Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 39 (2874) 4 октября 2012 г.

ШКОЛА
ГОРНОГО МАШИНОВЕДЕНИЯ —
ГОРДОСТЬ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Национальная безопасность России во многом определяется её минеральным богатством, главным поставщиком которого является горнопромышленный комплекс, а ключ к его стабильному развитию — горная наука.

А.Н. Дворникова, учёный секретарь, к.т.н.

Когда общество установило, что добывать, а геологи указали, где добывать, горняки решают, как и чем добывать, ведь процессы горного производства не обходятся без применения машин и механизмов. Безусловно, давно забыты примитивные орудия первых рудокопов — лопата, кайло, бадья. Сегодня оборудование горных предприятий сложно и специфично, а отдельные его образцы просто уникальны.

Совершенствованием горных машин давно и успешно занимаются учёные Института горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, правопреемника созданного в 1944 г. в Западно-Сибирском филиале АН СССР Горно-геологического института (ГГИ). Его первый директор — чл.-корр. АН СССР Н. А. Чинакал, понимая, что война прервала разработки отечественной горной техники, с первых лет существования института одним из приоритетов обозначил работы по созданию средств комплексной механизации и автоматизации горного производства.

Иллюстрация
Д.т.н., профессор Г.В. Родионов.

Руководителем одной из трёх лабораторий горного отдела ГГИ — лаборатории механизации горных работ и горной электротехники — стал бывший заместитель директора КузНИУИ, лауреат Сталинской премии д.т.н. Георгий Викторович Родионов — широко эрудированный, коммуникабельный человек, генератор идей. Его личный вклад в горное машиноведение значителен: созданы научные основы узкозахватной выемки угля в лавах с использованием стругов с ударными зубьями («угольными плугами»), новый подход к конструированию ковшовых погрузочных и погрузочно-доставочных машин, принципиально новый вибрационный погрузочный орган, способ разработки грунтов с использованием эффекта обрушения. Все эти идеи были успешно воплощены на горных предприятиях. Г. В. Родионов развивал в коллективе удивительный стиль отношений — взаимное уважение, доброжелательность, отказ от мелочной опеки, высокую требовательность к получаемым научным результатам.

Иллюстрация
Д.т.н., профессор, лауреат Ленинской премии, Заслуженный изобретатель РСФСР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Б.В. Суднишников.

В 1948 году в ГГИ организована лаборатория машин ударного действия, переименованная позднее в лабораторию бурения. Её возглавил д.т.н. Борис Васильевич Суднишников — известный специалист в области горного машиноведения, бывший главный инженер Томского электромеханического завода. Высокообразованный, чрезвычайно требовательный человек, обладающий творческим потенциалом и каким-то особым чутьем на жизнеспособность технических решений. Им была сформулирована фундаментальная в машиноведении теорема «о движении массы под действием силы, заданной в функции времени», явившаяся методической основой главных разделов теории пневматических машин ударного действия. Он же предложил новый цикл, получивший название «цикл Суднишникова», обеспечивающий резкое улучшение вибрационно-силовых характеристик пневматических молотков, обосновал способ расчёта и исследования машин с помощью импульсных диаграмм. Специалисты этой лаборатории тесно сотрудничали с машиностроительными заводами — Криворожским, Кыштымским, Уралмашем, где внедрили в массовое производство автоматизированные бурильные агрегаты БА-100 и НКР-100. Последние до сих пор эксплуатируются на горных предприятиях. Именно за разработку и создание НКР-100 авторский коллектив в составе д.т.н. Б. В. Суднишникова, чл.-корр. АН СССР Н. А. Чинакала, к.т.н. Г. И. Суксова, к.т.н. Н. Н. Есина, к.т.н. А. А. Зиновьева, П. М. Емельянова, Л. И. Семенова, И. А. Купреева — был удостоен в 1966 г. Ленинской премии.

Известно, что лишь практика является критерием истины. В 2001 году в Ягоднинской ГРЭ ПГО «Севвостгеология» на испытании пневмоударника со сквозным осевым каналом в скважину глубиной 20 м (!) было сброшено 10 мелких золотин общей массой 150 мг, закатанных в глину. После этого скважина была забутована шламом с добавлением воды, затем интервал с золотинами пробурили, а выбуренный материал промыли на лотке. Можете себе представить состояние разработчиков в долгие минуты ожидании! В результате было обнаружено 8 золотин, а при повторном эксперименте (2 крупные золотины, 537 мг) после выбуривания и промывки обе золотины были извлечены, да ещё одна мелкая, из предыдущего опыта. Блестящий результат! Примерно то же, что извлечь иголку из стога сена!

Речь идёт о пневмоударнике для перспективного ударно-вращательного способа бурения геологоразведочных скважин с центральным транспортированием шлама, разработанном учёными ИГД СО РАН совместно с СКБ «Геотехника» (Москва). Наличие осевого канала обеспечивает равномерный вынос шлама без перемешивания. При его использовании исключается контакт воздуха со стенками скважины, в результате чего появляется возможность бурения скважин в вечномерзлых породах с высочайшей достоверностью опробования геологического материала россыпных месторождений, снижается энергоемкость процесса разрушения породы, увеличивается глубина бурения без увеличения давления энергоносителя, повышается производительность.

В настоящее время работы по совершенствованию оборудования для открытых, подземных горных работ и геологоразведки проводят сотрудники отдела горного машиноведения и бурения под руководством к.т.н. А. А. Репина. Ими разработаны и испытываются на горных предприятиях опытные образцы погружных пневмоударников повышенного давления. Конструктивные особенности созданного в лаборатории уникального образца компрессионно-вакуумной ударной машины (сейсмоисточника) не имеют мировых аналогов.

В период создания Сибирского отделения Академии наук СССР, 55-летие которого широко отмечается научной общественностью в этом году, Институт горного дела с сильным научным потенциалом прочно зарекомендовал себя в качестве крупного исследовательского центра с мощным ядром ученых-машиноведов мирового уровня. Закончив разработки, востребованные при восстановлении народного хозяйства, сотрудники ИГД СО АН СССР с завидной целеустремленностью и с огромным багажом знаний и опыта приступили к решению актуальных проблем горного машиноведения, а многим при этом удалось заглянуть за горизонт современности.

Одним из руководителей пионерных работ по созданию пневматических машин ударного действия для проходки скважин в грунте — пневмопробойников, стал д.т.н. Александр Дмитриевич Костылев, учёный особого типа — организатор, умевший создать в коллективе деловую, творческую атмосферу, и учитель, подготовивший 25 докторов и кандидатов наук, несколько заслуженных изобретателей и рационализаторов Российской Федерации.

Иллюстрация
А.Д. Костылев (второй справа) со своими учениками В.В. Червовым, В.П. Богинским, Б.Б. Даниловым, Б.Н. Смоляницким, Ю.Н. Сыряминым (80-е годы XX века).

А. Д. Костылев прошел в институте все ступени академической карьеры от младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе. С 1961 года при его активном участии сотрудниками лаборатории механизации горных работ изучаются процессы взаимодействия пневмопробойников с грунтом, рабочий цикл, механизмы реверса хода, методы и средства управления траекторией движения их в грунте. На основе полученных результатов разработаны и внедрены новые технологии проходки скважин в грунте для бестраншейной прокладки подземных коммуникаций. Под руководством А. Д. Костылева на Одесском заводе строительно-отделочных машин организован серийный выпуск пневмопробойников, которые экспортировались более чем в 30 стран мира.

Люди старшего поколения ещё помнят время, когда ремонт и прокладка теплотрасс в городе превращали наши дороги и улицы в глубокие ямы. Сейчас, когда количество автотранспорта выросло в разы, последствия таких «раскопок» трудно представить. Предвидение будущего по первым признакам явления и разработка средств для преодоления его последствий — одна из основных функций науки в обществе.

Иллюстрация
Демонстрация технологии бестраншейной прокладки коммуникаций на «Зеленой горке» членам правительственной комиссии во главе с Председателем Совета Министров В.И. Воротниковым и президентом Академии наук СССР академиком А.П. Александровым (1986 г.).

Намного опередившими время и стали работы по бестраншейной прокладке и замене коммуникаций, осуществляемые совместно с дочерним предприятием института НПК «Комбест». Заменены сотни километров ветхих подземных коммуникаций не только в Новосибирске — она блестяще проявила себя при реконструкции Московского Кремля. Признанием заслуг создателей технологии — д.т.н. В. А. Григоращенко, к.т.н. В. Д. Плавских, к.т.н. В. В. Каменского, к.т.н. С. К. Тупицына — стало присуждение им Премии Правительства РФ в 2000 году.

Поскольку рынок этой технологии неисчерпаем, специалисты лаборатории подземной строительной геотехники и геотехнологий под руководством д.т.н. Б. Б. Данилова постоянно совершенствуют способы бестраншейной прокладки, создают новые уникальные комплекты оборудования.

Важнейшая задача машиноведов — сокращение времени воплощения конструкторской мысли в «железо» и доведение машины до конкретного потребителя, чему способствовали тесные контакты учёных с производственниками. Примеров тому немало.

Бывший главный инженер института Ю. А. Шадрин вспоминает эпизод, связанный с внедрением на «Сибсельмаше» трамбовок, разработанных в лаборатории ручных пневматических машин ударного действия под руководством д.т.н. Н. А. Клушина (трамбовка — вредная работа, связанная с вибрацией, которой чаще занимались женщины): «После посещения завода я (Ю.А.) сказал Николаю Александровичу: „Условия ужасные. Дайте мне все, что у вас имеется, и я срочно еду на завод“. „Поедем вместе“, — сказал профессор. Эти трамбовки экспериментальные. Опробуем и посоветуемся с рабочим классом. Его мнение для меня свято». Мы взяли три или четыре трамбовки и поехали на завод. В цехе он подошел к одной из работниц и сказал: «Подержите». Потом спросил: «Что чувствуете?». «Ничего», — ответила женщина, смущаясь. «Вот так ничего чувствовать вы не должны и при работающей трамбовке», — пояснил Николай Александрович. Затем, взяв руку женщины, в которой была трамбовка, в свою руку, приложил трамбовку к формовочной земле. Женщина изумилась: трамбовочный стержень двигается, и никакой вибрации. «Почему не бьёт?» — изумилась она. «Наука», — многозначительно ответил профессор. С завода мы уезжали без трамбовок...».

Сотрудники лаборатории по праву гордились тем, что созданные ими пневмобуры использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Ни одна машина не имеет смысла сама по себе. Она создается для реализации конкретного технологического процесса, а потому машиноведы всегда тесно контактируют с технологами.

Например, для реализации безвзрывной технологии добычи полезных ископаемых сотрудниками лабораторий открытых горных работ и машиноведения, совместно со специалистами «Уралмаша» под руководством д.т.н. А. Р. Маттиса, были определены технические параметры экскаватора типа ЭКГ-5В с ковшом активного действия (ковш с ударными породоразрушающими зубьями). Применение безвзрывной технологии позволило на 25–30 % снизить расходы на дробление и выемку крепких включений, повысить безопасность работ. За счёт исключения взрывов эти технологии особенно востребованы при ведении горных работ вблизи объектов промышленной и гражданской застройки.

В основе расчёта параметров «ковша активного действия» лежали разработки лаборатории мощных ударных разрушающих устройств и её заведующего д.т.н. А. И. Федулова. Ими было установлено влияние энергии удара, а также массы ударяющего тела на процесс разрушения, изучен процесс послойного ударного разрушения крепких материалов. Полученные результаты обеспечили разработку конструкции мощных навесных пневмомолотов, установок для дробления различных прочных материалов в горной промышленности и строительстве.

Плодотворным оказалось сотрудничество машиноведов и технологов в 70-х годах, когда для улучшения процесса транспортирования обрушенной в блоке руды была создана технология с перемещением горной массы под воздействием вибрации, получившая название «Система непрерывного этажно-принудительного обрушения с вибровыпуском руды». Ядром её стала установка ВДПУ-4ТМ — «Сибирячка». Технология обеспечивала увеличение производительности забоя до 10 раз и была внедрена на Таштагольском руднике.

Присутствовавший на её испытании академик Г. И. Марчук, бывший тогда председателем СО РАН, делился впечатлениями с журналистами: «Это уникальное достижение содружества учёных и производственников! Побит мировой рекорд производительности. Принципиально новая технология добычи руды. Шахтер выведен из-под земли... Поезжайте немедля в Таштагол. Изучите этот опыт. Расскажите о нем в стране».

Создатели «Сибирячки» — д.т.н. Н. Г. Дубынин, к.т.н. В. Н. Власов и А. Г. Трофимович — были в 1987 г. удостоены Премии Совета Министров СССР.

Использование вибрации в горных технологиях не ограничилось созданием «Сибирячки». Выделившаяся в 1977 году из состава «механизаторов» лаборатория вибротехники под руководством д.т.н. А. Я. Тишкова предложила принципиально новый вибрационный питатель с гибким упругим грузонесущим органом, работающим в режиме «бегущей волны». Устройства этого типа получили название «виброленты» (вибропитатели, виброгрохоты, виброконвейеры и др.). Их отличительными чертами при работе в разных условиях и с разными материалами являются простота конструкции, надежность, способность выдерживать воздействие взрывных работ, малая масса, низкое удельное энергопотребление и высокая производительность. В настоящее время сотрудниками лаборатории вибротехники, возглавляемой к.т.н. С. Я. Левенсоном, создана не имеющая аналогов вибропрессовая установка, с помощью которой впервые в алюминиевой промышленности проведена футеровка цоколей электролизеров неформованными дисперсными материалами на всю глубину.

Лет двадцать назад центр Новосибирска прорезали извилистые овраги с ютящимися на их берегах домишками. Сегодня сибирская столица гордится зданиями торговых центров и жилыми микрорайонами, вставшими на месте многочисленных ландшафтных провалов. Немалую роль в этом сыграли ПУМы. Нет, речь не о представителях семейства кошачьих, а об уникальном оборудовании, разработанном учёными и специалистами ИГД СО РАН.

В лаборатории механизации горных работ под руководством д.т.н. Б. Н. Смоляницкого создано семейство кольцевых пневмоударных машин (ПУМ), позволивших реализовать один из наиболее эффективных и экономичных способов укрепления стен котлованов в промышленном и гражданском строительстве — стержневое (нагельное) крепление. Сущность его заключается в армировании грунтового массива, слагающего откос, металлическими стержнями, что многократно повышает устойчивость за счёт создания грунтостальной подпорной стены.

Ещё одним «прорывным» проектом этой группы учёных стала разработка типоразмерного ряда пневмоударных молотов «Тайфун», в которых благодаря современным техническим решениям достигнуты значительно более высокие по сравнению с существующими мировыми аналогами энергетические показатели и экономичность при одинаковых с ними массе и размерах. «Тайфуны» могут с успехом использоваться для забивания в грунт труб при бестраншейной замене коммуникаций, дренажных работах, формировании дорожного полотна, для забивания стального шпунта или сортового проката, трубчатых опор мостов, морских эстакад.

Иллюстрация
«Тайфун» в работе: забивка труб-кожухов под автострадой (2000 г.).

Жители мегаполиса привыкли к комфорту метро и не задумываются, что было бы при отключении системы вентиляции хотя бы на короткое время. А теперь представьте глубокую шахту, естественный воздухообмен которой пассивен, а с ростом глубины ещё и температура существенно повышается. Здесь обойтись без принудительной подачи воздуха с поверхности и обеспечения движения его по многочисленным горным выработкам просто невозможно. Потому вентиляторные установки и системы воздухораспределения — неотъемлемый атрибут жизнеобеспечения шахт.

Над решением одной из ключевых проблем «подземщиков» — предотвращением загазованности горных выработок и взрывов метана в шахтах — давно и продуктивно работают сотрудники созданной в 1979 г. лаборатории рудничной аэродинамики под руководством д.т.н. Н. Н. Петрова, а с 2003 года — д.т.н. Н. А. Попова. Теоретические исследования позволили им создать ряд новых осевых реверсивных машин с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса, которые эксплуатируются в Кузбассе, в тоннелях БАМа, Новосибирского и Минского метрополитенов, обеспечивая безопасность труда шахтеров и комфорт пассажиров «подземки». Под руководством д.т.н. А. М. Красюка сотрудники лаборатории решают проблемы вентиляции транспортных тоннелей Новосибирского метрополитена. Ими оценено влияние на воздушно-тепловые потоки на станциях и в тоннелях различных возмущающих факторов, формирующих температурный режим, и даны рекомендации по управлению этими потоками.

Иллюстрация
Осевой вентилятор с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса (2004 г.).

Окончилось лето. Наверное, многие из вас собирали ароматную клубнику в корзинку. Высыпая её, вы замечали, что иногда мелкие ягодки застревали в переплетениях прутиков. Высвобождая их, вы встряхивали корзинку, чтобы прутья «выпустили» ягодки из своих «цепких объятий».

Природа часто подсказывает нам, как примитивные бытовые действия могут стать прообразом промышленной технологии. Широко известно, что нефтяные пласты и вмещающие их породы не позволяют откачать на поверхность всю содержащуюся в них нефть. Но, в отличие от приведенного примера с корзинкой, встряхнуть нефтяную скважину не так-то просто.

Реально извлечение нефти из пласта составляет 30–40 % от её общего содержания, потому проблема повышения нефтеотдачи пластов актуальна всегда. Около 80 % всей «дополнительной» нефти добывается с использованием физических методов. Один из них — вибрационный способ воздействия на пласт (ВСВ) — реализован в крупном проекте «Проведение промысловых испытаний по воздействию на нефтяные пласты мощными дебалансными виброисточниками, находящимися на поверхности Земли» в конце 80-х годов объединёнными усилиями учёных ИГД и СКБ прикладной геофизики СО АН СССР, ИФЗ им. О. Ю. Шмидта АН СССР. Возглавил проект д.т.н. Н. П. Ряшенцев, лидер машиноведческого направления, пришедший в институт в начале 60-х и ставший создателем различных типов электрических машин ударного действия. Объединённый коллектив ученых к началу 90-х годов создал мощные источники гармонических колебаний, первые промысловые испытания которых были проведены в Краснодаре на месторождении «Абузы» при глубине залегания нефти 1200 м. Ярко выраженное реагирование нефтяного пласта на вибровоздействие с земной поверхности было подтверждено. К сожалению, работы в этом направлении по независящим от исследователей причинам были приостановлены.

И только небольшая группа работников СКБ, несколько изменив направление исследований, сумела продолжить работы под руководством д.т.н. Б. Ф. Симонова. Совместно с ОАО НПО «ЭЛСИБ» ими был разработан и изготовлен электромагнитный молот с энергией удара 400 кДж, предназначенный для забивания трубчатых металлических свай в морское дно при строительстве нефтегазопромысловых стационарных платформ, промышленные испытания которого проведены в акватории Азовского моря. С 1998 года коллектив развивает направление силовой электроники, создаёт системы возбуждения — сложный электротехнический и электронный комплекс для крупных энергосистем. Более тридцати таких систем работают в Московской, Ярославской, Новосибирской области, в Якутии и Кузбассе, а также в Сербии.

В институте всегда успешно развивалась изобретательская деятельность. Хорошими изобретателями были Н. А. Чинакал, Г. В. Родионов и особенно Б. В. Суднишников. В середине 60-х годов был организован патентно-лицензионный отдел, в разное время его возглавляли Г. А. Маслов, О. М. Козловский, И. М. Родионова. В настоящее время патентным отделом руководит Т. П. Приходько.

В горном деле и строительстве широко известны имена наших выдающихся изобретателей А. Д. Костылева (300 патентов), Н. А. Клушина, В. Н. Власова (430 патентов), Х. Б. Ткача (285 патентов), А. Я. Тишкова (130 патентов), А. А. Липина, а теперь уже и их учеников — Б. Н. Смоляницкого, Н. Г. Кю, С. Я. Левенсона, В. В. Червова и др.

Благодаря их яркому таланту и неутомимости ИГД СО РАН стал одним из лидеров в Академии по созданию патентоспособной интеллектуальной собственности, основанной на выдающихся открытиях и изобретениях, защищенных российскими (более 1000) и зарубежными патентами. Признание высокого уровня разработок института — приобретение фирмами США, ФРГ, Франции, Венгрии 11 лицензий на право производства и продажи пневмопробойников (названных в свое время «жемчужиной советского Машиноэкспорта») и пневмомолотов для бестраншейной прокладки подземных коммуникаций. Осуществляются экспортные поставки этих машин в ФРГ, Польшу, Литву, Болгарию. Эффективность работы самих изобретателей и сотрудников патентно-лицензионного отдела отмечена в 2012 году наградами V Международного форума «Интеллектуальная собственность — XXI век».

Реализуя в области инновационной деятельности политику Сибирского отделения, уделяющего в последнее десятилетие огромное значение созданию прорывных технологий и уникального оборудования, сотрудники ИГД СО РАН сегодня под руководством к.т.н. В. П. Богинского успешно продвигают свои перспективные разработки, которые на период создания, а некоторые и до сих пор, не имеют аналогов в мире. Они широко используются в России и за рубежом. Многие из них представлены обширным списком в соответствующем разделе интернет-сайта института.

Проверка идей и подходов к их реализации в горном машиноведении не завершается на стадии конструирования, здесь необходимо всё отладить на натурных образцах. Для этого на участке «Зелёная горка» (Академгородок) создаются уникальные стенды, оснащенные современными измерительными приборными комплексами.

Территория «Зелёной Горки» — место историческое: с 1939 года и до начала 70-х здесь была расположена воинская часть по перехвату и прослушиванию радиодонесений. Именно она была самой дальней радиостанцией, которую доставал радиопередатчик Рихарда Зорге. Это исторический факт.

Ныне здесь правит горная наука. Благодаря хорошо продуманной стратегии руководства, экспериментальный участок «Зелёная горка» имеет прекрасные условия для позиционирования разработок института, поэтому он включён в проект технопарка новосибирского Академгородка в качестве испытательного полигона и выставочной площадки горного и строительного оборудования.

Все мы знаем, что новое — хорошо забытое старое. Активное продвижение разработок учёных-машиноведов началось именно с демонстрационных показов лучших образцов техники перед руководством Академии наук и Сибирского отделения, а также представителями министерств в начале 80-х годов, когда директор института академик Е. И. Шемякин одновременно выполнял на посту заместителя председателя СО АН СССР роль полпреда сибирской науки в промышленном комплексе Новосибирской области.

В разное время на демонстрационных показах присутствовали: академики А. П. Александров, Г. И. Марчук, В. А. Коптюг, В. М. Фомин, Председатель Совмина РСФСР М. С. Соломенцев, член Президиума ЦК КПСС В. А. Медведев, министры Е. П. Славский, Л. Д. Рябев, А. В. Сидоренко, М. И. Щадов, директора заводов и руководители крупных строительных организаций Э. Н. Свечников, Н. В. Евдокимов, В. П. Муха, Г. Д. Лыков и др., полпред Президента РФ по СФО А. В. Квашнин. Подобные ознакомительные показы проводятся и в настоящее время.

Иллюстрация
Полномочный представитель Президента РФ по СФО А.В. Квашнин (в центре) и директор ИГД СО РАН чл.-корр. РАН В.Н. Опарин (справа) на одном из объектов Новосибирска по бестраншейной прокладке коммуникаций (2005 г.).

Сформировавшееся на этапах развития ИГД СО РАН и укрепившие фундаментальную базу исследований в период становления Сибирского отделения, лаборатории машиноведов были официально сформированы в научное направление института — «горное и строительное машиноведение» — в 1997 году, в трудные годы «перестройки», когда судьба самой Российской академии была неопределенной, а учёные были отвергнуты обществом за продекларированную кем-то ненужность и неэффективность. Именно в те годы у молодого поколения существенно изменились профессиональные ориентиры, в результате чего резко упал престиж инженерных специальностей.

Злободневность решения проблемы «кадрового голода» в отношении инженеров со временем не снижается. С сожалением можно констатировать тот факт, что из восьми институтов горного профиля в системе РАН научное направление «горное машиноведение» существует только в ИГД СО РАН. В других институтах также нет специальностей по горному машиноведению в аспирантуре и докторантуре.

Сегодня в научном сообществе стоит задача и подготовить высококвалифицированных специалистов, и удержать их в науке. Что касается Института горного дела им.  Н. А. Чинакала СО РАН, то здесь в среднем по годам среди аспирантов-очников около половины решают проблемы горного и строительного машиноведения. Большинство из них окончили Сибирский государственный университет путей сообщения (бывший НИИЖТ). Грамотные, активные, трудолюбивые, они быстро включаются в научную деятельность, составляя костяк машиноведческого направления. Сегодня в ИГД СО РАН работают более двух десятков выпускников СГУПСа. Практически все они прошли через аспирантуру, защитили кандидатские, а многие уже и докторские диссертации, возглавляют отделы и лаборатории машиноведческого направления, сами стали научными руководителя аспирантов (докторантов) и ведут преподавательскую деятельность, в том числе в родном вузе. СГУПС, отмечающий в этом году свое 80-летие, одним из первых среди вузов Новосибирска стал участником Горного научно-образовательного центра (ГНОЦ) ИГД СО РАН, созданного в 2006 году при содействии Объединенного учёного совета наук о Земле и Президиума СО РАН.

Во вступительном слове при открытии первой Всероссийской конференции «Фундаментальные проблемы формирования техногенной геосреды» в 2006 г. директор ИГД СО РАН чл.-корр. РАН В. Н. Опарин обратил внимание участников на отличительную черту этого нового научного мероприятия: «На конференции будут обсуждаться результаты исследований, полученные в рамках научной школы ИГД СО РАН «Развитие основ нелинейной геомеханики для решения задач повышения эффективности и безопасности добычи и обогащения полезных ископаемых, создания энергонасыщенных импульсных и вибрационных машин, шахтных вентиляторов».

Фактически школа существует уже не один десяток лет, подтверждая актуальность задач, рожденных на стыке исследований геомехаников, геотехнологов и машиноведов. Определяющим вектором развития школы являются разработка подходов к описанию поведения напряженных структурированных массивов горных пород и геоматериалов, изучение особенностей взаимного влияния способов выемки полезных ископаемых и состояний разрабатываемых массивов, установление закономерностей взаимодействия рабочих органов машин, исследование напряжённого состояния деталей ударных машин для прогнозирования их долговечности, создание нового поколения машин.

В настоящее время проведение подобных исследований невозможно в рамках узкой специализации, поэтому учёные-машиноведы активно участвуют в каждом цикле конкурса интеграционных проектов СО РАН. Они реализовали несколько междисциплинарных и партнёрских проектов, работая с коллегами не только из институтов горного профиля (ИГДС СО РАН, ИГД УрО РАН, ИГД ДВО РАН), но и партнерами из институтов других Объединённых учёных советов СО РАН (ИГиЛ, ИТПМ, ИВМ, ИХТТМ).

Выросшие из единственной лаборатории в научное направление, включающее сегодня три отдела и восемь лабораторий с мощным кадровым потенциалом (40 научных сотрудников (32 % от общей численности), среди них 10 докторов и 26 кандидатов наук), подразделения машиноведов на протяжении всей почти семидесятилетней истории ИГД играли и продолжают играть исключительно важную роль в Сибирском отделении Российской академии наук, формируя облик института как крупного высококвалифицированного коллектива исследователей, оказывая серьезное влияние на познание фундаментальных закономерностей процессов механического разрушения горных пород, взаимодействия горных машин с массивом, а также на развитие горнодобывающей и машиностроительной отраслей промышленности.

стр. 6-8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+650+1