Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 2 (2887) 17 января 2013 г.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Притвиц, специально для «НВС»

Окончание. Начало в № 1.

Гуманитарии под ударом?

Первыми забили тревогу в Санкт-Петербурге. С петицией против сокращения бюджетных мест на филфаке СПбГУ к Президенту Владимиру Путину обратился Совет классической гимназии № 610 — одной из самых рейтинговых питерских школ с гуманитарным уклоном.

Филологи университета напоминают: «Несколько лет назад на филфаке прекратили набор на вечернее и заочное отделения. Это реальная трагедия, это закрывает возможность получить образование людям из небогатых семей: иногородний студент часто не может учиться на дневном отделении даже бесплатно, он вынужден работать». Это наводит петербургских интеллигентов на воспоминания о циркуляре царских времен «о кухаркиных детях», который ограничивал путь в науку для простонародья. Стоимость платного обучения на филфаке СПБГУ составляет около 1 тыс. долларов в месяц (НГ 13.11).

Шокирующая новость: в Санкт-Петербургском университете сокращают «классическое отделение» — в 2013 г. приёма на него не будет. Говорится, что «представляется логичным» восстановить его в 2014 г. — но всех, кому близка эта проблема, уже лихорадит. Кроме «классики», в 2013-м не планируются наборы на отделения общего языкознания, новогреческой и византийской филологии, библеистики, математической лингвистики, идёт колоссальное сокращение бюджетных мест на других отделениях, причём, подчеркивают авторы письма протеста, «безошибочно выбраны как раз те отрасли знания, в которых отечественная филология имеет сейчас наибольший международный вес и признанные мировым научным сообществом достижения».

Учёные-филологи обсуждают это событие как чистое вредительство культуре (РГ 21.11).

На заседании ученого совета филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова обсуждалось и было единогласно принято заявление «О реформе образования, её итогах и перспективах». Его подписали 34 человека — профессора и доктора наук с известными в учёном мире именами. Понимая свою ответственность перед обществом, авторы документа заявляют:

— о неприятии политики разгрома гуманитарного образования, которую проводит Министерство образования и науки РФ;

— о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;

— о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволяют обществу оценить эффективность деятельности министерства за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба (НГ 4.12, П, Пр 7.l2).

Голос из Сибири ректора Горно-Алтайского ГУ: «Наш вуз обеспечивает всю республику кадрами — от юристов до педагогов. И вдруг — „неэффективный“. Университет выполняет ещё и очень важную функцию по сохранению родного языка. У нас сильнейшая кафедра алтайского языка, который относится к тюркской языковой группе. К нам в магистратуру приезжают учиться даже из Якутии. Мы планируем открыть самостоятельный факультет алтайской филологии.

Нельзя все вузы — на „задворках Империи“ и в столицах, гуманитарные и технические — мерить одной меркой!» (РГ 13.11).

Образование и религия

Религиозные деятели давно стараются проникнуть в школы и университеты. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры России» с 1 сентября этого года изучают все четвероклассники. 31 % из них слушают курс «Основы православной культуры», по сути — Закон Божий. Изучение ислама, который исповедуют 10 % населения России, выбрали только 4 %. Доля других религий не превышает статистической погрешности (АрН 15.11). Сейчас появилось мнение, что предмет под обновленным названием «Основы религиозных культур и светской этики» должен стать обязательным предметом для всех классов. Но тогда изменится содержание гуманитарного образования в школе и придется переписать все учебники (РГ 4.12). Более того, предполагается, что соответствующие образовательные программы должны проходить «конфессиональную религиозную экспертизу на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям... этой организации» (РГ 21.11, НГ 29.12).

21 ноября в Московском государственном лингвистическом университете состоялся круглый стол на тему «Особенности преподавания основ религиозных культур в средних учебных заведениях». Участники разошлись в мнениях по многим вопросам. Главный из них — будет ли изучение предметов религиозного характера способствовать сохранению гражданского согласия — или наоборот. Сошлись на том, что необходимо в самое ближайшее время решить вопрос о подготовке педагогов по этим предметам (НГ 5.12).

Пугающая новость: Совет муфтиев уверяет в своем сайте (13.11) о «необходимости развития программ исламских образовательных учреждений в России» и сообщает, что намерен сотрудничать с организацией, главный офис которой находится в Саудовской Аравии (НГ 5.12). Кстати, в детских садах Чечни в ближайшее время начнут преподавать основы ислама (Ъ 24.10).

Сейчас под патронатом РПЦ, кроме воскресных школ, работают полноценные учебные заведения, в общей сложности свыше 5 тыс. образовательных учреждений, в которых учатся более 100 тыс. человек. Часть из них получила госаккредитацию, имеют право принимать ЕГЭ и выдавать государственный аттестат. В конце октября церковные юристы подготовили поправки в закон «Об образовании». По их замыслу, религиозные школы получат такое же финансирование из казны, как и обычные государственные. (Считается, что на это РПЦ вдохновил пример мусульманских регионов — там религиозные школы получают деньги из региональных бюджетов).

Темой жарких дискуссий стала коррекция внесенной в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» поправки о возможности учреждения в школах так называемых молельных комнат. Несогласие с поправкой выразили, в частности, в Общественной палате, где сослались на высокую вероятность возникновения при этом межрелигиозных конфликтов в школах (РГ 16.11).

А Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций предложил внести в законопроект об образовании поправку, разрешающую иностранным религиозным организациям учреждать в России учебные заведения (И, РГ 21.11). Интересно, как это соотносится с введенным недавно запретом НКО получать средства из зарубежных источников...

Ещё один сюжет — недавно девочкам-мусульманкам в хиджабах запретили посещать школу в одном из многонациональных сёл Ставропольского края. История эта быстро стала предметом общенациональной дискуссии, потому что в разных странах — от Турции до Франции — вопрос о хиджабе всегда приобретает политическое звучание и становится символом исламизации. Руководство страны решительно поддержало администрацию сельской школы. В редакционном материале на эту тему НГ (19.11) констатировала: «Инициаторы новой клерикализации школы забыли о многонациональном характере России».

Второй фронт, на котором наступают религиозные деятели, — высшее образование. Уже в конце 2000-х годов церковные вузы получили право на госаккредитацию. В России не менее 39 клерикальных учебных заведений, выдающих дипломы гособразца (АрН 15.11).

В знаменитом МИФИ (Национальном исследовательском ядерном университете) недавно открыта кафедра теологии. Её возглавил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Кто-то видит в этом возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология — признанная научная дисциплина, кто-то — «возращение в средневековье».

Созданный в МГУ проект стандарта не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно ему теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учёбу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что «теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений,... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность,... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями». И особо выделено — изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер (РГ 18.10, И 19.10, НГ 29.12).

Учёные РАН встревожены
открытием в МИФИ кафедры теологии

Растёт число подписей под обращением Отделения физических наук (ОФН) РАН к научному совету по поводу открытия кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ». Письмо, подготовленное по итогам заседания Бюро ОФН и опубликованное на сайте отделения, подписали 76 академиков, членов-корреспондентов РАН, докторов наук. В нем говорится, что «появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России и здравым смыслом» (П 7.12).

Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом (РГ 18.10, И 19.10).

Подробнее о том, как теология врастает в светское образование см. П 14.12. Заключительный вывод — «обществу нужно учиться толерантности не только в межконфессиональном диалоге, но и в научно-религиозном».

Принятые сокращения: АиФ — «Аргументы и факты», АрН — «Аргументы недели», И — «Известия», КП — «Комсомольская правда», НГ — «Независимая газета», НоГ — «Новая газета», НоС — «Новая Сибирь», П — «Поиск», ПГ — «Парламентская газета», Пр — «Правда», РГ — «Российская газета», СР — «Советская Россия», СС — «Советская Сибирь», Ъ — «Коммерсант».

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+663+1