Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 6 (2841) 9 февраля 2012 г.

ВЛАСТЬ, НАУКА И ТЕРРИТОРИЯ:
НОВЫЙ ФОРМАТ ОТНОШЕНИЙ

Продолжается работа над концепцией долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы».

А. Надточий, «НВС»

На прошлой неделе этот документ был обсуждён на встрече членов Президиума СО РАН, директоров институтов Новосибирского научного центра, Объединённого профсоюзного комитета и Совета молодых учёных с полномочным представителем Президента РФ в СФО В. А. Толоконским.

Напомним нашим читателям, что после предварительного одобрения на заседании правительства Новосибирской области и всестороннего обсуждения на заседании совета директоров ННЦ с участием членов правительства Концепция была опубликована в прошлом номере нашей газеты. И вот теперь этот документ был обсуждён на встрече руководства и общественности СО РАН с полпредом.

Иллюстрация

Закономерный этап
развития Академгородка

В начале обсуждения слово для короткого доклада взял председатель СО РАН академик А. Л. Асеев. По сути, это был его первый развёрнутый комментарий по предложенному документу, в который, как подчеркнул он сам, «вложено немало сил за последние полгода».

Для начала Александр Леонидович напомнил, что Новосибирский научный центр является крупнейшим работодателем в Советском районе и, следовательно, крупнейшим налогоплательщиком на его территории. Именно здесь производится основанная часть наукоёмкой продукции региона, именно Академгородок и прилегающие территории являются стартовой площадкой для развития инновационной экономики. В. В. Путин на конференции «Единой России» в Доме учёных в апреле 2010 года сказал: «Здесь, вообще в Сибири в целом, как нигде в другом регионе Российской Федерации, хорошо осуществляется взаимодействие между наукой, образованием, промышленным производством и экономикой. Это тот пример, который нужно, конечно, поддерживать. Мы, разумеется, будем это делать — поддерживать всячески, развивать. Но и тиражировать на другие регионы.

Не везде так удается, в большинстве-то случаев как раз наука сама по себе, экономика сама по себе, высшая школа сама по себе. А нам нужно это всё объединять. Вот здесь — получается. Это вообще уникальное место».

Председатель СО РАН также напомнил, что в июле 2010 года, то есть сразу после посещения премьер-министром Академгородка, Правительством РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» И эта дата стала своеобразной точкой отсчёта не только для Сибирского отделения, но и для всей Сибири и Новосибирской области, в частности. С лета 2010 года начинается новый этап своеобразной «перезагрузки» Академгородка и прилегающих территорий.

Далее академик А. Л. Асеев остановился на основных направлениях обсуждаемой Концепции ДЦП. Её цель — формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего конкурентоспособный уровень исследовательской деятельности и опережающее развитие высокотехнологичного наукоёмкого сектора экономики Новосибирской области. Проще говоря, на Новосибирск и область вновь возлагается почётная миссия стать авангардом теперь уже современного уровня инновационного научно-технологического развития, как это было когда-то в 60-е годы прошлого века. А это, в свою очередь, предполагает рост объёма инвестиций в развитие научной технологической и производственной базы, привлеченных из федерального, регионального бюджетов и внебюджетных источников за период реализации программы — суммарно не менее 30 млрд руб., увеличение на территории Советского района в полтора раза численности работников, занятых в сфере экономики, базирующейся преимущественно на «генерации, распространении и использовании знаний».

В принципе, стартовая база для такой работы есть. Это уже несколько действующих проектов с крупными корпорациями, такими, в частности, как РОСНАНО, это десятки предприятий малого и среднего наукоёмкого бизнеса, который вырос в благоприятной атмосфере Академгородка, это, наконец, уже реализуемый проект технопарка, который совсем недавно получил высокую оценку от федеральных министров, и в котором уже «расквартировано» или состоят резидентами свыше 120 компаний.

Но, естественно, сами по себе новые кадры здесь не возникнут — нужна соответствующая забота о принципиально новом качественном уровне социальной инфраструктуры Академгородка: жильё, детские сады, база отдыха и т.д. Что в этом направлении предполагается сделать?

«Количество жилья, введённого на территории Советского района и примыкающих территорий в течение срока программы должно составить 290 тыс. кв. м. Обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях в году завершения программы — не менее 70 мест на 100 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Доля учреждений общего и дополнительного образования детей по состоянию инфраструктуры и технической оснащённости соответствующих современным стандартам — не менее 80 %. Параметры системы общего здравоохранения в районе будут соответствовать нормативам и стандартам с учётом половозрастной структуры населения».

При успешном решении этих задач, подчеркнул А. Л. Асеев, можно рассчитывать, что следующий этапный период в жизни всего Новосибирского научного центра и Советского района будет реализован.

Программно-целевой метод
должен объединить всех

В начале своего выступления полномочный представитель Президента РФ в СФО В. А. Толоконский уточнил, какова доля участия в разработке предложенного документа учёных СО РАН. И когда получил подтверждение, что это именно плод совместной работы с правительством региона, как опытный экономист-учёный и практик проанализировал некоторые основные положения Концепции. При этом он подчеркнул:

— Сегодня уже совершенно ясно, что без больших концептуальных программ, без крупного вложения капитала в развитие как исследовательской базы научных учреждений, так и в социальную инфраструктуру движение вперёд в принципе невозможно. И на новом уровне развития отношений федеральной и региональной власти, науки, бизнеса и руководства территориями нужно исходить, прежде всего, из программно-целевого метода.

При этом нужно учитывать современную специфику развития общества, подчеркнул полпред. Сегодня федеральная власть переходит от «ручного управления» экономикой страны на иные методы, она ждёт «сигналы с мест», то есть в основе всей управленческой деятельности будет инициатива снизу. Это касается как развития территорий регионов в целом, так и отдельных, наиболее важных её составных частей, таких как особые экономические зоны, технопарки, научные центры и т.п. В этой связи, заметил В. А. Толоконский, было бы уместно подумать о разработке единой политики и единой программы развития всех инновационных зон и территорий. Разумеется, в этих программах Правительство РФ уже предполагает как увеличение финансирования учреждений большой науки, так и развивающихся инновационных структур при них. В том числе и Академгородка.

Затем полпред остановился конкретно на основных цифрах ДЦП. Условные цифры по 10 миллиардов рублей инвестиций от федеральной, региональной властей и бизнес-структур он назвал именно условными, потому что, во-первых, реальные затраты будут несомненно большими, и, во-вторых, необходимо тщательно проработать — вплоть до таблиц — на что конкретно пойдут выделяемые деньги. Нужно чуть изменить акцент: исходить не столько от суммы предполагаемых инвестиций и на этом строить планы, сколько от реальных потребностей развития, строительства тех или иных объектов, жилого посёлка, инфраструктуры и т.д. Иначе логика рассуждений и планирования может оказаться сама по себе, а реальность — отдельно. Так, в частности, строительство нового главного корпуса НГУ уже предполагает выделение из федерального бюджета порядка 5 миллиардов рублей, — сама по себе очень серьёзная сумма. Или: не исключено, что решение транспортной проблемы до Академгородка вместе с многоуровневыми транспортными развязками тоже «съест» львиную долю региональных средств. Не совсем ясно, на взгляд полпреда, проработана пока составляющая привлечённых средств: откуда могут взяться «концептуальные» 10 миллиардов рублей? Со строительством жилого посёлка пока не всё ясно, куда будет вкладывать средства бизнес, тоже не очень понятно, — всё это нуждается в тщательной доработке.

И наконец, сказал В. А. Толоконский, для руководства начинающейся деятельностью по выполнению долгосрочной целевой программы нужен особый орган управления, который бы следил за исполнением реализуемого проекта, не позволял распылять вложенные средства по отдельным направлениям развития. Полпред пообещал, что поможет на самом высоком уровне добиться понимания того, что такой программой нужно по-особому управлять:

— Программа не будет эффективно реализована, если будет разбита на десятки автономных исполнителей. Нужно максимально интегрировать деньги всех бюджетов «в одни руки», и нужно иметь эффективную дееспособную дирекцию программы с авторитетным наблюдательным советом, чтобы исключить все противоречия, мешающие её реализации.

Иллюстрация

Сделать развитие необратимым

В завершение встречи с полпредом известные учёные высказали ряд предложений. В частности, в начинающейся деятельности по обновлению СО РАН академик Н. Л. Добрецов подчеркнул роль средств массовой информации и особенно Интернета. Новосибирская программа, по его мнению, должна стать одной из многих по развитию всех сибирских регионов, которые в инновационной деятельности должны не конкурировать, создавая собственные технопарки без необходимого учёта общих интересов, а координировать усилия. И здесь особое значение имеют интеграционные проекты, такие как уже разрабатываемая и пока до конца не доведённая программа мониторинга социально-экономических и природных процессов в Сибири. Здесь уже определились свои лидеры, в частности, хорошо продвинулся в этом направлении Красноярский край, опыт которого нуждается в распространении. В разработке полезных ископаемых академик Н. Л. Добрецов особо выделил необходимость комплексного освоения Восточных регионов Сибири.

Академик Н. П. Похиленко, в частности, подчеркнул необходимость учёта деятельности тех научных учреждений СО РАН, которые работают на всю Сибирь и на всю страну, то есть призвал помогать развитию научных центров более масштабно.

Ветеран финансового фронта Г. К. Шурпаев привёл примеры, когда передача некоторых объектов социальной сферы в ведение муниципалитета серьёзно осложняет и даже ухудшает быт жителей Советского района. И становится крайне сложно допроситься местных властей о ремонте и реконструкции детских садов, школ и т.д.

Академик В. В. Кулешов заострил внимание на конкретных цифрах: он, в частности, назвал данные по финансированию строительства в 1966 году, которые были на порядок выше планируемых сегодня, и выразил надежду, что принимаемая ДЦП — это лишь возобновление большой государственной заботы о развитии науки, которая позволит сделать этот процесс необратимым.

Доктор технических наук Б. С. Елепов сообщил о финансовых трудностях, которые возникают в связи с ремонтом и реконструкцией объектов федеральной собственности: такие здания, как ГПНТБ, сегодня нужны всем, но они как бы выпадают из перечня забот местных властей.

Академик М. И. Эпов поднял проблему «ничейности» подземных коммуникаций, развитие которых происходит стихийно и никем не контролируется.

Полпред В. А. Толоконский в заключение подчеркнул:

— Решение всех перечисленных проблем сегодня преимущественно переходит непосредственно в регионы. Бесполезно просить Москву: дайте нам денег на то-то и то-то, если нет обоснованной целевой программы. Всё здесь в наших руках, любые конкретные финансовые задачи нужно решать тоже здесь, включая необходимые проекты и объекты в целевые программы. По той же схеме сегодня действуют и местные органы власти. Поэтому нужно покончить с определениями типа «наше» — «не наше», всё, что находится на данной территории — наше.

Следующий этап работы над Концепцией ДЦП предполагает совместные общественные слушания разработчиков документа, анализ собранных замечаний и предложений, в том числе и поступивших по Интернету, с тем, чтобы в кратчайшие сроки окончательно принять программу действий и начать полномасштабную работу по её реализации.

Фото В. Новикова

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+622+1