей и советской системы отвечают критериям устойчивого развития и В.А. справедливо считал, что народы этих стран были всех ближе к устойчивому развитию. Его тезис, что УР по своей сущности социалистично, придает исторический оптимизм посткоммунистическим странам.

В двух информационных обзорах о Саммите в Рио и организационных мерах ООН по осуществлению выполнения его решений В.А. Коптюг показывает «кухню» подготовки и проведения встречи в верхах. Впечатляющими являются страницы об огромных усилиях Японии отнять мировое лидерство США на арене устойчивого развития, о невидимых посторонним битвах в Рио за экономические и политические интересы под флагом УР, о дискуссионных и нерешенных вопросах, требующих для ответа новых фундаментальных знаний и идей.

В.А. удалось объединить вокруг себя для целей утверждения концепции устойчивого развития в России интеллектуальную и моральную элиту — около 70 научных институтов, разработавших «Новую парадигму развития России в ХХІ веке. Комплексные проблемы устойчивого развития: идеи и результаты». Этот уникальный энциклопедический труд является научной основой для движения многих стран по маршруту устойчивого развития.

Оглядываясь назад на прошедший ХХ век, следует поставить Валентина Коптюга в один ряд с великими гуманистами — Владимиром Вернадским, Альбертом Швейцером, Антуаном де Сент Экзюпери, Дмитрием Лихачевым, которые для многих поколений будут примером достойно прожитого жизненного пути. Для последователей В. А. Коптюга в Болгарии его дело настолько актуально и важно, что нас не покидает «чувство Коптюга», чувство, что Валентин Афанасьевич наш современник. Его утверждение что «...без образования, науки, культуры у России как самостоятельного, сильного государства нет будущего» в большой степени относится и к Болгарии. В. А. Коптюг спас науку в Сибири от запланированного погрома, и его практические шаги исключительно полезны для Болгарии и других переходных стран. Его тезис, что Академия наук — интеллектуальная элита государства, которая не только равнозначна исполнительной и духовной власти, но на пути к «ноосфере» её роль будет возрастать, справедлив для всех стран. Предложения В.А. о параллельном реформировании исполнительной власти и Российской академии наук с конкретными действиями по многим направлениям, тезис об ошибочности отлучения науки от решения важнейших для России вопросов, ясная формулировка одной из миссий РАН как высшего научного эксперта для важнейших проектов руководителей державы — достойные для следования по пути развития примеры.

В. А. Коптюг принадлежит не только Сибири и России, но и всему миру и, прежде всего, всем странам, осуществившим неуспешную попытку построить советскую модель социализма.

Неделя В. А. Коптюга с замечательной выставкой, встречами и дискуссиями, фильмами, необыкновенным обаянием фотографий и голоса В.А. вносит значительный вклад в духовную атмосферу музея «Земля и люди». Мы рассматриваем наш музей как современный храм Матери-Земли, в котором сохраняются её клады, знания, ритуалы, образы великих её сынов, ответ на извечный вопрос о смысле жизни, который предоставляется не прямым текстом, а через жизнь её великих детей. Постоянной экспозицией и временными выставками храм Матери-Земли в Софии утверждает в широком круге гостей музея истины о вечных ценностях, сакральных чувствах, о нашей ответственности перед прошлым, настоящим и будущим, которыми должны обладать люди мира устойчивого развития.

Небольшой зал в постоянной экспозиции музея «Земля и люди», в котором расположена выставка В.А. — как часовня с необыкновенно сильным духовным излучением, облагороженным невероятными по своей выразительности и психологической глубине фотографиями «Улыбки Коптюга», «В трудную минуту», «Умение убеждать».

Национальный музей «Земля и люди» в Софии сердечно благодарит за предоставленный дар — книги, СD, портреты, информационные обзоры, копии рукописных материалов о Валентине Афанасьевиче Коптюге Т. П. Мельникову, В. А. Дубовенко, В. Д. Ермикова, Н. А. Притвиц, Л. Ю. Харченко. Знакомство со всеми материалами порождает чувство глубокого преклонения перед нравственным величием В. А. Коптюга, многочисленных авторов «Новой парадигмы», четырнадцати академиков, подписавших «Экспертное заключение» на государственный проект Концепции и Стратегии устойчивого развития России, перед отказом академика А. А. Трофимука принять орден и стать тем самым соучастником преступлений государственных деятелей, разваливших великую державу и принесших столько страданий собственному народу. Неделя В. А. Коптюга в музее «Земля и люди» в Софии укрепляет в нас веру, что русские люди по своему менталитету, духовности и национальному характеру ближе к миру устойчивого развития, к сфере разума, чем любые остальные народы мира.

Музей «Земля и люди» в Софии ищет контакты с соратниками и последователями Валентина Афанасьевича. Мы хотим поделиться своим опытом в области духовных измерений устойчивого развития, осмысливания места геологических и минералогических музеев в процессе устойчивого развития, роли культуры в создании той духовной атмосферы, в которой выросли бы люди нового мира устойчивого развития с гуманистической системой ценностей. В.А. упоминает, что Декларация Рио об окружающей среде и развитии может служить идеологией устойчивого развития. Но идеология — понятие намного глубже и сложнее, и, наверное, следует перестать шарахаться от воспоминаний о лицемерных демагогах, злоупотребляющих в прошлые времена этим словом. С огорчением можно говорить, что никакой борьбы с идеологией потребительского общества сегодня не ведётся. В общественном сознании достигли триумфа ценности исчерпавшего себя общественного строя, а прежде чем постигнуть устойчивое развитие на Земле, следует утвердить его в головах и душах людей. А для этого у нас нет нужного оружия. Общепринятой всем миром идеологии ещё предстоит родиться в результате комплексных усилий и фундаментальных исследований в научных центрах мира. СО РАН является таким благодатным местом «коптюговской милостью».

Культура ещё в большей степени, чем наука отлучена от процесса УР и всё еще не осознает своей миссии создать такую духовную среду, в которой вырастали бы люди с системой ценностей, отвечающей целям и требованиям мира устойчивого развития. Духовная среда сегодняшнего общества генерирует антигуманистов, космополитов, потребителей и эгоистов без сакрального чувства к Земле, Отечеству, школе, родному дому, семье, родителям, могилам предков. В сегодняшней массовой культуре, подчиненной рынку, невозможно найти даже зародыш культуры УР.

Бесценна борьба В.А. и его усилия спасти устойчивое развитие от бюрократов-чиновников, стремившихся выхолостить его, сузить до экологических аспектов, сделать его щитом для паразитирования, как случилось в недавнем прошлом с многими идеями.

Мне приятно пригласить соратников и последователей Валентина Афанасьевича на пути к справедливому миру, к вековой мечте людей, именуемой ныне «устойчивым развитием», к совместной работе, первым шагом которой могла бы быть международная Интернет конференция в 2011 году, связанная с восьмидесятилетием со дня рождения В.А. и Годом химии ЮНЕСКО. Одна из ведущих тем могла бы быть связана с духовной компонентой устойчивого развития. Возможно, одной из причин буксования процесса устойчивого развития является духовная незрелость сегодняшнего мира для целей УР. Наверное, традиционные ценности русских людей и православия, наряду с новыми ценностями «советских людей» давали основание В.А. считать, что Россия сможет быть мировым лидером на маршруте «устойчивое развитие».

Михаил Малеев,
директор национального музея
«Земля и люди», София
maleevm@abv.bg

Фото В. Новикова

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+574+1