Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 6 (2841) 9 февраля 2012 г.

ПОРТРЕТЫ
ЛЮДЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Имя художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782–1843), создавшего целую галерею портретов известных людей пушкинской эпохи, не раз упоминалось в моих публикациях в «НВС». 26 февраля исполняется 230 лет со дня рождения портретиста, в связи с чем в посвященной ему статье хотелось бы рассказать об одной категории людей на его портретах — людях государственных, оставивших свой след в истории. Ну и, конечно же, об истории создания и бытования их портретов.

В.А. Варнек, к.ф.-м.н., ИНХ СО РАН

Всего в перечне лиц, запечатленных художником, имеется более 30 человек, которых можно назвать людьми государственными. В большинстве случаев это государственные деятели, губернаторы и сенаторы. Кроме того, к ним я условно причисляю несколько человек, которые не относятся к категории государственных служащих, но дела их «во благо государства» позволяют включить их в этот список. Полагаю, что в большинстве случаев портреты людей государственных выполнялись на основании официальных заказов в Академию художеств, где в течение 33 лет проработал А. Г. Варнек, с 1834 года — в звании заслуженного профессора.

Следует сказать и о том, что примерно половина портретов людей государственных, написанных Варнеком, в настоящее время утрачена. Как правило, это портреты менее известных персон — губернаторов и сенаторов. Ниже приводятся краткие биографии группы тех портретируемых Варнека, которые автору статьи представляются наиболее интересными историческими личностями.

Иллюстрация
Н.М. Карамзин.

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), выдающийся русский писатель, историк и историограф, автор 12-томной «Истории государства Российского». Почётный член Российской академии наук с 1818 года. Входит в число самых знаменитых историков России. Похоронен вместе с супругой Екатериной Андреевной в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Карамзин не входил, конечно, в обойму политических деятелей, но являлся одним из идеологов монархического государства, устои которого активно отстаивал и защищал. Судьба портрета-оригинала историка, находившегося долгие годы в собрании известного историка и публициста, профессора М. П. Погодина (1800–1875), остается, к сожалению, неизвестной, но сохранилась выполненная с этого оригинала в 1818 году гравюра Н. И. Уткина. Её изображение приведено во весь разворот листа в Большой Советской энциклопедии (вып. 2) в статье, посвященной Карамзину. Искусствоведы считают, что образ Карамзина, запечатленный Варнеком, является наиболее правдивым.

Иллюстрация
М.М. Сперанский.

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), видный государственный деятель начала XIX века, граф, статс-секретарь Александра I c 1807 года. По ложному обвинению был сослан в 1812 году в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Являлся пензенским губернатором в 1816 году и генерал-губернатором Сибири в 1819–1821 гг. Почётный член Российской академии наук с 1819 года. В 1821 году возвращен из ссылки в Петербург, где стал членом Государственного совета. Осуществил кодификацию российского законодательства. Входит в число самых знаменитых юристов и в число самых знаменитых реформаторов России. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В последнее время Сперанского стали называть автором первой Российской конституции. Его портрет (фрагментарную копию с утраченного поколенного портрета работы Дж. Доу) Варнек написал в 1824 году. С 1920 года он находится в постоянной экспозиции Иркутского художественного музея. В последнее время данный портрет неоднократно появлялся на страницах газет и журналов. Одна из причин этому — 350-летие города Иркутска, где чтят память бывшего генерал-губернатора Сибири.

Иллюстрация
Н.С. Мордвинов.

Мордвинов Николай Семенович (1754–1845), адмирал, государственный и военный деятель, экономист, граф. Первый в России морской министр (1802), с 1813 года член Государственного совета, с 1823 по 1840 гг. президент Вольного экономического общества. Был ближайшим помощником М. М. Сперанского. Почётный член Российской академии наук с 1826 года. Энциклопедически образованный и независимый в суждениях, Мордвинов, будучи членом Верховного уголовного суда, единственный не подписал смертного приговора декабристам. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Известно, что портрет Н. С. Мордвинова, выполненный в 1812 году для зала Совета Академии художеств и хранившийся в академическом музее, долгое время приписывали А. Г. Варнеку, хотя известный деятель искусства Н. Н. Врангель и предполагал, что это, скорее всего, копия с написанного им оригинала. Так оно впоследствии и оказалось: в 2006 году искусствовед Ю. Ю. Гудыменко установил, что оригиналом является портрет Н. С. Мордвинова, находящийся в фондах Государственного Эрмитажа. Именно его репродукция и воспроизведена в настоящей статье. На данном портрете Мордвинов выглядит более живым человеком, нежели на портрете из Научно-исследовательского музея Российской академии наук.

Иллюстрация
А.Д. Балашов.

Балашов Александр Дмитриевич (1770–1837), генерал от инфантерии, государственный деятель. Происходил из старинного дворянского рода. Сын тайного советника, сенатора. К воинской службе приступил в 1791 году и к началу 1810-х был уже генерал-лейтенантом, петербургским военным губернатором и членом Государственного совета. Заслужил расположение Александра I и стал пользоваться его покровительством. Не оставляя поста губернатора, занял в 1810 году пост министра полиции. Весной 1812 г. лично арестовал М. М. Сперанского, а вскоре после этого оставил свои прежние должности и вошел в ближнее окружение Александра I, который в июне 1812 года отправил своего нового помощника с письмом к Наполеону. По собственному рассказу, который исследователи подвергают сомнению, Балашов на вопрос Наполеона: «Какая ближайшая дорога на Москву», ответил: «Карл XII шел через Полтаву». В 1813–1814 гг. Балашов сопровождал императора в зарубежных походах русских войск и участвовал в некоторых сражениях, на основании чего портрет генерала работы Дж. Доу появился впоследствии в Военной галерее Зимнего дворца. С 1814 по 1819 гг. Балашов выполняет ряд особых поручений императора, после чего вновь назначается на должность министра полиции. Заканчивает он свою государственную карьеру в качестве генерал-губернатора округа из пяти губерний и члена Военного совета. На портрете Варнека, находящемся в экспозиции Государственного исторического музея, генерал запечатлён, по-видимому, в тот момент своей службы, когда он отправляется с письмом императора к Наполеону.

Иллюстрация
Митрополит Серафим.

Серафим, в миру Глаголевский Стефан Васильевич (1757–1843), митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и филологической семинарии. Преподавал философию в академии. Почётный член Российской академии наук с 1814 года (специализация: богослов, историк). Митрополитом стал в 1821 году. Пользовался особым расположением Николая I и Александры Фёдоровны. Связывают это во многом с той ролью Серафима, которую он сыграл во время восстания на Сенатской площади. Появившись там, митрополит пытался остановить кровопролитие и убеждал восставших покинуть площадь. И хотя призывы эти не возымели должного эффекта, Николай I высоко оценил поддержку со стороны митрополита, наградив его орденом. Имя митрополита встретилось мне однажды в книге Вересаева «Спутники Пушкина». В ней приводится такой факт: митрополит Серафим запретил вначале погребение Пушкина по христианскому обряду, считая, что смерть на дуэли равносильна самоубийству. И лишь граф Григорий Строганов, пользовавшийся большим уважением в высшем свете и организовавший пышные похороны поэта, решил этот вопрос. Портрет митрополита Серафима А. Г. Варнек написал предположительно в 1821 году по заказу княгини Софии Сергеевны Мещерской (1775–1848), писательницы религиозно-нравственных сочинений. Местонахождение портрета долгое время считалось неизвестным, пока в фондах Государственного Эрмитажа его не обнаружил в 2006 году искусствовед Ю. Ю. Гудыменко.

Иллюстрация
Н.К. Стюрлер.

Стюрлер Николай Карлович (1783–1825), полковник лейб-гвардии Гренадерского полка, швейцарец. В 1811 году швейцарский подданный Лагарп, бывший воспитатель великого князя Александра Павловича прислал его в Россию и письменно просил у своего воспитанника императора Александра покровительствовать своему земляку. В результате Стюрлер был принят на военную службу и дослужился к 1820 году до чина полковника. Участвовал в войне 1812 г., имел награды, и его считали храбрым офицером. В 1820 году Стюрлер был назначен командиром лейб-гвардии Гренадерского полка, которым до этого командовали видные военачальники, герои Отечественной войны 1812 г. генералы П. А. Строганов и П. Ф. Желтухин. В России полковник обзавелся семьей и имел к декабрю 1825 г. двух детей: дочери было три года, а сыну — три месяца. Все складывалось неплохо, но вдруг 14 декабря 1825 г. началось восстание декабристов на Сенатской площади. Полковник Стюрлер сделал свой выбор и попытался остановить солдат своего полка, направившихся на площадь. Но, как и граф Милорадович, был смертельно ранен пулей декабриста Каховского и на следующий день скончался. Трудно сказать, чем руководствовался полковник Стюрлер в своих действиях, но императору Николаю I были нужны герои, защищавшие устои государства от бунтовщиков. И таким героем стал полковник Стюрлер. Подобная трактовка позволяет нам считать Стюрлера также человеком государственным и даёт основание воспроизвести его портрет работы Варнека в настоящей статье. Согласно одной из версий, написать портрет полковника-героя художнику поручил сам Николай I. Трудно сказать, как портретисту удалось это осуществить, поскольку времени у него было совсем мало, а смертельно-раненому полковнику было явно не до портрета. Скорее всего, у смертного одра художник сделал лишь наброски, а завершал свою работу уже после смерти полковника. Так или иначе, но портрет этот появился, и мало кто знает, что находится он в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея.

В наследии Варнека имеются помимо этого портреты министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына (1773–1844), члена Государственного совета, первого попечителя Харьковского университета графа С. О. Потоцкого (1762–1829), генерала от инфантерии, члена Государственного совета графа П. П. Коновницына (1764–1822) и других государственных деятелей.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+622+1