Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 10 (2795) 10 марта 2011 г.

НЕ СОЛГАТЬ ИСТИНЫ

6 марта 2011 г. — день 80-летия Александра Алексеевича Боровкова.

Юбилей для юбиляра — дело довольно грустное, но основание оглянуться назад, оценить сделанное, вспомнить пережитое и подумать о будущем. Для окружающих юбилейная дата выдающегося учёного не только возможность поблагодарить коллегу за то, что он для каждого из нас сделал, но и повод для размышлений о науке и людях, хранящих и создающих знания и несущих за знания ответственность перед будущими поколениями.

Наука сочетает в себе и Вавилонскую башню и пирамиду Хеопса. Многообразие диалектов науки не ведёт к её разрушению. Немалую роль в сохранении единства науки играет математика. Наука начинается с математики — зарубки на костях палеолита тому бесспорное свидетельство. Прошли столетия, наука давно перестала быть математикой, но геном mathesis universalis хранит. Математика, изучающая наиболее общие формы объективного мышления, дает эталоны и инструменты для других наук. Математика стала логикой мышления. Надо понимать, что логика бывает разная. Особое место в современной науке занимают представления стохастические.

Окружающий нас мир столь сложен и своеобразен, что мы не можем игнорировать ущербность и случайность своих знаний и наблюдений. Увидеть закономерности, скрытые собственным невежеством — задача теории вероятностей и математической статистики. Этим удивительным дисциплинам посвятил свою жизнь Боровков, и вот уже полвека он в первом ряду их творцов и учителей.

Боровков — продолжатель великих традиций московской математической школы. Он прямой ученик А. Н. Колмогорова, прямого ученика Н. Н. Лузина. Одна из лучших традиций школы Лузина — единство исследовательской и педагогической деятельности. Учёный — это и ученик, и учитель в одном лице. Поэтому плохонький учёный — это плохонький учитель и плохонький ученик, а великий учёный велик и как ученик, и как учитель. Школы и только школы делают из тружеников науки настоящих учёных, учёных по убеждению.

Наука служит истине, а потому истине служат и учёные. «Истина — главное», «нет ничего прекраснее истины», «поклоняться только истине» повторяли учителя прошлых лет. Страшное преступление учёного перед наукой — утрата объективности. Трудно представить себе и сделать нечто более чуждое науке, чем «солгать истину», т.е. сознательно поступиться фактами или логикой, исказить то, как оно есть на самом деле, руководствуясь субъективными соображениями за пределами науки.

Наука не моральный регулятор, но служение истине — нравственный долг учёного. Учёный по убеждениям чужд злодейству. К сожалению, способов предательства истины куда больше, чем путей, ведущих к ней. Быть учёным по убеждениям — состояние не сертифицированное, не обязательное и довольно редкое для человека науки. Любой знает сколь волатильны и сиюминутны его каждодневные настрои и сколь гибки его моральные суждения. Человеческое первично — собственные интересы и близкие люди далеко не без оснований превалируют в наших суждениях и поступках над строгой и холодной красотой недоступной истины. Тем ценнее и важнее нравственные образцы непреклонности и принципиальности в отстаивании истины.

Учебники Боровкова — выдающийся вклад в отечественную и мировую математическую культуру. Боровков — основатель и признанный лидер сибирской школы теории вероятностей и математической статистики. Боровков строг и принципиален в отношении к собственному научному творчеству и творчеству своих учеников. Жизненный путь Боровкова доказывает, что протекционизм в науке — явление совсем не обязательное.

Боровков — большой учёный и достойный человек. Пожелаем ему здоровья, радостей новых свершений и наслаждения разнообразием жизни. Пусть его ученики будут достойны учителя.

С. Кутателадзе

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+582+1