Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 39 (2824) 29 сентября 2011 г.

НАТИСК НА ВОСТОК:
БАЙКАЛЬСКИЙ ПЛАЦДАРМ

На проходившем 12–14 сентября в Иркутске VII Байкальском экономическом форуме Российская академия наук была представлена тремя пленарными докладами, сделанными академиком А. Л. Асеевым «О государственной политике и стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. Институты развития. Инструменты поддержки», академиком А. Э. Конторовичем «Перспективы развития экономики Байкальского региона и Дальнего Востока на основе крупномасштабного освоения запасов природного газа» и академиком А. А. Кокошиным «Сценарии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона». Выступления учёных получили исключительно высокую оценку у участников Форума — руководителей и специалистов органов государственного управления, представителей научного и бизнес-сообщества России, стран СНГ, АТР, Северной и Южной Америки, Европы.

А.Г. Коржубаев, заведующий отделом темпов и пропорций
промышленного производства ИЭОПП,
зав. кафедрой политической экономии НГУ,
уполномоченный СО РАН по вопросам
сотрудничества с Китаем, д.э.н., проф.

Центральный доклад главной пленарной сессии, представленный академиком-секретарём Отделения общественных наук РАН, первым заместителем Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы А. А. Кокошиным был подготовлен на основе результатов специальной аналитической разработки «Сценарии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона». Среди разработчиков документа такие известные специалисты как проф. Л. А. Аносова, Чрезвычайный и Полномочный Посол проф. А. Н. Панов, заместитель секретаря Совета Безопасности РФ 1998–2004 гг. генерал-полковник В. Я. Потапов, проф. О. С. Виханский, проф. А. В. Островский, проф. О. М. Рензин и др. Важнейший вклад в разработку документа внесли учёные и специалисты ИЭОПП СО РАН под руководством академика В. В. Кулешова.

Один из основных авторов доклада — заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства, д.э.н., проф. А. Г. Коржубаев уже представлял читателям «Науки в Сибири» некоторые положения современной стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе*. Сегодня Андрей Геннадьевич сформулировал некоторые современные позиции в области оценки складывающейся ситуации и обосновании направлений восточной политики, представленные в коллективной разработке на Байкальском форуме.

Особенности оценки современной ситуации:
в Азии нам не выдвигают
неприемлемых условий

Проблема комплексного социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока как важной и неотъемлемой составляющей экономики России впервые рассмотрена не только в контексте анализа ресурсных, экономических и технологических направлений интеграции в АТР, но и с позиции геополитических интересов нашей страны, включая участие в региональных экономических и политических организациях.

На данном историческом этапе имеются весьма благоприятные условия для движения России на Восток. Азиатско-тихоокеанские государства не выдвигают каких-либо неприемлемых для России условий или препятствий политического, экономического, идеологического или военного характера для самого широкого участия во всех региональных делах. В отличие от наших партнеров на Западе, особенно в Европейском Союзе, основные государства АТР — Китай, Япония, Республика Корея, Монголия, Индия, Индонезия, Вьетнам, Австралия и другие в целом не рассматривают возможное увеличение российского экономического присутствия в регионе в качестве угрозы своим интересам.

Ни одна из азиатских стран не вмешивается тем или иным образом во внутренние дела и внутреннюю политику России. Даже Япония, с которой у нас до сих пор не подписан мирный договор, не выдвигает проблему т.н. «северных территорий» в качестве ограничений для участия России в региональных экономических и политических организациях.

В странах АТР происходит наиболее динамичное развитие экономики и торговли, формирование новых индустриальных и финансовых центров. Продолжается рост численности населения (рис. 1), развитие промышленности и транспорта, что приводит к быстрому увеличению спроса практически на все виды минерального сырья, металлов и энергоносителей. Даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг., когда в мире произошло снижение спроса практически по большинству энергетических и сырьевых позиций, ресурсо- и энергопотребление в большинстве стран АТР продолжало быстро возрастать (рис. 2).

Иллюстрация
Иллюстрация

В регионе создана и в целом успешно функционирует сеть многосторонних организаций (Восточноазиатские саммиты, Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, форум «Азия—Европа», Региональный форум АСЕАН по безопасности, диалоговое партнерство России с АСЕАН), полноправным членом и участником которых является Россия. В дальнейшем целесообразно участие в Азиатском банке развития, Азиатском фонде развития, соглашении Чанг-Май о валютных свопах и других политических и финансовых структурах.

При этом при высокой степени вовлеченности большинства отраслей ТЭК и ГМК России в мирохозяйственные связи и относительной территориальной близости ресурсных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока к АТР, поставки металлов, энергоносителей и энергии на крупнейший в мире тихоокеанский рынок пока не играют определяющей роли в экспорте (рис. 3, табл. 1).

Иллюстрация

Таблица 1.
Доля АТР в стоимости некоторых товарных позиций
российского экспорта,
в процентах

Товарная позицияДоля АТР, %
Лес60 %
Лом черных металлов50 %
Алюминий35 %
Уголь32 %
Медь16 %
Нефть15 %
Нефтепродукты10 %
Газ7 %
Никель7 %
Цинк3 %

Составлено по данным Министерства промышленности РФ, Росстата, Федеральной таможенной службы РФ, внешнеэкономических организаций РФ
http://www.metalbulletin.ru/analytics/; http://www.rosinvest.com;
http://www.minprom.gov.ru/; http://www.gks.ru; http://www.customs.ru/.

Только в экспорте леса из России Азиатско-Тихоокеанское направление является доминирующим, что соответствует как пространственной аллокации лесных ресурсов на Востоке страны, так и тенденциями на международных рынках.

Основные причины ограниченности поставок энергоносителей и металлов на Тихоокеанский рынок — отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, низкая освоенность ресурсного потенциала ТЭР Восточной Сибири и Дальнего Востока, Восточной Арктики, включая низкий уровень геологической изученности территории и акватории, а также неурегулированность ряда законодательных, технологических, инвестиционных, ценовых, вопросов.

Современное развитие экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока характеризуется высокой инерцией в процессах трансформации производственной системы региона. Значительные ограничения для развития нового бизнеса возникают либо из-за высоких транзакционных издержек, включая слабую инфраструктурную обеспеченность, либо из-за несовершенства институтов развития.

Один из ключевых вызовов для России — инновационное развитие сырьевого и энергетического секторов экономики и формирование финансовой, организационной и технологической основы для создания принципиально новых решений по добыче и глубокой переработке сырьевых ресурсов, развитию несырьевых отраслей, науки, образования социальной инфраструктуры. Возможное углубление глобального экономического кризиса может оказаться критическим для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. С другой стороны, снижение надежности валютных и финансовых инструментов и ослабление действующих международных финансовых институтов и центров повышают роль реальных активов, включая сырье и энергоносители.

В докладе предложен проект новой концептуальной версии развития региона, обеспечивающий взаимосвязанную реализацию разработок правительственных, научных и предпринимательских структур (территориальных и отраслевых стратегий, государственных программ, корпоративных бизнес-планов). За счёт системы институциональных мероприятий, включающей специальные программы государственной поддержки, привлечения инвестиций и целенаправленного перераспределения финансовых потоков, увеличивается набор экономических инструментов, позволяющих активизировать имеющиеся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке кластеры высокотехнологичных добывающих и перерабатывающих производств (ТЭК, ГМК, авиа-, машино- и судостроение), и сформировать принципиально новые индустриальные локалитеты (космическую промышленность, автомобилестроение, нефтехимию, газохимию и др.).

Снижение уровня экономической плотности территорий Дальнего Востока по отношению к соответствующему показателю других государств региона представляет собой серьёзную проблему для устойчивого пространственного развития Российской Федерации. Решить эту проблему на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири может лишь особая стратегия социально-экономического развития региона, ориентированная на ускоренный рост его экономического потенциала и реализацию общенациональных интересов России в АТР, включая развитие существующих и формирование новых центров топливно-энергетического, горно-металлургического, туристско-рекреационного, машиностроительного и научно-образовательного комплексов, в том числе и создание специальных экономических зон.

В сфере демографии в отличие от существующих инерционных подходов в настоящей разработке предложено кардинальное изменение программных приоритетов. Необходимо добиться сначала стабилизации численности населения регионов, а затем — создания предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. В определённой мере положительным примером может служить освоение природно-ресурсного потенциала Западной Сибири, где в течение практически двух десятилетий население возросло почти на 2 млн чел. Численность населения этого северного региона России продолжала возрастать и в период общероссийской депопуляции в 1990–2000-е гг., причем как за счет миграции, так и в результате естественного прироста. Впервые статистически выявил и содержательно обосновал эту тенденцию академик А. Э. Конторович ещё в 1997 г. при разработке Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Построенный прогноз оказался исключительно точным.

Отдельно следует отметить важное условие обеспечения национальных интересов страны, включая экономическую безопасность, на Азиатско-Тихоокеанском направлении — адекватные военные усилия. Обеспечение должной обороноспособности России на этом направлении не только обеспечивает нашу территориальную целостность и наш суверенитет, но и создаст необходимую политическую основу для реализации многих экономических проектов, в том числе с иностранными партнерами.

Обоснование направлений развития:
сформировать новую национальную
индустриальную технологическую базу

В аналитическом докладе впервые предлагается системная и взаимоувязанная реализация конкурентных преимуществ развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, что предполагает комплексное освоение природно-ресурсного потенциала на основе передовых технологий, диверсификацию и повышение технологического уровня всей экономики, развитие транспортной, социальной, информационно-коммуникационной инфраструктуры. Авторами сформулированы конкретные направления инновационного развития экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая:

— технологическое развитие отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности;

— преодоление инфраструктурных ограничений;

— формирование благоприятного инвестиционного климата;

— стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий;

— развитие национальной технологической базы и повышение технологической независимости России.

Впервые показано, что при правильной постановке дела широкомасштабный выход России на рынки АТР и Западного побережья Америки стимулирует не только комплексное развитие Восточных регионов страны, но и способствует решению социально-экономических и внешнеэкономических задач всей страны.

При реализации добывающих, перерабатывающих и инфраструктурных проектов необходимо создание новых центров компетенции и формирования прибыли на российской территории, что предусматривает использование самых современных российских и зарубежных технологий в добыче и переработке сырья, повышение глубины переработки и качества выпускаемой продукции, привлечение преимущественно российского персонала и обеспечение контрольного пакета российского государства и бизнеса в структуре авансированного капитала.

Положительные примеры: освоение Ванкорского, Верхнечонского, Талаканского месторождений в Восточной Сибири; развитие инфраструктуры СПГ на Дальнем Востоке; развитие Красноярского металлургического завода в рамках перспективного производственно-технологического комплекса (включая алюминиевые, авиастроительные и судостроительные производства) и др.

Для повышения технологической эффективности горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов России необходимо продолжить процесс формирования технологически, территориально и структурно сбалансированных компаний с диверсифицированными активами. Необходимо увеличивать объёмы и глубину переработки минерального сырья, нефти, газа и угля; обеспечивать добычу и технологическую сбалансированность утилизации и переработки попутного нефтяного газа с учетом территориальной аллокации производственных мощностей и транспортной инфраструктуры вне зависимости от их организационной принадлежности и структуры собственности.

В финансовой сфере важное направление поддержки инвестиционных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — развитие региональных филиалов крупнейших российских банков, включая расширение гарантий, финансирование кредитных линий, а также создание совместных кредитно-финансовых структур с иностранным участием. Примером этому может служить создание ВТБ в 2006 г. совместного Российско-Вьетнамского банка. Кроме того, российские банки должны активнее выходить на финансовые рынки стран АТР. Пока, за исключением названного Российско-Вьетнамского банка, функционирует филиал ВТБ в Шанхае, а также небольшое количество представительств с ограничениями по операционным возможностям.

В рамках развития научно-образовательного комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока предлагается формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня в Иркутске, Красноярске, Владивостоке, Хабаровске, Якутске, Чите, Улан-Удэ, Благовещенске, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных и региональных инновационных проектов, включая проекты, связанные с комплексным освоением природно-ресурсного потенциала восточных регионов страны; создание при участии государства новых крупных технопарковых зон в Иркутске, Красноярске, Владивостоке, Хабаровске как элемента инфраструктуры инновационной деятельности.

В сфере недропользования обосновывается, что системное освоение ресурсного потенциала должно происходить в результате соединения инвестиционных возможностей бизнеса и государства на основе эффективных механизмов государственно-частного партнёрства. Основной принцип этого партнёрства — государство осуществляет инвестиции в развитие инфраструктуры, бизнес — в создание добавленной стоимости. В сфере недропользования предлагается формирование практики концессионных соглашений по использованию недр, введение комплексных лицензий и оборотоспособности прав пользования недрами.

В части развития транспортной инфраструктуры ставится задача обеспечить системное развитие транспортно-логистических узлов, включающих железнодорожную, автодорожную и морскую инфраструктуру, их интеграцию в международную транспортную систему.

Предполагается комплексное решение проблемы развития региональной авиации, что возможно только при наличии государственной поддержки и заинтересованных действий авиационной промышленности, лизинговых компаний, авиакомпаний, аэропортов, финансовых учреждений, региональных администраций.

В дополнение к правительственным документам некоторыми экспертами предлагается расширение будущей железной дороги Кызыл-Курагино и продление её через Монголию до Китая (г.Урумчи), что откроет «запертые» в настоящее время угольные месторождения (Тувинский горнопромышленный центр) для азиатских потребителей. Кроме этого, проект позволит оптимизировать грузопотоки в Китай. Сдерживающим фактором развития этого направления поставок может стать высокая загруженность китайских железных дорог при концентрации спроса на российскую горнопромышленную продукцию в восточных и приморских районах Китая.

В области машиностроения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке авторами предложены такие перспективные направления как организация производства оборудования и комплектующих для строительства и эксплуатации нефте- и газопроводов, геологоразведки, бурения и эксплуатации скважин (сервисные предприятия, производство запасных частей, измерительных приборов и др.), энергетического оборудования и его сервисного обслуживания, оборудования для переработки рыбы и обслуживание рыболовецкого флота, развития компонентных производств (Areva — БогАЗ, электротехническое оборудование). Важнейшие направления — развитие авиастроительных, судостроительных и автомобилестроительных кластеров.

В лесном комплексе в качестве конкретных организационных мероприятий по упорядочиванию лесного бизнеса и усиления экономических позиций России на рынках АТР следует указать необходимость создания Братской лесной биржи в Братске, Байкальской международной лесной биржи в Иркутске и Приморской международной лесной биржи во Владивостоке.

В качестве важного направления сохранения культуры, поддержания традиционного уклада жизни и обеспечения занятости коренных малочисленных народов Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрено стимулирование их социально-экономического развития на основе охотоводства, традиционного лесопользования, а также за счёт развития охотничего туризма, экотуризма, этнотуризма и др. При этом все проекты, связанные с промышленным освоением лесных территорий, должны соответствовать условиям сохранения среды обитания коренных малочисленных народов.

В сфере развития рыбной промышленности в настоящей разработке выдвинуты такие новые предложения как содействие продвижению на российском и мировом рынках торговых марок, отражающих высокое качество, экологическую чистоту и привлекательный имидж морепродукции Дальнего Востока России: «Дальневосточная рыба и морепродукты», «Морепродукты Тихоокеанской России», «Здоровье из Тихого океана» и др. Указывается, что с учетом складывающихся тенденций продовольственных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона именно экологическую нишу как на сегменте морепродукции, так и других продовольственных товаров могла бы занять Россия.

Для обеспечения цивилизованных условий торговли рыбой и морепродуктами, повышения коммерческой и бюджетной эффективности рыбохозяйственного комплекса, усиления экономических позиций России в Тихоокеанском регионе представляется целесообразным организация международных рыбных бирж во Владивостоке, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском. Одно из направлений увеличения добычи рыбы и возвращения России в число стран—международных лидеров промышленного рыболовства — развитие лова за пределами исключительной экономической зоны.

В сфере развития сельского хозяйства авторами предлагается с учётом трансформации рынков продовольствия Китая, Японии, Кореи в сторону повышения требований к качеству сельскохозяйственной продукции, развивать процесс сотрудничества в области организации производства и поставок из Сибири и Дальнего Востока экологически чистых зерновых, овощей, мяса, биоресурсов, что должно стать рыночной нишей и торговым брендом России на продовольственных рынках АТР.

Конкретные предложения
органам государственного управления
и бизнес-сообществу:
нужны «отменные привилегии и вольности»

Ещё М. В. Ломоносов указывал, что для освоения огромного ресурсного потенциала Сибири и Арктики нужны «отменные привилегии и вольности». В освоение природно-ресурсного потенциала Западной Сибири были вложены крупные государственные средства. С учётом государственной значимости реализации приоритетных инвестиционных проектов, пространственной, отраслевой, демографической специфики регионов Востока России авторами настоящей разработки предложена система реально стимулирующих льгот для развития бизнеса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с использованием механизмов государственно-частного партнерства, включая:

— введение налоговых льгот на всех стадиях реализации проектов от развития геологоразведочных работ до начала промышленной эксплуатации;

— кредитование, а также прямое финансирование из федерального бюджета проведения ГРР, строительства объектов трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта, перерабатывающей, энергетической и социальной инфраструктуры;

— установление ускоренной амортизации для высокотехнологичного оборудования;

— установление специальных железнодорожных тарифов при поставках нефтепродуктов, угля, металлов, сжиженных газов и продукции нефтегазохимии из Восточной Сибири и Дальнего Востока на российский и международные рынки;

— повышение доступности, снижение процентных ставок и увеличение масштабов кредитования инновационных проектов во всех отраслях экономики.

Освоение гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири потребует развития гелиевой промышленности и строительства федеральных подземных хранилищ гелиевого концентрата за счёт средств федерального бюджета и организации государственных закупок гелия. Развитие гелиевой промышленности должно быть организовано в рамках специальной федеральной программы, предусматривающей создание инфраструктуры выделения, транспортировки и хранения гелия, обеспечение поставок на международные рынки через единый экспортный канал, участие России в регулировании мирового рынка гелия. Крупнейшим потребителем гелия в регионе может стать строящийся в Амурской области космодром «Восточный».

Для создания условий привлечения рабочей силы в регион в первую очередь необходимо:

— введение стимулов для повышения мобильности населения, в том числе освобождение от НДФЛ в течение первых трёх лет после переезда в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока на постоянное место жительства с постоянной регистрацией, компенсация затрат на переезд и выплата «подъёмных»;

— предоставление ипотечных кредитов на льготных условиях и жилищных сертификатов;

— для стимулирования переезда в сельскую местность использовать опыт «столыпинских реформ» — предоставления земли в пользование лицам, переселяющимся в определённые районы Восточной Сибири и Дальнего Востока (до 30 соток);

— целевое субсидирование расходов на получение образования.

Механизмы повышения эффективности и инновационного развития российского машиностроения:

— законодательное установление степени локализации проектов по всем видам оборудования и услуг;

— запрещение использования режима связанного кредитования для импорта оборудования по товарным позициям, производимым в России;

— расширение практики связанного кредитования поставок российского оборудования за рубеж с использованием опыта экспорта вооружений и военной техники;

— отмена импортных пошлин для технологий и оборудования, необходимых для модернизации российской экономики и не имеющих аналогов в России.

В области формирования новых институтов регионального развития предлагается создать:

— Агентство по развитию Сибири и Дальнего Востока с правами распорядителя бюджетных средств;

— Фонд развития Сибири и Дальнего Востока с функциями привлечения инвесторов, структурирования проектов, держателя нераспределённого фонда лицензий;

— Банк развития, финансирующий инфраструктурные проекты и проекты государственно-частного партнерства.

Важное институциональное изменение — введение должности вице-премьера Правительства России по делам Сибири и Дальнего Востока, фактически «генерал-губернатора Большой Сибири», для обеспечения взаимодействия органов федеральной и региональной государственной власти на Востоке страны, научного и бизнес-сообщества, реализации программ социально-экономического развития и приоритетных инвестиционных проектов.

Новые институты обеспечивают эффективное встраивание существующих механизмов развития, таких как особые экономические зоны, и формируют новые механизмы развития сырьевых узлов и инновационных кластеров. Эти институты создают инвестиционную привлекательность промышленных кластеров, обеспечивают международный арбитраж, третейский суд и медиацию.

Оценка инвестиций и инвестиционных механизмов

В рамках настоящей разработки авторами получены альтернативные существующим документам регионального развития оценки прогнозных макроэкономических показателей. В случае перехода Восточной Сибири и Дальнего Востока на траекторию целевого развития, по оценкам авторов, консолидированный ВРП увеличится к 2030 г. в 5–6 раз и превысит 23,2 трлн руб. или 800 млрд долл.

Среднегодовой темп роста ВРП за период 2011–2030 гг. должен составить порядка 8 % и будет возрастать от 3–4 % в начале периода до 10–11 % в конце. Объём капитальных вложений последовательно возрастёт, в первую очередь за счёт мультипликативного эффекта от инвестиций в обеспечение комплексного освоения природных ресурсов региона, развития транспортной и перерабатывающей инфраструктуры на основе инновационных технологий. Значительный объём инвестиций будет приходиться на смежные с ГМК и ТЭК и несырьевые отрасли экономики, включая торговлю, сферу услуг, транспорт, связь, науку и образование. Объём новых инвестиций по приоритетным проектам в различных отраслях экономики со сроком активного инвестирования в 2011–2030 гг. составит более 16,5 трлн руб. или порядка 570 млрд долл.

Важное условие перехода на траекторию устойчивого инновационного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока — обеспечение первоначальных крупных государственных инвестиций в развитие транспортной, перерабатывающей и социальной инфраструктур, что стимулирует приток российских и иностранных частных инвестиций, позволит запустить механизм саморазвития региона, после чего уровень государственного участия в капитальных вложениях может быть снижен.

Дальнейшая систематизация, структурирование и конкретизация положений, включенных в специальную и открытую части доклада программных разработок и инвестиционных проектов, должны быть сведены в единую согласованную систему, которая может стать основой Государственного плана развития Восточных территорий и акваторий России на основе комплексного освоения природных ресурсов, инновационного развития добывающих и перерабатывающих отраслей экономики, развития транзитных возможностей, реализации научно-технологического и образовательного потенциала, широкомасштабного формирования новых высокотехнологичных отраслей и производств.


* См. № 13 (2798) от 31 марта 2011 г. «Любая уступка в Азии — проявление слабости, за которым последует требование новой уступки»;
№ 28–29 (2813-2814) от 21 июля 2011 г. «Натиск на Восток: ни шагу назад».

стр. 4-5, 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+606+1