Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 47 (2882) 29 ноября 2012 г.

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

4–5 октября в Азербайджане прошел II Бакинский международный гуманитарный форум «XXI век: надежды и вызовы». Он собрал более 700 участников из 60 стран мира. Среди них видные политические деятели, представители науки, культуры, образования, дипломатического корпуса, средств массовой информации и международных организаций.

Ю.В. Попков, заместитель директора
Института философии и права СО РАН

Сопредседателями Форума являются Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и Президент Российской Федерации Владимир Путин. Его цель — обсуждение гуманитарных проблем «по широкому спектру вопросов глобального характера, представляющих интерес для всего человечества».

Иллюстрация
Современный Баку

Пленарное заседание Форума проходило в недавно открывшемся Центре Гейдара Алиева, построенном по проекту всемирно известного архитектора Захы Хадид и уже оцененном как уникальный памятник архитектуры. Помимо Президента Азербайджана Ильхама Алиева (его речь опубликована на сайте форума) на пленарном заседании выступили 10 бывших президентов разных стран мира, 11 лауреатов Нобелевской премии по многим направлениям науки, а также руководители круглых столов Форума.

Работа самих круглых столов проходила на следующий день и касалась таких тем как «Гуманитарные аспекты экономического развития», «Конвергирующие технологии и контуры будущего», «Современные СМИ и новые вызовы», «Традиционная система ценностей в постмодернистской культуре», «Новые методологические подходы к процессам глобализации в XXI веке», «Технологии, изменяющие взгляд на современную медицину, и молекулярная биология», «Мультикультурализм и культурное самосознание», «Мультикультурализм в жизни общества».

На Форуме обсуждалось множество актуальных проблем современного мирового развития. Особо хотелось бы выделить две группы таких проблем.

Во-первых, участники выразили озабоченность неблагоприятными тенденциями формирования глобальной неустойчивости, связанной, в частности, с растущим уровнем неравенства, в том числе в экономически развитых странах. Экономическая глобализация оценена как эволюционный тупик, поскольку за неё заплачена слишком высокая социальная цена. Опыт показывает, что в современных условиях требуется не чистый рынок, а экономика «с человеческим лицом». При этом необходимы серьёзные этические ограничения «хищнического материализма».

Подтверждён и проиллюстрирован факт отсутствия прямой зависимости экономического роста, с одной стороны, и уровня удовлетворённости различными сторонами жизни, человеческого развития, демократии и равенства, с другой. В то же время, признаны недопустимыми получившие широкое распространение в последнее время навязывание воли извне и экспорт демократии.

Осуждена также практика использования гуманитарной риторики в качестве ширмы для политиков, например, когда вооруженное внешнее вмешательство в дела отдельных государств рассматривается как гуманитарная акция.

Выражена озабоченность новой возможной угрозой, сформулированной в виде вопроса «Разбудит ли современный экономический кризис националистических демонов?»

Во-вторых, одним из центральных вопросов Форума была проблема мультикультурализма, которая имеет принципиально важное значение для определения стратегии внутренней и внешней государственной политики разных стран. Она обсуждалась не только на специально посвященных ей двух круглых столах, но и на пленарном заседании, прежде всего, в докладе Ильхама Алиева. Его позиция по этому вопросу является очень чёткой: «Мультикультурализм — это наш образ жизни... На протяжении веков представители разных религий и наций жили в Азербайджане как одна семья». «В последние годы в мире звучат различные мнения по мультикультурализму. Некоторые считают, что мультикультурализм потерпел крах, у него нет будущего. Мы же считаем, что у него есть настоящее и будущее. Все мы должны трудиться, прилагать усилия для укрепления тенденций мультикультурализма. Одной из целей Бакинского международного гуманитарного форума является именно усиление тенденций мультикультурализма». «Альтернативы мультикультурализму нет... Могу ещё раз с полной уверенностью сказать, что мультикультурализм — это наиболее приемлемый вариант будущего развития». «Так как альтернативой мультикультурализму является самоизоляция, я не считаю, что в ХХI веке, в глобализирующемся мире какое-либо государство стало бы пытаться строить свое будущее на основе принципов самоизоляции».

От себя могу сказать, что нынешний кризис мультикультурализма в Западной Европе — это кризис одной из его моделей, точнее, одной из моделей политики мультикультурализма. Как такового кризиса мультикультурализма быть не может, поскольку культурное разнообразие — факт нашей жизни, и его сохранение — не проявление слабости, а условие жизнеспособности социума. Состоявшаяся на круглом столе «Мультикультурализм и культурное самосознание» дискуссия дает основание для заключения, что мультикультурализм как таковой характеризует не только определенную политику и идеологию, но и реальное культурное разнообразие, причем, разнообразие не только этническое и религиозное, к чему он чаще всего сводится, но и других видов и типов культур (субкультур). Можно согласиться с выводом Президента Азербайджана о том, что мультикультурализм — это образ жизни, и ему нет альтернативы. Этот вывод вполне согласуется с идеей Президента России Владимира Владимировича Путина, который за месяц до Бакинского форума говорил о культурном разнообразии как предмете гордости и проявлении силы российского государства.

Признание мультикультурализма и богатства различий как факта жизни и важного условия развития — лишь одна сторона дела. Еще более значимой проблемой выступает, как отмечалось на Форуме, понимание того, что сам факт культурного разнообразия предполагает осознание и особую ответственность политиков за организацию жизни с различиями. Поэтому усиление мультикультурализма определяет необходимость более сложных механизмов управления: в этих условиях не может быть простых решений.

Помимо научной программы, организаторы Форума предусмотрели великолепные и незыбываемые двухдневные экскурсии для гостей по четырём маршрутам: Баку—Гянджа; Баку—Лянкяран; Баку—Нахчыван; Баку—Габала. Впрочем, и сам Баку потрясает своей красотой, он значительно изменился со времени моей первой поездки сюда в 2010 году.

Иллюстрация
Старый Баку

В целом можно выразить восхищение от широты подхода организаторов, их делового настроя, содержательного обсуждения поднятых вопросов, уровня организации, душевной атмосферы, щедрости и гостеприимства хозяев. Остается только добавить, что организаторы взяли на себя оплату всего комплекса услуг для своих гостей, от транспортных расходов и проживания в шикарных отелях до культурно-экскурсионной программы.

В заключение отметим, что организаторы Форума поставили «амбициозную задачу формирования новой гуманитарной повестки дня с целью её дальнейшего рассмотрения в международном масштабе». И, обобщая результаты его работы, можно сказать, что эта задача успешно реализуется.

В свое время Наполеон Бонапарт говорил, что лучший оратор в мире — это успех. Организация и работа Бакинского международного гуманитарного форума — безусловный успех. Его результаты получили широкое освещение в мировой прессе. Поэтому можно быть уверенным в том, этот Форум сыграет важную роль в популяризации достижений Азербайджана в мире и укреплении его международного имиджа.

Фото автора

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+658+1