Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 47 (2882) 29 ноября 2012 г.

ЧЕТЫРЕ ФЛАГМАНА
МИРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН 14 ноября состоялась международная конференция «День международного образования». В ней приняли участие представители организаций, работающих в России и представленные в Новосибирске, таких как American Councils, DAAD, GOETHE Institut, Alliance Francaise, Новосибирский государственный технический университет, крупная книжная сеть иностранной литературы Magellan BOOKS. Под патронатом этих организаций были проведены презентации, лекции, тренинги. Мероприятие посетили преподаватели и представители международных служб университетов, студенты и школьники новосибирских учебных заведений.

Учиться в России

Встречу, которая прошла в тёплой и дружеской атмосфере, открыл директор ГПНТБ СО РАН д.т.н., проф. Б. С. Елепов. В своём выступлении он поделился опытом работы во главе крупнейшей за Уралом публичной библиотеки, рассказал о той картине мира, которая формируется благодаря взглядам учёных и отражается на устройстве системы образования вот уже на протяжении последних 50 лет.

Как отметил Борис Степанович, сегодня во всем мире происходит кардинальная смена научных парадигм. При этом наблюдается избыток специалистов по гуманитарным дисциплинам, включая юридические и экономические специальности, тогда как нет серьезных специалистов по организации реального производства, по созданию конкретных моделей производства. И этот вопрос стоит на повестке дня не только в России, но и во всем мире, как и вопрос ситуации на рынке труда в целом.

«Хорошая система образования — залог национальной безопасности России. Без знания иностранного языка такая система не может существовать. Каждый человек, как минимум, должен знать помимо своего родного хотя бы один иностранный язык, который является сегодня международным: немецкий, английский или французский. Тот же человек, который ориентируется в своей жизни на Восток — должен знать японский, или китайский, или корейский», — сказал директор ГПНТБ СО РАН.

Отдельно Б. С. Елепов остановился на ситуации в Китае. За минувшие 15 лет в этой стране произошло стремительное экономическое восхождение. В середине 1990-х годов китайским студентам выделили большие государственные стипендии. Практически 13 тыс. выпускников их университетов — рекордное по тем временам число — были отправлены за границу: в Америку, Японию, во Францию, в Англию, в Россию и Германию. Но прошло 15 с половиной лет, и практически все эти специалисты вернулись назад.

Борис Степанович особо подчеркнул, однако, что одиннадцатиклассникам не стоит сейчас бросать всё и срочно переквалифицироваться на технические специальности, если они готовили себя к другому. Но будущие абитуриенты должны чётко себе представлять: что делать в жизни, как использовать своё время, на осмысление какой специальности стоит затратить свои силы, чтобы реализовать свой потенциал.

Во второй части своего выступления Б. С. Елепов рассказал о той системе образования, которая существует сегодня в НГУ, недавно вошедшего в десятку лучших вузов России. Директор библиотеки сделал краткий экскурс в историю университета:

«Последние 50 лет Новосибирский государственный университет даёт базисное образование и готовит специалистов практически для всего мира. Когда я окончил его, там была возможность учиться и, плюс к тому, работать по специальности. Начиная со второго курса студенты шли в академические институты и работали там. Это была система обучения, сочетающая работу и дружеское общение. С моего курса вышло примерно десяток академиков. Представители следующего поколения, идущего за нами, председатель СО РАН А. Л. Асеев и главный учёный секретарь СО РАН Н. З. Ляхов, родились на рубеже 50-х годов. Ряд крупных директоров институтов СО РАН окончили НГУ. Все они прошли школу университета, профильного института и в этом же институте остались работать.

К сожалению, эта система изменилась. И это вопрос политики власти — недавний скандал с сорвавшимся закрытием СУНЦ НГУ — показательный пример, — сказал Борис Степанович. — Сегодня, оказывается, специалисты ФМШ (прежнее название СУНЦ НГУ — Физико-математическая школа) не могут преподавать, не имея педагогического образования. И только обращение в Верховный суд РФ, вмешательство Президента РФ отменило это судебное решение. ФМШ существовала 50 лет и выпустила выдающихся специалистов. Попытка сорвать учебный процесс была пресечена, но какими усилиями, какой кровью, какими нервами!»

Серьёзные проблемы в отечественном образовании остаются, вся система проходит трудный период перестройки. И нужно отдавать себе отчёт в том, что хорошее, полноценное образование можно получить именно в университете, как в России, так и во всем мире. НГУ постоянно расширяется и, значит, требует новых специалистов. Характерный пример — создание здесь медицинского факультета в середине 90-х годов: «До его появления физикам и врачам приходилось на практике решать все вопросы — в Центральной клинической больнице СО РАН. Но возникла проблема — появились уникальные устройства — томографы, лазеры, электромагнитно-резонансные приборы. Раньше врач не знал технических терминов, а сидящий рядом с ним физик не знал медицину — и им приходилось общаться буквально на пальцах. Именно поэтому и был создан этот факультет, который объединил технику и медицину. И я считаю, что нам нужны вузы именно такого типа, где представлены все специальности, и они работают в одной общей системе. Именно так должны быть устроены вузы», — подытожил директор ГПНТБ СО РАН.

EducationUSA

Иллюстрация
Наталия Аульченко.

Координатор консультационного центра «EducationUSA», директор регионального офиса Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС в Новосибирске Наталия Аульченко в рамках семинара представила информацию о деятельности своей организации. EducationUSA — это глобальная сеть более 400 консультационных центров в восьми регионах и 170 странах мира, деятельность которых осуществляется при поддержке Отдела образовательных и культурных программ Государственного департамента США. Центры являются основным источником информации о возможностях получения высшего образования в США и содействуют росту популярности американского высшего образования во всем мире, предлагая объективную, полную и своевременную информацию о возможностях обучения в высших учебных заведениях в США. В настоящее время в Российской Федерации действуют девять центров в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск и Томск.

В США существует более 4000 аккредитованных вузов, из них более 1000 предлагают послевузовское образование. Всего там обучается около 20 млн студентов и аспирантов, из них более 700 тыс. иностранных студентов, около 5 тыс. студентов из России. Штаты, в которых численность иностранных студентов превышает 25 тыс. человек — Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Массачусетс, Флорида, Иллинойс и Пенсильвания. Учебные заведения делятся на следующие основные типы: государственные и частные двухлетние колледжи (с возможностью продолжения обучения на 3-м курсе четырёхлетней программы), государственные и частные колледжи с четырёхлетней программой обучения (бакалавриат), государственные и частные университеты (бакалавриат, мастерские и докторские программы).

Огромным плюсом американской образовательной системы является возможность выстраивать индивидуальный план обучения и определяться с выбором специализации к концу второго года обучения. Это даёт недавним школьникам дополнительные два года для более осознанного выбора специальности, по которой они получат диплом бакалавра. Напротив, мастерские и докторские программы сфокусированы на определенных областях знаний и их разделов. Именно поэтому надо очень тщательно подходить к выбору программы. Очень часто в этом может помочь опыт работы, полученный после окончания программы бакалавриата. Совершенно естественно выглядит обоснованная смена специальности по отношению к той, что была получена на четырёхлетней программе.

Организация образовательного процесса требует от студента систематического подхода к работе, соблюдение крайних сроков выполнения заданий, активную работу на занятиях, участие в индивидуальных и групповых заданиях и проектах и, что очень важно, требует соблюдения академической этики.

Как резюмировала Наталия Аульченко от имени своей организации, «мы приветствуем любые мероприятия/проекты, связанные с международным образованием. ГПНТБ уже второй раз любезно предоставляет свою площадку для проведения Дня международного образования. Я и мои коллеги из других организаций очень признательны за это руководству библиотеки. Надеемся, что подобные мероприятия, ориентированные на молодёжь и студенчество, привлекают новых читателей в библиотеку».

Французский альянс

Представители организации Alliance Franсaise Светлана Шкарина («Кампюс Франс») и г-жа Рафаэль Блэкс, координатор образовательных и культурных проектов, подробно рассказали о системе образования во Франции. Французский культурно-информационный центр «Альянс Франсез» работает в Новосибирске с 2003 года. Его открытие было инициировано посольством Франции в России. «Альянс Франсез» был основан в 1883 году в Париже. Среди отцов-основателей были такие известные личности как Жюль Верн и Луи Пастер. И сегодня во всем мире действует 554 представительства этой организации. Цели, которые преследует «Альянс Франсез» — продвижение французского языка и культуры, а также содействие сближению культур во всем мире, и в частности между регионами России и регионами Франции.

У «Альянс Франсез» существует четыре основных направления деятельности. Во-первых, это возможность самообразования — здесь вы найдете библиотеку и медиатеку, и всю необходимую литературу для изучения французского языка. Во-вторых, организация помогает путешественникам и туристам, родителям и их детям, которые отправляются во Францию на каникулы.

«Даже если вы не знаете французского языка, вы найдете у нас все необходимое — карты, гиды, и всю нужную информацию. Вы можете обратиться к нам за советом, какие достопримечательности лучше посмотреть», — сказала Светлана Шкарина.

В-третьих, «Альянс Франсез» предлагает курсы изучения французского языка. К сожалению, констатировала Светлана Шкарина, действительно, в большинстве новосибирских вузов язык преподается только на факультетах специального профиля. И сегодня иностранный язык нужен не только гуманитариям, но и другим специалистам. Иностранный язык — это прикладная дисциплина, но, к сожалению, даже на языковых специальностях уровень обучения недостаточно высок. Люди годами и десятилетиями могут изучать язык, а на практике не могут задать элементарный вопрос, как пройти, например, на площадь Бастилии. Это происходит из-за наличия языкового и, зачастую, психологического барьера. На курсах в «Альянсе» опытные педагоги из Франции и России помогают в дружественной атмосфере решать эти вопросы, используя самые современные методики. Но, подчеркнула Светлана Шкарина, здесь самым главным вопросом остается вопрос личной мотивации слушателей курсов. На курсах подготовка идет с нуля, а высшей ступенью является уровень, достаточный для обучения во французском университете. Стоит отметить, что обучение в государственных вузах Франции редко превышает 300 евро в год и финансируется за счет государственного бюджета Франции.

Наконец, «Альянс Франсез» предлагает программу содействия специалистам, которые уже сегодня готовы направиться на стажировку, обучение или стремятся получить работу во Франции. Для этого необходима сдача экзамена, у которого есть несколько ступеней. Информацию о расписании экзаменов можно получить на сайте организации.

Рафаэль Бэкс рассказала о программе стажировок: они включают в себя волонтёрские программы, обучение во французских университетах, как гуманитарного, так и технического направления в крупных центрах, таких как Париж, Лион, Марсель и других городах. Отдельным плюсом здесь является то, что учёбу можно совмещать с работой. Главное — это сделать собственный выбор, найти в себе силы и начать учиться, подчеркнула специалист.

Партнёрство с Германией

С немецкой стороны в конференции приняли участие руководитель Информационного центра DAAD Ян Хельфер, заместитель руководителя Татьяна Молодцова, заместитель руководителя Немецкого центра НГТУ Александр Кириенко и PR-менеджер отдела культурных программ Немецкого культурного центра имени Гёте Ирина Посредникова. Немецкая команда была представлена тремя организациями: Информационным центром DAAD Новосибирск, Немецким центром при НГТУ и Гёте институтом — Новосибирск. DAAD — самая крупная немецкая организация, способствующая развитию международного сотрудничества в академической и научной области. DAAD имеет 14 зарубежных представительств, центральное бюро DAAD расположено в Бонне. Помимо этого, работают также информационные центры. В России представительство DAAD находится в Москве, Информационные центры — в Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Иллюстрация
Немецкая группа.

DAAD организует и финансирует академический обмен студентами и учёными, поддерживает германистику и изучение немецкого языка, информирует о возможностях обучения и проведения исследований в Германии, а также проводит различные мероприятия, которые способствует повышению престижа немецких вузов за рубежом. Информационный центр DAAD в Новосибирске помогает решить вопросы, связанные с получением образования и проведения научных исследований в Германии, проводит информационные мероприятия в вузах, образовательных и научных центрах Сибири и Дальнего Востока. Также центр участвует в образовательных выставках, предлагает консультации общего характера по вопросам учёбы, научных стажировок и финансирования обучения в Германии.

В 2011 году DAAD профинансировала 68972 стипендиата со всего мира. При этом из России в 2010 году было профинансировано 693 стипендии, тогда как в 2011 году стипендии получили уже 1263 человека.

В свою очередь, Александр Кириенко, руководитель по методике Немецкого центра НГТУ, рассказал о системе обучения немецкому языку в Новосибирске «Чем мы занимаемся? У нас есть 18 центров, от Калининграда до Красноярска, наша основная задача — это обучение современному немецкому языку. У нас работают преподаватели, которые регулярно проходят повышение квалификации, как в России, так и в Германии. Кроме того, в наших центрах в НГТУ и в Академгородке работают носители языка. Присутствие носителей языка важно, чтобы передать представление о том, что такое Германия сегодня. И этот образ страны очень отличается от тех представлений, которые у некоторых из наших соотечественников ещё, к сожалению, бытуют. Кроме того, Немецкий центр специализируется на сдаче и приёме международных экзаменов. У нашего центра, помимо технической направленности, есть и культурные программы, действуют совершенно бесплатные библиотека и медиатека, и вы можете туда записаться, для этого нужно внести лишь ваши персональные данные. Наконец, в центре действует программа повышения квалификации преподавателей», — резюмировал он.

Программу ещё одной немецкой организации, представительство которой открыто в Новосибирске в 2009 году — GOETHE-Institut — представила Ирина Посредникова. По её словам, задача организации — это развитие и поддержка германо-российского диалога в области культуры и образования с целью создания позитивного имиджа Германии и повышения интереса к немецкой культуре. Всё это подразумевает распространение и предоставление информации о Германии, популяризацию немецкого языка в Сибири и на Дальнем Востоке, содействие диалогу между немецкими и российскими деятелями искусства. Помимо обучающих курсов по немецкому языку, Культурный центр имени Гёте проводит ряд масштабных программ, таких как Фестиваль современного немецкого кино, (который начнется 1 декабря и пройдет в киноцентре «Победа»), музыкальные фестивали и курирует программы литературного обмена.

Иллюстрация
Амени Эдвардс.

Финальным аккордом пленарного заседания стало появление представителя американского HR-специалиста Амени Эдвардс. Её непривычная для русского слушателя манера общения побудила оставшихся англо-говорящих студентов на конструктивный диалог с преподавателем. В итоге в соревновании систем образования победила дружба — заинтересованные и самые стойкие школьники, студенты и специалисты отправились на тренинги. Сотрудники ГПНТБ СО РАН подготовили к мероприятию тематическую книжную выставку, вызвавшую живой интерес всех присутствующих.

Колл. авторов

стр. 10-11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+658+1