Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5 (2790) 3 февраля 2011 г.

РАЗВИТИЕ МОЗГА
И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Книга с таким названием вышла в Издательстве Сибирского отделения РАН в серии научно-популярной литературы.

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация

Автор книги, шведский профессор неонатологии и педиатрии Хуго Лагеркрантц, долгие годы работал заведующим Отделением для новорождённых, занимался вопросами физиологии, деятельности мозга, а также процессами возникновения сознания. Поэтому все проблемы, изложенные в своей работе, он знает досконально. Книга «Развитие мозга и способностей ребенка» посвящена, прежде всего, формированию мозга малыша в процессе его роста и развития. Причем в настоящее время учёные могут наблюдать за этим процессом с первых дней беременности.

«Человеческий мозг, безусловно, является тем органом тела, который интересует нас более всего», — пишет в предисловии к русскому изданию спикер Этического комитета по биологии при Королевской Академии наук Швеции Ульф Петтерссон, подчеркивая при этом, что, несмотря на значительные успехи, у современной медицины до сих пор недостаточно информации о некоторых явлениях, определяющих деятельность человека. Книга Х. Лагеркрантца как раз и может стать толчком к пониманию особенностей функционирования центральной нервной системы человека.

Автор утверждает, что самый большой в жизни стресс человек испытывает в момент рождения. И именно этот стресс способствует в дальнейшем успешной адаптации ребенка в социуме. «Мы рождаемся со 100 миллиардами нервных клеток в головном мозге. — объясняет Хуго Лагеркрантц и задается вопросами. — Как же влияют на развитие плода зрительные, слуховые и обонятельные стимулы среды...? Что происходит в мозге новорождённого, когда он просыпается после внутриутробного сна...? Что думает шестинедельный малыш, когда в первый раз улыбается в ответ?». Чтобы узнать ответы, достаточно прочитать книгу и... немного подумать. Тем более что материал дает пищу для размышлений. Несмотря на очевидную сложность для восприятия поднятой темы и наличие научных терминов (а как же без них!), автору удается объяснить доступным для научно-популярного издания языком суть затрагиваемых явлений.

Обложка книги (фотография симпатичного карапуза), оформление, разделы оглавления не отпугивают, а, скорее, притягивают, интригуют читателя. Вот некоторые из них: «Строение и функции мозга», «Рождение», «Полный сумбур», «Когда начинаются мемуары?», «Смысл музыки», «Уважение прав ребенка». И если захочется узнать, когда возникает языковой инстинкт, каковы стадии развития ребенка или, например, какова роль наследственности и среды — достаточно перелистать страницы и ознакомиться с научными (заметим — научно-популярными!) данными по этим вопросам, «от Локка до Спока». «С помощью новых методов мы можем видеть, что именно происходит в мозге ребенка, когда он лопочет, видит мать, стесняется чужих людей и т.д. — объясняет автор. — Быть может, настало время привести нашу жизнь с нашими детьми в соответствие с новыми сведениями о развитии мозга ребенка?»

Несомненно, все эти сведения будут полезны как биологам и медикам, так и педагогам, работникам сферы образования, родителям и, по сути, всем, кто интересуется проблемами воспитания детей. Остается добавить, что Хуго Лагеркрантц впервые переведен на русский язык.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+577+1