Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 17 (2852) 26 апреля 2012 г.

УЗАКОНЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Из выступления П. С. Чубика, ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета, доктора технических наук, профессора.

Три года назад два университета Сибирского федерального округа стали победителями конкурса на звание национального исследовательского университета— Томский политехнический и Новосибирский государственный. Появление новой категории университетов породило и новые проблемы, возникающие в результате попыток противопоставления национальных исследовательских университетов и Академии наук. Я призываю не поддаваться таким вызовам, потому что мы исторически тесно связаны, с момента образования Западно-Сибирского филиала АН СССР. К примеру, только в ТПУ кафедры возглавляют академик В. Е. Панин и член-корреспондент РАН С. Г. Псахье, другие ученые. Я бы даже сказал, что работа в университете способствует карьерному росту ученого. Это сотрудничество между вузами и академическими институтами в конце прошлого года было узаконено созданием ассоциации—Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций, в который вошли все университеты и все институты СО РАН и СО РАМН. Председателем консорциума избран ректор ТПУ.

Почему мы нужны друг другу? Постараюсь объяснить это кратко. Сегодня, в век информационных технологий, когда студенты имеют доступ к самой различной информации, в аудиторию должен приходить лектор — эксперт в своей области, а лучше эксперт международного уровня, только тогда он может увлечь студенческую аудиторию. Это значит, что преподаватель, независимо от категории вуза, обязан заниматься наукой. А исследовательскую практику в вузы могут привнести только сотрудники академических институтов, профессиональные ученые. В вузах профессиональных ученых нет, там преподаватели, которых мы заставляем заниматься наукой. И здесь мы просто обязаны сотрудничать.

Есть еще одна область, требующая незамедлительного вмешательства —это инженерное образование. Никакая инвентаризация разработок, никакое технологическое развитие, модернизация, новая индустриализация, о которой мы сегодня говорим, создание 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики невозможны без инженеров. А здесь есть проблемы, причем не в организации профессионального образования, не в содержании, не в педагогических технологиях и даже не в ресурсном обеспечении, а дело во «входе» или «выходе». Сегодня только 27 процентов выпускников школ сдают ЕГЭ по физике. А это означает, что конкурс на технические специальности будет в четыре раза ниже, чем на все остальные. Таким образом только очень небольшое число выпускников потенциально способны получить инженерное образование. Будучи членом Общественной палаты России, я пытался сделать экзамен по физике обязательным, но эти попытки успехом не увенчались. А это проблема, на мой взгляд, номер один для инженерного образования. Кроме того, даже те, кто потенциально способен учиться на технических специальностях, должны этого захотеть. А для этого инженеру надо придать особый статус. У ученых есть кандидаты, доктора, академики, у артистов — звания заслуженный и народный, а у инженеров градации нет, хотя есть мировой опыт сертификации профессиональных инженеров. Таких инженеров компании обязаны содержать, платить им хорошую зарплату, потому что без их наличия не выиграть никакой тендер ни внутри страны, ни за рубежом. Мы знаем , как «выход» сделать нормальным, как заинтересовать студентов, но со «входом» проблема есть. Если не будет обязательного ЕГЭ по физике, боюсь, нам некого будет в будущем учить на инженера... И здесь у нас взаимный интерес—академическим институтам, особенно физическим, нужны хорошие инженеры, без них все ваши наработки будут лежать на полках, потому что без этой категории профессионалов коммерциализировать научные разработки невозможно. Поэтому проблему надо решать сообща.

И еще одно предложение. Вот мы создали Томский консорциум, я знаю, что какая-то работа проделана в Красноярске, возможно, в других научно-образовательных центрах. Так, может быть, нам сделать консорциум консорциумов — Сибирский консорциум? Потому что нам нужно конкурировать не друг с другом, а объединяться и конкурировать с США, со странами Европейского Союза, с Китаем, Индией. Я хочу пожелать нам успехов в решении всех этих проблем.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+633+1