Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2863-2864) 26 июля 2012 г.

КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

Общекультурный уровень страны однозначно связан с уровнем образования. Образованную и думающую прослойку населения во всём мире можно причислить к тем, кого в России называют интеллигенцией.

Академик В.Е. Накоряков

Иллюстрация

Интеллигенция в России существовала уже по крайней мере с начала XIX столетия. Давайте вспомним, о чём подумал Пьер Безухов, входя в салон баронессы Шерер: «Здесь собрался весь свет русской интеллигенции». Вспомним, что они обсуждали общеевропейские проблемы, внешнюю политику России, и весь их разговор был пропитан духом патриотизма. Образованностью, общей культурой и патриотизмом отличалась российская интеллигенция вплоть до конца этого столетия. Сейчас значение слова патриотизм искажено. Зачастую патриотами называют себя узколобые националисты, плохо изучившие даже книги своих кумиров — Ницше и ему подобных. Глубокое знание истории, интерес к литературе, изобразительному искусству, обязательное чтение в большом объёме — признаки интеллигентности. Достаточно прочитать «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, чтобы понять, что это действительно было.

Есть ли сейчас в России тот слой, который мы можем назвать интеллигентным? Конечно, есть. Достаточно посмотреть несколько передач по каналу «Культура», почитать журнал «Новый мир», прослушать некоторые сюжеты на телевидении, как станет ясно, что такие люди есть. Но, о господи, как мала эта прослойка и как мало она влияет на жизнь всей страны!

Насколько пополняется сейчас прослойка интеллигенции? По-моему, практически не пополняется. В одной из моих статей я писал о том, что происходит потеря памяти у молодых людей, и меня волновало это как учёного. Потеря этой памяти замечена мной недавно при личном общении со своими многочисленными аспирантами и студентами. Однако, ранее этот феномен детально был исследован в работах университетов Гарварда и Висконсина он происходит за счёт того, что усилие мозга по запоминанию материала и созданию внутренней памяти переносится на внешнюю память компьютера и других средств массовой информации. Люди получают эту информацию отовсюду, но только не из книг, не из лекций, не из личных встреч с выдающимися людьми нашего отечества в вузах или где-то ещё.

В результате действий правительства последних лет в распоряжении учёных, работающих с университетами, появилась возможность довольно неплохо финансироваться. Этому способствует также быстро развивающаяся система фондов. Активно работающие учёные с высоким рейтингом могут найти контракт и развивать по-настоящему фундаментальную науку. Такая возможность появилась и у меня. Неожиданным препятствием к быстрому успеху выбранных мною направлений оказалось полное отсутствие молодых людей, способных к этой научной работе. Мало того, что они лишены памяти — у них нет и стремления к получению знания. Но ещё более удручающим для меня оказалось то, что они по существу являются «полукультурками». Они абсолютно не знают литературу, историю, культуру как России, так и зарубежья.

В советское время, к сожалению, понятие «инженер» однозначно можно было связать с термином «образованец», но не интеллигент. Такое понятие ввёл крупный российский религиозный философ Н. А. Бердяев. Хотя в советское время знания сильно уступали знаниям гимназистов Российской империи, но всё же выпускники школ были знакомы с творчеством российских классиков. Сейчас это не так. Мало того, что молодые люди не знают основ физики и математики, но они абсолютно не знают ни литературу, ни искусство.

Я с абсолютной достоверностью могу сообщить, что значительная часть выпускников вузов не знают, что написал Александр Сергеевич Пушкин, кроме сказок и «Евгения Онегина». На мой вопрос о том, кто написал «Повести Белкина», один из них ответил — Белкин. Это не анекдот, при разговоре были свидетели, и происходило дело на приёмной комиссии. Люди не знают, что написал Н. В. Гоголь, кроме «Мёртвых душ». Героев «Мертвых душ» приблизительно знают лишь те, кто посмотрел одноимённый фильм. О «Войне и мире» Л. Н. Толстого они знают только название, а об «Анне Карениной» — только то, что она бросилась под поезд.

Невежество этих ребят просто фантастично. Слышать такое нелепо и глупо, но они даже не знают, когда жил и работал М. Ю. Лермонтов, абсолютно никто не знает, кто такой И. С. Тургенев, а на вопрос, какая фамилия была у Петра Первого, ответить не могут. Что сделали Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, князь Пожарский, им неведомо, не говоря уже о хронологии царствования Рюриковичей и Романовых.

Казалось бы, зачем физику всё это знать? Я глубоко убеждён в том, что при восприятии любого искусства работает другой механизм мышления, который приводит крупных учёных к «прозрению», внезапному озарению абсолютно новой идеей. Подавляющее большинство Нобелевских лауреатов по естественным наукам были эрудитами. Любимым писателем академика М. А. Лаврентьева был Анатоль Франс, мой учитель академик С. С. Кутателадзе прекрасно знал философию и писал статьи по истории науки, академик Б. В. Раушенбах писал статьи и книги по теории перспективы.

Знание национальной культуры и культуры мира — необходимая основа для воспитания таких учёных-патриотов как М. В. Ломоносов, И. И. Мечников, М. В. Остроградский, И. П. Павлов, Н. И. Вавилов и многих других.

Как Россия преодолеет этот кризис необразованности, трудно сказать. На это потребуется, по крайней мере, несколько десятков лет. Сейчас необходимы хотя бы минимальные меры по решению этой проблемы. Мне кажется, что надо резко сократить количество высших учебных заведений и количество их выпускников, одновременно резко увеличить финансирование школ и на какое-то время отказаться от идеи обязательного десятилетнего обучения. Необходимо увеличить количество техникумов и училищ для получения специализированного профессионального образования для работы в конкретных областях народного хозяйства. Особую роль необходимо уделить преподавателям вузов и школьным учителям — эти профессии должны быть престижными и привлекательными.

Если Россия намерена войти в «общество знаний», срочные меры по подъёму уровня образования в широком смысле этого слова необходимы.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+643+1