Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 8 (2893) 21 февраля 2013 г.

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

В Музее истории НГУ 14 февраля открылась выставка «Археология и искусство: наскальная живопись Енисея».

Иллюстрация
О. Митько, кандидат исторических наук,
куратор выставки в г. Новосибирске

На выставке представлена коллекция художественных копий монументальных памятников, выполненных группой абаканских художников под руководством к.ф.-м.н. С. Г. Нарылкова. Рисунки петроглифов сделаны в натуральную величину на рисовой бумаге по оригинальной технологии, позволяющей не только обеспечить точное воспроизведение наскальных рисунков, но и, сохранив фактуру скальной поверхности, передать художественное своеобразие и стилистику изображений.

Долина Среднего Енисея, расположенная в центре Южной Сибири, с глубокой древности была одним из самых благоприятных мест для жизни и хозяйственной деятельности человека. Концентрация памятников археологии на её территории не имеет себе равных в Северной Евразии. Берега великой сибирской реки были тем «пространством культуры», на котором шло формирование многих современных народов Сибири.

Особую известность получило древнее изобразительное искусство Среднего Енисея. Важное место в нём занимают произведения окуневской культуры конца III — начала II тыс. до н.э. Стелы с фантастическими рисунками — явление исключительное, не имеющее аналогий в художественной практике других эпох и других территорий. Изобразительный язык окуневских художников намного опередил своё время.

Иллюстрация

Второй хронологический пласт изображений связан с эпохой раннего железного века. Наскальные рисунки, выполненные в скифском зверином стиле, отражают целую эпоху в истории евразийских степей. Не менее ярким свидетельством этого времени также являются информационно-насыщенные полноразмерные полотна Большой и Малой Боярской писаниц, отражающих «Конец Тагарского Мира».

Нанесенные на каменную поверхность эпитафии и заклинания енисейского рунического письма относятся к средневековому периоду и являются неотъемлемой частью художественного пространства и культурно-исторического ландшафта енисейских степей.

Иллюстрация

По мнению признанных авторитетов в области изучения древней истории, перед современной археологией стоит пять основных задач: сохранение памятников, изучение археологических культур, реконструкция образа жизни людей далёкого прошлого, объяснение процессов культурного развития и осмысление археологического материала в контексте проблем современного мира.

Археология, пройдя в XIX веке период классических открытий, превратилась в высокоточную науку, став вместе с этим и неотъемлемой частью современной жизни и популярной культуры. Но даже сейчас, аккумулируя все возможные методы познания прошлого, она остается бессильной перед объяснением многих открытий, среди которых — яркая, своеобразная, уникальная и абсолютно загадочная наскальная живопись. Она является прямым свидетельством того, что духовный мир во все времена может быть намного ярче и богаче мира вещного, а художественное творчество, опережая техническое развитие, служить показателем прогресса.

Фото Ю. Плотникова

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+668+1