Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2850) 12 апреля 2012 г.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАСТУРЦИИ

Новые правила озеленения комментирует заместитель директора Центрального сибирского ботанического сада СО РАН (ЦСБС СО РАН) доктор биологических наук Евгений Викторович БАНАЕВ.

Иллюстрация

Состоянию зелёных насаждений в городе Новосибирске в последнее время уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Особенно остро этот вопрос обсуждается в Академгородке. Сформированный в этом районе в прежние годы «зелёный» облик, считавшийся по всеобщему признанию образцовым, стал приходить в упадок, а серьезных мер по его предотвращению до настоящего времени не предложено. В качестве одной из главных причин существующего неблагополучного положения следует назвать отсутствие единого центра управления этой отраслью. На сегодняшний день на территории района вопросами озеленения занимаются: отдел благоустройства, озеленения и транспорта администрации Советского района; МКУ г. Новосибирска «Горзеленхоз»; Управление делами СО РАН; ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН.

Однако в вопросе управления зелёными насаждениями, видимо, наметились определённые сдвиги. Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.02.2012 № 539 приняты «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городе Новосибирске», конкретные требования которых изложены в приложении, занимающем более 13 страниц машинописного текста. Хотелось бы отметить, что представленный документ достаточно сложен для анализа. Однако это объяснимо, поскольку написан он юридическим языком и в нем учтено множество нюансов по непростым вопросам, связанным с управлением зелёным фондом г. Новосибирска и его учётом; с созданием, реконструкцией, охраной и содержанием зеленых насаждений; с правами и обязанностями физических и юридических лиц в этой области. А юридический язык, что запись в карточке больного — всегда очень сложно разобрать диагноз.

Из всего многообразия формулировок я попытался вычленить лишь те моменты, которые обычно интересуют людей. А именно: кто несет ответственность за зелёный фонд города и каким образом осуществляются те или иные манипуляции с ним? Покажу это на примере двух наиболее крупных субъектов Академгородка — мэрии г. Новосибирска (в лице администрации Советского района) и Сибирского отделения РАН.

Мэрия (пункт 2.2 Правил):

— осуществляет управление зелёным фондом через координацию всей деятельности по озеленению территории, ведет его учёт путем создания реестра зеленых насаждений, подлежащего размещению на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет (!);

— выдаёт разрешения на снос, замену, пересадку, обрезку зелёных насаждений и устанавливает размер их восстановительной стоимости;

— обеспечивает создание, охрану и содержание зелёных насаждений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска или государственная собственность на которые не разграничена, озеленённых территориях общего пользования (т.е. на озеленённых территориях, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц).

СО РАН, согласно пункту 1.4 документа, является ответственным лицом и правообладателем, т.е. собственником (владельцем, пользователем, арендатором) земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, и в связи с этим:

— обязано сохранять зелёный фонд города Новосибирска (пункт 4.2); оказывать содействие мэрии в ведении учёта зелёного фонда; ежегодно проводить обследование зелёных насаждений с целью выявления аварийных, больных и сухостойных деревьев (пункт 4.3);

— проводит за счёт собственных средств мероприятия по созданию, реконструкции зелёных насаждений (пункт 5.2) и их содержанию (пункт 7.1);

— выполняет мероприятия по сносу, замене, пересадке, обрезке зелёных насаждений (пункт 8.2).

При этом снос, замена, пересадка, обрезка деревьев, кустарников, цветников и газонов осуществляются после получения разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, т.е. структурным подразделением мэрии Новосибирска (пункт 8.3). Администрация, приняв заявление о вышеуказанных действиях и необходимые документы, проводит с участием заявителя обследование земельного участка (озеленённой территории) и составляет акт обследования. Затем требуемые документы передаются в уполномоченный орган, где по ним принимается решение и вносятся изменения в реестр зелёных насаждений города Новосибирска.

Снесённые и (или) обрезанные (повреждённые) зелёные насаждения подлежат восстановлению (пункт 6.3). При этом под сносом зелёных насаждений понимается их повреждение, повлёкшее прекращение роста.

Восстановление зелёных насаждений проводится лицами, осуществившими их снос и (или) обрезку, путем внесения в бюджет города суммы восстановительной стоимости, которая определяется путём суммирования всех видов затрат, связанных с созданием и содержанием зелёных насаждений, в пересчёте на одно условное дерево, кустарник, единицу площади, погонный метр и (или) другую удельную единицу.

Мэрия осуществляет восстановление зелёных насаждений за счёт средств бюджета города в соответствии с законодательством.

Иллюстрация
Восстановление минувшей осенью рябиновой аллеи на ул. Золотодолинской к компромиссам не относится...

Таким образом, мы видим, что в новой редакции Правил исчезло понятие компенсационных посадок, что, на наш взгляд, является благом, поскольку их проведение по факту часто являлось лишь списанием средств, издевательством над растениями и здравым смыслом. В то же время, нет полной ясности в вопросе восстановления зелёных насаждений. Поскольку этот термин не поясняется в пункте 1.3 Правил, возникает вопрос, будут ли восстановительные работы учитывать, например, вид снесённого экземпляра? Или, скажем, вместо одного взрослого кедра можно будет, оценив «по стоимости создания и содержания» посадить 5 рябин? Кроме того, станет ли выполняться восстановление зелёных насаждений именно в том районе, где был осуществлен снос, точнее — на земельных участках тех или иных правообладателей? Или же вырубка деревьев рядом с домами повлечет высадку новых в стороне от жилья?

Однако в целом новый документ довольно четко разграничивает полномочия и указывает, что красоту зелёных объектов обязаны создавать и беречь ответственные лица, в чьей собственности находятся земельные участки. Проще говоря, и руководство СО РАН, и мэрия Новосибирска должны, по моему мнению, находить компромиссы и принимать совместные решения — как по «озеленительной политике» Академгородка в целом, так и по каждому конкретному насаждению.

Фото В. Новикова

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?28+631+1