Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 45 (2880) 15 ноября 2012 г.

«ПАЙСИС-11» СТАЛ ЭКСПОНАТОМ
БАЙКАЛЬСКОГО МУЗЕЯ

В 1991 году глубоководное судно «Пайсис-11» совершило своё последнее погружение в воды славного моря. Сегодня, 21 год спустя, «Пайсис-11» снова вернулся на берег Байкала, чтобы стать экспонатом Байкальского музея ИНЦ СО РАН. Пока он будет располагаться возле здания, а вскоре вокруг него возведут новый павильон из пластика.

Г. Киселева, «НВС»

Директор Байкальского музея, подводник с большим стажем, Владимир Абрамович Фиалков вспоминает: «В 70-х годах подводными исследованиями занимался один из крупнейших в стране Институт океанологии. Здесь собрали лучших специалистов со всего Союза, было достаточно всякой техники, в том числе и подводной. Каждый год весной там проходило совещание. И мы приезжали тоже — интересно же было узнать о новинках! Тогда как раз построили в Канаде большую серию подводных аппаратов «Пайсис» (по латински Pisces — рыбы), и два из них (7-й и 11-й) были сделаны для СССР. Привезли их в Геленджик, а судна, с которым они могли бы работать, нет. Оказалось, что это большая проблема — спроектировать и оборудовать специальное судно. Первое время «Пайсисы» на тележке скатывали в воду, погружаться глубоко опасались — в Чёрном море ведь на глубине сероводород.

Иллюстрация
Директор Байкальского музея ИНЦ СО РАН и гидронавт с 35-летним стажем к.г.н. В.А. Фиалков рассказывает журналистам историю глубоководных исследований.

Вечерами сидели у костра, пели песни, а мы мечтали, как бы «Пайсисы» на Байкал перевезти. Наше предложение неожиданно поддержали. Глубина погружения идеальная, а судно и оборудование мы обещали обеспечить. Быстро полетели на Байкал, нашли баржу, оборудовали её подъёмником, лебёдкой, установили компрессор, кран в Академии наук взяли вместе с крановщиком дядей Васей. Договорились с министром обороны — до Моздока везли аппараты на трейлерах, а дальше самолётом АН-22 на Байкал.

Ходила баржа как калоша, тарахтела ужасно, работать можно было только в укрытии. В 1977 году мы организовали базу в районе Листвянки и Больших Котов. Спускали аппарат на воду, потом буксировали его в нужный район. Много погружений совершили, много интересного открыли. Оказалось, что весь подводный склон Байкала состоит из каньонных и неканьонных клиньев. И если на поверхности этот процесс более или менее выравнивался за счёт выветривания, вымерзания, то на глубине он консервировался. Там очень медленно что-то меняется, идёт только химический процесс растворения. Когда погружается не знающий этого геолог, например, у Саган-Заба, где мраморы, граниты и всё переломано, он думает, что такое недавно случилось. Мы в то время плохо знали, что находится под водой, и впервые увидели настоящие надвиговые структуры, когда старые слои снизу, молодые сверху.

Шум прессы, рекордное погружение! Гидронавтов наградили орденами, а аппараты сразу улетели в Николаев, потом в Югославию.

Поскольку в 90-х годах аппараты снова простаивали, мы быстро организовали работу для них здесь. На теплоходе «Балхаш» сделали настоящее устройство, чтобы поднимать «Пайсисы» на любой волне. Получилось отлично! И опять совершали много погружений — за три месяца 60 или даже больше. Мы с профессором А. А. Бухаровым даже книгу обо всем этом написали «Подводная геология Байкала. Взгляд из „Пайсиса“.

Иллюстрация
Легендарный Pisces-XI вернулся на берег Байкала, где началась его глубоководная биография.

Сегодня постараемся дать „Пайсису“ вторую жизнь. Отреставрируем, оборудуем, и наши посетители будут иметь возможность совершать виртуальные погружения на настоящем подводном судне».

Фото В. Короткоручко

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+656+1