Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2834) 15 декабря 2011 г.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВЕРНИСАЖИ

Удивительный рождественский подарок жителям Академгородка приготовили новосибирские и итальянские искусствоведы. 19 декабря в Доме учёных начнёт свою работу российско-итальянский проект — реконструкция алтарного образа «Маэста» (итал. maesta — величание). Алтарный образ «Маэста» был создан в 1308–1311 годах одним из крупнейших художников итальянского средневековья Дуччо ди Буонинсенья специально для Сиенского собора. Это произведение — гигантский двусторонний полиптих.

На лицевой стороне в середине изображены Богоматерь с Младенцем на руках, окруженные ангелами и святыми. На ступенях престола Богоматери надпись: «...Пресвятая Богородица, будь источником мира в Сиене и даруй долгую жизнь Дуччо, который так Тебя написал».

Оборотная сторона полиптиха полностью посвящена Иисусу Христу. На двадцати шести клеймах изображен цикл Страстей Господних, Его смерти и Воскресения. Десять клейм нижнего ряда раскрывают евангельские события: искушение Христа Сатаной, призвание Петра и Андрея, встречу с самаритянкой, исцеление слепого, Преображение Господне, воскрешение Лазаря.

Дуччо ди Буонинсенья потратил около четырёх лет на создание этого шедевра. День, когда образ крестным ходом перевезли из мастерской художника в собор, был объявлен выходным, и праздничная толпа горожан ликовала, завидев его издали. К сожалению, этот шедевр не сохранился до наших дней в своём первозданном виде. В 1771 году он был полностью разобран и распилен, причем лицевые и оборотные стороны были разделены между собой. И только в 1878 году преданные забвению и валявшиеся на складе доски «Маэста» попытались воссоздать в первоначальную структуру. Заново обретенный шедевр был выставлен в конце XIX века в музее при соборе Опера дель Дуомо.

На сегодняшнее время пять клейм (частей иконы) навсегда утеряны. Оставшиеся хранятся в разных музеях мира. Например, «Благовещение», «Исцеление слепого» и «Преображение» — в лондонской Национальной галерее. Фрагменты «Пророк Исайя», «Рождество», «Пророк Иезекииль» и «Призвание апостолов Петра и Андрея» — в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Клеймо «Искушение Христа» хранится в Нью-Йорке, «Христос и самаритянка» — в Мадриде, «Воскрешение Лазаря» — в Форт-Уорте. Фотореконструкция позволяет хотя бы частично восстановить великолепный алтарный образ, ведь искусствоведы разных стран мира считают «Маэста» Дуччо ярким воплощением христианских идей о мире и синтезом искусства всего христианского средневековья.

В рамках проекта проводятся экскурсии по выставке для студентов, школьников и взрослых. Запланированы лекция по искусству Дуччо и сиенской школе изобразительного искусства, а также большая просветительская лекция об образах Рождества. Цикл лекций и экскурсий проводит куратор проекта Наталья Бартош, зав.кафедрой истории искусства НГУ.

* * *

Заканчивается год Италии в России. В выставочных залах Дома учёных провожает его ещё одна очаровательная выставка с итальянскими корнями. Здесь 20 декабря в 18 часов открывается долгожданная выставка Олега Шелудякова «Снегопад в Венеции». У выставки есть и другое, рабочее название — итальянский дневник. Поклонников живописного таланта художника ждёт новая встреча с современным, но в тоже время изящным, почти аристократическим искусством, навеянным как европейскими впечатлениями, так и любовью к родным пенатам.

В его картинах средневековые герои соседствуют с гротесковыми персонажами, благородные дожи в камзолах и кружевных воротниках поют серенады рядом с простыми гондольерами и дамы в кринолинах вполне доброжелательно смотрят на своих подружек в костюмах прародительницы человечества. Известный русский поэт, никогда не бывавший в Италии, следует за почти кэролловским белым кроликом. И всё это происходит на фоне чудесных европейских декораций, то залитых солнечным светом, то вдруг закруженных снежными вихрями. Вся выставка Олега Шелудякова построена на подобных контрастах впечатлений, неожиданных ассоциаций и вследствие этого новых для художника живописных техник. Всё как в настоящем путешествии: новые знакомства, весёлые приключения и немного сказки.

* * *

А в Новосибирском художественном музее проходит персональная выставка петербургской художницы Марины Азизян «Подношение Рождеству».

Марина Азизян известна как живописец, график, художник-прикладник. Важной особенностью искусства Азизян является его ярко выраженный рукотворный характер, она замечательно чувствует материал и создает свою собственную модель пространства, в котором начало исходит из соединения различных декоративных элементов. Произведения Азизян говорят о её глубочайших познаниях в области истории изобразительного искусства и разнообразных культурных традиций.

Ирина Бич, искусствовед ДУ СО РАН

стр. 16

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+616+1