Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 18 (2803) 5 мая 2011 г.

ОН ЛЮДЯМ ГОРОДА ДАРИЛ

5 мая исполняется 100 лет со дня рождения воина и строителя, Героя Социалистического Труда, генерал-майора-инженера Николая Маркеловича Иванова.

В. Крылова

Иллюстрация

Николай Иванов родился 5 мая 1911 г. в г.Великие Луки Псковской губернии в семье железнодорожника. После окончания школы он поступил в автодорожный институт Саратова на отделение «мосты и тоннели». В 1936 г. успешно закончил вуз и вместе с молодой женой Сашенькой, сокурсницей, отправился по направлению в Чкалов, ныне Оренбург.

В дорожном управлении Чкалова Ивановым были предложены должности инженеров. Николай быстро поднялся по служебной лестнице: начальник отдела капитального строительства, главный инженер и, наконец, начальник дорожного управления Чкаловского облисполкома. В счастливой семье родились желанные дети: сын Анатолий и дочь Людмила.

Начавшаяся война разрушила все планы. Николай отправился добровольцем на фронт. Добровольцем пошел и его отец, Маркел Васильевич, погибший под Москвой. Младший лейтенант Иванов-младший сражался в одной из частей Северо-Западного фронтов. В январе 1942 г. на протяжении всех линий фронтов было создано десять саперных армий. Николая Маркеловича назначили полковым инженером 448-го полка 394-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. 5 октября 1942 г. в одном из боев он получил ранение и попал в госпиталь. После госпиталя с декабря 1942 г. он уже командовал 55-й инженерно-саперной бригадой, вскоре переброшенной на Курскую дугу. Здесь в составе 3-й армии ему довелось участвовать в крупнейшем в истории мировых войн сражении. Вот где по-настоящему пригодились его инженерные познания и опыт строителя: в возведении укрепленных сооружений, создании заграждений, минировании местности, а в наступательной операции — в обеспечении маневренности советских войск.

Командование вновь обратило внимание на молодого способного офицера и назначило его заместителем командира 10-й инженерной бригады Северо-Западного фронта, не забыв при этом присвоить очередное воинское звание. За храбрость и находчивость, проявленные в боях и сражениях, Николай Маркелович непосредственно на фронте был награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и другими боевыми наградами.

Так и шел Н. М. Иванов от Курской дуги до Кенигсберга, а от него — на Берлин. День Победы встретил в Берлине в звании подполковника. В Германии задержался до декабря 1945 г. — помогал восстанавливать разрушенное войной хозяйство.

Возвращался в Россию через Москву. Там Николай Маркелович Иванов был приглашен в Главпромстрой СССР, где ему предложили работу инженера-строителя в Электростали. Он перевозит туда свою семью и с 1946 по 1949-й гг. работает старшим инженером, начальником ПТО, позднее — заместителем начальника строительства п/я 352. Это были годы относительно спокойной жизни. Так долго продолжаться не могло — его звала кипучая деятельность, огромные масштабы работы, он чувствовал, что способен на большее.

В 1949 г. Н. М. Иванова командируют в Томск-5 начальником управления строительства № 601, что стало стартом к более высоким и ответственным должностям.

Здесь Николай Маркелович пробыл совсем немного и был командирован в Днепродзержинск, где строил жилье и помещения для учреждений соцкультбыта, для Аношкинского комбината по переработке руд. В июле 1953 г. Н. М. Иванов едет на новую стройку — в управление строительства № 587 (Златоуст-20, ныне Трёхгорный), где в должности начальника управления ведет строительство жилья и спецсооружений для приборостроительного завода.

Идёт 1955 год. Н. М. Иванова опять направляют на новую стройку начальником управления строительства — предположительно танкового завода. Объект находится в тридцати километрах от Боготола, что в Красноярском крае. Как и всегда, Николай Маркелович развивает кипучую деятельность по строительству дорог и жилья — 30-километровую железную дорогу построили в предельно сжатые сроки, по ней потоком пошли эшелоны с материалами и оборудованием. Были уже построены и казармы для солдат, несколько жилых домов, бараки для общежитий, станции со складскими помещениями, и вдруг приказ — строительство прекратить, объект заморозить, материальные ценности сдать. Николая Маркеловича Иванова приказом министра среднего машиностроения № 768 от 10 декабря 1956 г. назначают начальником управления строительства № 606 — на строительство института НИИ-1011, будущего Российского федерального ядерного центра, ныне Снежинска.

Больше года потребовалось Н. М. Иванову для того, чтобы поднять трудовую и технологическую дисциплину, собрать воедино рассыпавшийся без надзора и внимания коллектив строителей.

Из акта комиссии главка по результатам проверки строительства за первое полугодие 1956 г.: выполнение норм выработки составило 86 %, количество невыполняющих — 52 %, одна треть времени затрачена на непроизводительные потери. Состояние организации труда очень низкое.

Н. М. Иванов как рачительный хозяин, уважающий дисциплину и порядок, не мог смириться с таким положением дел. Он детально изучил причины, тормозящие строительство. Отстранил от дел нерадивых, помог тем, кто трудился честно, не щадя сил. Особое внимание уделял подготовке к сдаче основных зданий и сооружений на промобъектах. В неудовлетворительном состоянии находилось строительство котельных и бойлерных, сдача которых затягивалась уже на два месяца.

Для ускоренного решения технических вопросов Николай Маркелович выносит оперативные совещания непосредственно на объекты. К участию в совещаниях привлекаются все заинтересованные инженерно-технические работники управления строительства, приглашается руководство института и начальники субподрядных организаций. Вводятся чёткие графики выполнения работ. Особое внимание уделяется качеству, вводится в штат должность контролера ОТК. С особой жёсткостью контролируется строительство завода ЖБИ и дороги на дальние промобъекты.

Николай Маркелович был суров, но справедлив — не терпел лености, халатности, безответственности. К таким работникам он относился строго и безжалостно, но помогал тому, кто трудился на совесть, внося новизну в строительную технологию, болел за дело. От этого человека исходила сильнейшая энергия. Люди верили ему, как самим себе. Со временем многие строители стали считать, что им повезло с руководителем, с ним можно было решить любой вопрос, если сам болеешь за дело.

К июлю 1959 г. было полностью завершено перебазирование всех подразделений НИИ-1011 из временного территориального пребывания в Сарове (ВНИИЭФ) на собственную уральскую базу. А это значит, что за неполные четыре года были построены основные производственные корпуса, дороги, жилой сектор, объекты соцкультбыта и многое, многое другое, позволившее коллективу института заниматься основной деятельностью и жить в родном городе.

И в этих успехах строителей огромный вклад сил, опыта и знаний начальника управления строительства Николая Маркеловича Иванова.

В конце 1959 г. Н. М. Иванова пригласили в Москву, в министерство. Николай Маркелович из телефонных разговоров знал, для чего, но всячески отказывался от нового места назначения, ссылаясь на тяжелую болезнь жены. Не помогло.

В Москве заместитель министра Александр Николаевич Комаровский подробно рассказал о строительстве Академгородка под Новосибирском, не скрывая тех трудностей, которые пережили строители за прошедшие два года.

А. Н. Комаровский убедил Н. М. Иванова в том, что в данной ситуации может положиться только на него. Николай Маркелович принял предложение замминистра, тем более, что он был человеком военным, обязанным подчиняться высшему руководству.

Четвертого марта 1960 г. Николая Маркеловича Иванова встречали новые сотрудники управления строительства «Сибакадемстрой» во главе с главным инженером Абрамом Моисеевичем Вексманом. Николай Маркелович сразу же предложил поехать на строительную площадку, чем немало удивил встречающих. А он уже ощущал себя «в деле», ему не терпелось увидеть все собственными глазами, наметить планы, дать мыслям работу на сутки вперед.

Николай Маркелович прибыл в коллектив, пусть ещё не сложившийся, но уже объединенный одной общей большой целью. Стройку он принял с убытком в 1,2 млн руб. Много было вложено сил и энергии, и уже через год стройка стала рентабельной. «Сибакадемстрой», руководимый Н. М. Ивановым, одним из первых в министерстве перешел на новые условия планирования и экономического стимулирования. С 1960 г. положение исправилось настолько, что в последующие годы «Сибакадемстрой» никогда не был в отстающих, более того, занимал призовые места.

Конечно, это заслуга прежде всего большого коллектива строителей. Н. М. Иванов скромно оценивал свою роль: «Просто люди поверили в свои силы».

Однако чтобы строить так, как того требует время, необходимо иметь и развивать промышленную базу. Николай Маркелович приложил немало усилий, чтобы иметь её. Появились свой бетонный завод, лесопилка, база строймеханизации и даже свой домостроительный комбинат. И когда встал вопрос о строительстве ВАСХНИЛ, «Сибакадемстрой» уже имел мощную базу стройиндустрии, и поэтому любая сложная задача — уникальные здания по индивидуальным проектам, сложные комплексы жилых домов, административных помещений — преодолевалась без суеты и спешки.

В 1964 г. Государственная комиссия во главе с М. В. Келдышем принимала первую очередь новосибирского Академгородка. Было построено 14 научно-исследовательских институтов, университет, жилые дома, соцкультбытовые сооружения, сложный комплекс инженерных объектов и коммуникаций, проложено 50 километров магистральных автодорог внутри и вне городка, укреплен берег Обского моря, создана пляжная зона. Впервые было внедрено много новшеств, получивших в дальнейшем активное развитие в советском градостроительстве. По типу Академгородка были построены города Навои, Шевченко, Сосновый Бор и др.

Талантливый инженер, Н. М. Иванов с большой симпатией относился к людям творческим, обладающим пытливым, ищущим умом. Возможно, поэтому Н. М. Иванова и А. М. Вексмана, начальника строительства и главного инженера, связывали тесные дружеские отношения, а в министерстве шутили: «Это наша лучшая двойка».

Строительная программа в Академгородке не имела своего конечного пункта. Возросли мощности действующих институтов Сибирского отделения Академии наук, появились новые научно-исследовательские учреждения, опытный завод, увеличился жилой фонд.

В 1966-1968 гг. рядом министерств и ведомств были приняты решения о создании отраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро для технологического освоения результатов исследований сибирских учёных. Так возникли первые города-спутники, сердцевину которых составил район Правые Чёмы. Здесь было построено шесть институтов и КБ.

Новым Академгородком стал Краснообск. В посёлке Нижняя Ельцовка было создано Сибирское отделение Академии медицинских наук СССР.

На Алтае возведен курорт Белокуриха в НСО, построена Чикская птицефабрика и другие объекты сельскохозяйственного назначения. И многое, многое другое.

В январе 1963 г. особым приказом на Н. М. Иванова было возложено командование двумя особо секретными стройками по сооружению особо секретных объектов в Семипалатинске и на Алтае. Ему пришлось снять со стройки «Сибакадемстроя» два полка военных строителей и перебросить один из них в Семипалатинск, а второй — в Алейск.

В 1965 г. семипалатинскую площадку передали Томску-7, генералу А. К. Грешнову. В 1967 г. сдали второй объект Министерству обороны.

Но какой ценой удалось это сделать? После возвращения в Академгородок измученный командировками Николай Маркелович пошел к директору кардиологического центра академику Е. Н. Мешалкину, который и обнаружил у него рубец на сердце. Инфаркт он перенес на ногах. Подлечили, съездил на курорт — и опять за работу.

Николай Маркелович думал о будущем, обращая особое внимание на молодых специалистов. Их он наставлял, направлял, доверяя им, наблюдая за их деятельностью со стороны, помогая в нужный момент советом, рекомендацией или просто одобрением. Он воспитал и подготовил целую плеяду высококвалифицированных специалистов, возглавивших впоследствии крупнейшие стройки страны и города ЗАТО.

Оглядываясь назад с высоты сегодняшнего времени, мысленно охватывая всё сделанное этим замечательным человеком, задаешь себе вопрос: сколько же доброго смог сделать человек за недолгие 63 года жизни? Работал на износ, отдавая всего себя служению отечеству.

За выдающиеся заслуги в строительстве Новосибирского научного центра Сибирского отделения Академии наук СССР начальнику Управления строительства «Сибакадемстрой» генерал-майору инженерно-технической службы Николаю Маркеловичу Иванову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Кроме этого, Н. М. Иванов награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За воинскую доблесть», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За освоение целинных земель», ведомственной медалью «За безупречную службу I степени» и многими юбилейными медалями.

К 40-летию города Снежинска в 1997 г. городскому профессионально-техническому училищу № 120 (лицею), готовящему строителей, присвоено имя Героя Социалистического Труда Николая Маркеловича Иванова. В новосибирском Академгородке одна из улиц названа его именем. В 2000 году он назван гражданином XX века Новосибирской области.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+590+1