Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 6 (2841) 9 февраля 2012 г.

С «АЛИСОЮ» В СТРАНУ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ЧУДЕС

Компьютерная школа «Алиса» родилась 26 лет назад, когда персональных компьютеров ещё не было, а работали в Иркутске громоздкие электронно-вычислительные машины (ЭВМ), каждая из которых занимала четверть немаленького корпуса института. И доверили осваивать эту сказочных возможностей технику именно учёным. А они всегда охотно делились своими знаниями с подрастающим поколением.

Г. Киселева, «НВС»

В 1986 году в школах появился новый предмет — основы информатики и вычислительной техники. Учителей, которые могли бы его вести, в школе не оказалось, и возникла необходимость привлекать людей со стороны. Сибирский энергетический институт СО АН СССР, нынешний ИСЭМ СО РАН, всегда славился тем, что активно работал со школьниками, к тому же он был владельцем первых ЭВМ. Его сотрудники и пошли в школьные классы. Первым из них был Игорь Иосифович Мадьяров, человек талантливый, неординарный. Заканчивался учёбный год, и весной Игорь Иосифович предложил ребятам провести конференцию, и не где-нибудь, а в стенах СЭИ, выступить с докладами перед настоящими учёными.

Школьники удивили всех своими познаниями и умением работать с новой техникой. Это вдохновило других сотрудников института на занятия с молодёжью. Так в 1986 году по инициативе И. И. Мадьярова и при поддержке директора СЭИ академика Ю. Н. Руденко в институте появилась группа школьной информатики. Юрий Николаевич Руденко был председателем школьной комиссии Президиума научного центра, он взял ответственность на себя, открыл такое подразделение в институте, ввел две специальные штатные единицы. Он понимал, что это, прежде всего, подготовка кадров для институтов. Так и получилось: многие из тех, кто заканчивал школу и выходил во взрослую жизнь, шли работать в академические институты.

Впоследствии на базе группы была создана Компьютерная школа, названная в честь главной героини сказки Льюиса Кэррола. Инициативная группа состояла из трёх человек: И. И. Мадьярова, И. В. Мокрого и Т. В. Сташуль, которая в настоящее время занимается организацией всей школьной работы.

— Я давно мечтала работать со школьниками, решила попробовать и устроилась совместителем в 19-й школе — начала вести информатику в 9–10 классах, — рассказывает Тамара Викторовна. — Вот тогда я и поняла, что это мое любимое дело. Первое время нас было двое. Игорь Мадьяров преподавал программирование, я — информатику. Потом к нам подключился Игорь Владимирович Мокрый. Нас захватила, увлекла эта работа. Нам помогали коллеги, в том числе из других институтов.

Первое время десятиклассники 19-й школы занимались программированием на институтских ЭВМ. И хотя время на машинах было расписано по минутам и стоило оно достаточно дорого, Юрий Николаевич Руденко разрешал детям заниматься бесплатно. Были, конечно, и нарекания: «Вот, подвесили машину!», «Шумят в операционном зале!», но всё это было неважно и компенсировалось теми навыками, которые получали ребята, осваивая новую технику. К концу учебного года они подходили с очень интересными результатами.

Через «Алису» прошли тысячи и тысячи ребят. И даже те, кто не блистал на наших конференциях, успешно потом учились в институтах, работали в разных фирмах, в том числе и зарубежных. По окончанию школы им выдавали свидетельство, которое имело большой вес у работодателей.

В 1989 году «Алиса» провела очередную 4-ю конференцию, на которую пригласили ребят из других школ, нами сразу заинтересовались в Городском управлении народного образования (ГУНО). Предложили оборудоватькомпьютерный класс в 24-й школе и привлечь ребят из других регионов области к участию в конференциях.

Конференции проходили каждый год в апреле, так и назывались — «апрельскими». Участников становилось всё больше. Жюри состояло из специалистов высокого класса. Председателем был зам. директора института Игорь Алексеевич Шер — большой энтузиаст. В настоящее время он является ведущим конференции и работает в жюри.

Иллюстрация
26-я конференция, апрель 2011 г. Руководитель школы Тамара Викторовна Сташуль на переднем плане.

«Алисе» всегда везло на людей, понимающих, как важна работа с молодёжью. Как только наша группа появилась, её сразу стали поддерживать. Организация, занимающаяся научно-техническим творчеством молодёжи (НТТМ), выделила на наш проект деньги, которые шли на оплату труда преподавателей, детей мы обучали бесплатно. Позднее деньги выделял городской Совет.

Но настали другие времена. Новое руководство 24-й школы потребовало деньги за аренду класса. И снова выручил родной институт — мы начали заниматься в его стенах.

В институте была фирма «Силушкин и К». Её директор Алексей Алексеевич Силушкин на десятой конференции подарил победителю Артёму Гилёву компьютер. Какой восторг это вызвало у ребят — такие компьютеры были в новинку. Кстати, Артём оказался учеником нашего бывшего ученика Игоря Ширкалина.

Конечно, случались и трудные времена. Важно было всегда сохранять интерес преподавателей и не обманывать ожидания детей. А они всё шли и шли к нам... На конференции стали приезжать школьники из других городов. И часто можно было услышать, что наш уровень не ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге. В настоящее время председатель жюри конференции — Сергей Владимирович Розинов, наш талантливый выпускник, программист высокой квалификации. Среди членов жюри — другие наши выпускники: Александр Борисович Орехов, Михаил Александрович Серебренников. Что касается Игоря Иосифовича Мадьярова, он стал руководителем собственной фирмы, но продолжает принимать участие в конференциях и до сих пор является нашим постоянным спонсором.

Спонсором конференций, как и прежде, выступает ИСЭМ — сохраняется преемственность доброго отношения к школе: сначала академик Ю. П. Руденко, потом чл.-корр. АН СССР А. П. Меренков нас поддерживали, а сейчас чл.-корр. РАН Н. И. Воропай. Выпускники школы успешно работают в институтах, как, например, ученый секретарь ИСЭМ к.т.н. Алексей Михеев, к.ф.-м.н. Евгений Черкашин, присылают к нам своих детей. Недавно спонсором 23-ей конференции стал наш выпускник Сергей Коробов. Мы начали публиковать сборники работ конференции, готовится шестой выпуск.

Преподают в школе по-прежнему сотрудники ИСЭМ и других институтов, а также бывшие ученики. Зарплата невелика и плата за учебу тоже невелика. Два года назад нас хорошо финансово поддержал Президиум ИНЦ СО РАН. Мы добавили свои средства — продали старые компьютеры и таким образом обновили класс.

Школа была призером конкурса социальных проектов в Новосибирске. Я побывала в Москве на международном семинаре «Информационные технологии в образовании» и выступила там с докладом о нашем опыте. Оказалось, что подобных школ в России практически нет.

Для меня, это, конечно, дом! — признается Тамара Викторовна. — Я ведь с 1969 года в институте работаю. Пришла на ЭВМ со второго курса матфака ИрГУ. Здесь тогда была большая ЭВМ БСМ-6, и на нашей машине обсчитывали свои программы специалисты со всей Сибири и Дальнего Востока. А мы учились обслуживать эти машины, занимались и установкой, и настройкой, оказывали помощь тем, кто писал программы. Начинали как операторы. Приходилось знакомиться с системой команд и решать задачи, которые составляли другие. Машина работала круглосуточно — самим-то программистам доступ в операционный зал был запрещен. А мы ежегодно сдавали специальный экзамен, обучались практически сами — была только техническая документация. Но переходили от одного уровня техники к другому и повышали квалификацию сами и были обязаны помогать другим.

Я верю в школу, в её будущее!

Фото из архива «Алисы»

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+622+1