Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 41 (2876) 18 октября 2012 г.

РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
В ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

На Ямале разработали проект арктической железной дороги, способный обеспечить рабочими местами 9,5 миллионов россиян.

Д.Н. Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа

И.В. Нак, депутат Государственной Думы ЯНАО

Иллюстрация
Иллюстрация

Задачу создания к 2020 году не менее 25 миллионов рабочих мест, поставленную Президентом страны Владимиром Путиным, в регионах взялись выполнять по-своему. Одни усиливают меры поддержки малого и среднего бизнеса, другие ускоренно вводят в эксплуатацию новые заводы, модернизируют имеющиеся производства. На Ямале «точки роста» видят в мультипликативном эффекте нового инфраструктурного проекта строительства Арктической железной дороги в рамках Северного широтного хода. Арктический путь по рельсам на полуострове Ямал планируется довести до нового морского порта Сабетта (см. схему примыкания железных дорог к Северному широтному ходу «Обская — Салехард — Надым — Лангоды — Новый Уренгой — Кортчаево»).

О преимуществах многофункционального грузового терминала один из авторов этой статьи, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкин рассказал 28 сентября на заседании Морской коллегии во Владивостоке, членом которой является. Он отметил в своём выступлении, что запуск нового порта откроет Северный морской путь для многих регионов страны, не имеющих границ с водными северными магистралями. Предполагается, что порт начнёт работать не позднее 2018 года, вместе с началом функционирования завода по производству сжиженного газа «Ямал-СПГ» для экспорта газа в Европу, Азию и регионы Азиатско-Тихоокеанского региона.

Самое главное преимущество Сабетты — возможность транспортировки любых грузов: металлов Урала, зерна Сибири, нефтехимии Татарстана и Ямала. Сабетта сегодня рассматривается уже не как монопорт для транспортировки углеводородного сырья, его многофункциональность откроет для всей страны новые возможности. Загрузка Севморпути в объёме 60 миллионов тонн грузов в год — по оценкам экспертов, не предел.

Строительство нового порта было начато в Ямало-Ненецком автономном округе в июле нынешнего года. Уже на этом этапе прогнозируется многотысячный приток новой рабочей силы в регион. Без учёта специалистов и компаний, привлеченных в уже начатые проекты, на Ямале ожидаются масштабные инфраструктурные преобразования, за которыми последует экономический и социальный рост всей территории, территорий других субъектов федерации. Сработает эффект цепной реакции, когда следуя за генеральной инфраструктурой, начнёт формироваться целый пласт вспомогательной инфраструктуры.

Мировой опыт показывает, что морские, речные порты, аэропорты международного значения притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырьё и экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи. Где порт и дорога — там активными темпами создаются новые объекты, предприятия, осуществляется приток инвестиций, активизируются финансовые и банковские структуры. В Сабетте планируется строительство международного авиационного терминала, но главное — это арктическая железнодорожная сеть, альтернативы которой не найдено ни в российской, ни в мировой практике. Доставка до порта грузов разных категорий и габаритов — за надежной круглогодичной, круглосуточной и, конечно, экологически безопасной железной дорогой.

В настоящий момент на Ямале одновременно реализуется сразу несколько перспективных инвестиционных проектов: морской порт Сабетта, завод «Ямал-СПГ» и инфраструктурные объекты Северного широтного хода. Говоря о транспортной составляющей, власти округа последовательно защищают это направление от необоснованной критики и постоянно подчёркивают важность наличия в первую очередь железнодорожных магистралей. Помимо экспортно-импортных перспектив, комплексная реализация трёх ключевых и взаимоувязанных проектов гарантирует масштабную трудозанятость. Один только транспортный блок Ямала, включающий арктические железные дороги, по мнению разработчиков идеи (губернатора округа Д. Н. Кобылкина и транспортного строителя И. В. Нака — Ред.), даст России 9,5 миллионов рабочих мест в среднесрочной перспективе.

Безусловно, стартовый элемент мультипликативного механизма потребует согласованных в рамках ЯНАО, а может быть всей страны, синхронизированных инвестиционных потоков и сбалансированных финансовых затрат. И в этой части как руководство к действию звучат слова В. В. Путина, который, поставив важнейшую задачу увеличения количества рабочих мест, сделал основной акцент на инвестиционную составляющую такого роста. По мнению Президента России, создание новых производств и модернизация действующих, как и дальнейший рост, возможны только за счёт сбалансированных, рациональных и выверенных практически на логарифмической линейке инвестиций. В исторической ретроспективе инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры всегда приводили к росту промышленности, перерабатывающих производств и обслуживающей сферы. И далее, с учётом мультипликации, к экстенсивному опережающему росту количества рабочих мест как непосредственно на объектах инфраструктуры, так и в смежных отраслях и областях экономики.

Заявленные Ямалом внушительные цифры рабочих мест на одном комплексном проекте — результат глубокого изучения предыдущего успешного опыта и роли инфраструктурных преобразований в истории, и не просто истории мировой, а истории государства Российского. В экономике страны периода до Первой мировой войны такой яркий пример был. Опережающее развитие территорий севера Европейской части России было обусловлено или, можно даже сказать, спровоцировано строительством в конце XIX начале XX вв. северных железных дорог от Сергиева Посада до Вологды и далее до Архангельска и Вятки. С 1880 по 1914 год в губерниях, непосредственно расположенных по ходу строительства и последующей эксплуатации дороги — Архангельской, Вологодской, Вятской и Ярославской — возникло более 11,5 тысяч промышленных предприятий, около трёх тысяч сельскохозяйственных дворов и производств, более 15 тысяч предприятий в сервисной сфере, включая торговлю и общественное питание. Это привело к стремительному (более одного миллиона) росту количества рабочих мест прямой, косвенной и вызванной занятости (Таблица). Если убрать понимаемые временные условности, этот проект является полностью воплощённым и испытанным аналогом ямальской идеи.

Строительство и реконструкция объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, включая порты и аэропорты, с учётом прямой мультипликации занятости (прямая и косвенная занятость) увеличивает спрос на производство и поставку строительных материалов. С началом проектов значительно увеличится востребованность инновационных материалов и технологий, продукции металлургической, химической и электротехнической промышленности. При этом формируется спрос на услуги по производству, поставкам, ремонту и обслуживанию строительной техники, подвижного состава, автотранспорта, морских и речных судов. В ключевых точках проекта возникает потребность в эксплуатации и обслуживании инфраструктуры, в том числе наземных и причальных портовых сооружений, аэродромов. И наконец, страна и регион получают доступ к ресурсам Полярного Урала, а значит, формируются новые промышленные узлы добычи и переработки.

Основа инфраструктурных проектов сопровождается социально-государственной и сервисной сферами. Вызванная занятость как следствие косвенной мультипликации формируется из услуг торговли, общественного питания, предприятий культурно-зрелищной сферы, физической культуры и спорта. Вокруг генеральной инфраструктуры развитие получают сельскохозяйственные предприятия, малый и средний бизнес, строительные компании, сферы здравоохранения, образования и науки, социального обеспечения. На каждом этапе активно работают организации по охране и защите окружающей среды. Только представьте, какое развитие получит Крайний Север России, арктические рубежи страны!

Кроме задачи создания непосредственно новых рабочих мест, в автономном округе считают необходимым увеличение производительности существующих рабочих мест за счёт технической модернизации, применения инновационных технологий и повышения квалификации работающих.

Реализация задачи генерации новых и модернизации существующих рабочих мест позволит, по мнению авторов идеи, удовлетворить экономические и социальные потребности населения, экономические и государственно-ориентированные интересы бизнеса, а также очевидно увеличит поступление налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней. Тем самым создаётся основа для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках, диверсификации внешних и внутренних рисков, снижения уровня зависимости от экспорта сырья, осуществления технологического и инфраструктурного обновления. Необходимо ещё раз подчеркнуть то обстоятельство, что уже реализуемые или планируемые к реализации в краткосрочной перспективе проекты исключены из обоснований при разработке и расчётах эффекта мультипликации рабочих мест инфраструктурного проекта строительства арктической железной дороги.

Основные этапы инфраструктурных преобразований:

— железная дорога Обская — Бованенково;

— железная дорога Салехард — Надым — Игарка с выходом к Норильску.

— железнодорожный участок Бованенково — Сабетта с выходом на морской арктический порт Сабетта;

— логистический транспортный узел Сабетта и порт Сабетта, и логистический маршрут доставки нефти Новый Порт — Сабетта;

— перерабатывающий узел Юрибей;

— «золотое кольцо» электрификации.

Перспективы порта Сабетта:

— способствует развитию более мощного потока грузов по Северному морскому пути, который, в свою очередь, придаст ускоренную динамику процессам освоения северных территорий России и шельфа Северного Ледовитого океана;

— получат ускоренное развитие прилегающие и приграничные территории;

— окажет снижение нагрузки на существующую сухопутную транспортную инфраструктуру, включая ЖД Западной Сибири;

— приведёт к экономии средств грузополучателей и отправителей на транспортных расходах суммарно около 22 — 25 млрд рублей в год уже при потоке 30 миллионов тонн, а также будет являться гарантированным источником пополнения бюджетов всех уровней.

Преимущества Севморпути:

— проходит через новые мало разведанные экономически перспективные территории Крайнего Севера, а это почти 2/3 территории всей России;

— не влечёт затрат, связанных с транзитом через иностранные государства, с проходом судов через Суэцкий канал и затраты на обслуживание транспортов в иностранных портах;

— сокращает расстояние на две-три тысячи миль по сравнению с расстоянием по классическим маршрутам из портов Балтики через Суэцкий канал;

— приводит к экономии топлива и затрат, уменьшает продолжительность рейса, сокращает расходы на оплату труда, уменьшает стоимость фрахта судна;

— отсутствуют очерёдность (как в момент прохода Суэцкого канала) и риск ЧП, как в случаях нападения пиратов.

стр. 1, 4-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+652+1