Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 43 (2329) 9 ноября 2001 г.

ЛИХА БЕДА — НАЧАЛО

Недавно Институт катализа СО РАН принимал из разных городов страны специалистов, желающих расширить свои познания в области катализа. По прошествии недели 35 человек, закончивших курсы повышения квалификации в области катализаторов и каталитических процессов, получив в торжественной обстановке соответствующий документ, вернулись на свои рабочие места, полные уверенности, что не зря побывали в Новосибирске.

С заместителем директора Института катализа доктором технических наук А.Носковым ведет разговор о новой инициативе ученых наш корреспондент Людмила Юдина.

— Александр Степанович, курсы повышения квалификации институт провел впервые. Что сподвигло руководство на организацию данного мероприятия?

— Идея зародилась примерно полгода назад, когда в очередной раз спонтанно возник разговор о необходимости упрочения связей науки и производства. Суть ее заключалась в том, чтобы поделиться знаниями, накопленными в академическом институте, с широким кругом специалистов-практиков — инженерами, технологами, которые занимаются производством катализаторов, использованием каталитических процессов.

— Весь груз забот лег на плечи института?

— Организаторами курсов выступили три структуры — Институт катализа, фонд К.И.Замараева и Новосибирский государственный университет.

— Какие производственные предприятия командировали в Новосибирск своих сотрудников? Какого возраста? Каких должностей?

— Приехали с Рязанского и Омского нефтеперерабатывающих заводов, специалисты из Стерлитамака, из Кирово-Чепецка, представители Казанского государственного технологического университета, и других предприятий — в основном из Европейской части России. Некоторые прислали даже по нескольку специалистов — ОАО "Нижнекамскнефтехим", ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез".

Слушатели в основном — молодые инженеры, технологи. Были, конечно, и "зубры", занимающие на своих заводах высокие должности и естественно, постарше, но не на много. Но то, что более половины из приехавших — в возрасте около тридцати лет, очень порадовало. Данный факт говорит о весьма перспективных кадровых тенденциях, просматривающихся на отечественных предприятиях. Пополнение состава технических руководителей химических предприятий начинает осуществляться за счет инициативных, энергичных молодых специалистов.

Как было принято в прежние времена? До руководящих постов на предприятии следовало дорасти, и в верхних эшелонах власти оказывались в лучшем случае пятидесятилетние. Сорокалетнего специалиста там найти было весьма непросто. Ну, а тридцатилетних у руля руководства просто не было.

И вот буквально в последние годы руководящий состав стал стремительно молодеть. Естественно, у многих еще нет того самого, приобретаемого с годами, опыта. Потому используется любая возможность интенсивного приобретения знаний, молодым стараются дать возможность пройти через разного рода курсы и школы повышения мастерства.

— Как строилась программа курсов?

— Элементарный набор: лекции, практические занятия, посещение лабораторий и знакомство с их работой.

— Кто читал лекции?

— Только сотрудники Института и НГУ. Большинство из них имеет солидный опыт преподавательской работы. Причем, задача перед ними стояла довольно сложная: не просто изложить полученные за последние годы результаты, но и дать обзор всего научного направления, познакомить с мировыми достижениями.

Уж пришлось им постараться! Представляете, подобный курс лектор обычно излагает целый семестр, а тут следовало донести объемный материал буквально в одной лекции за пару часов. Поначалу наши профессора и доценты просто за голову хватались.

— Ориентировали ли лекторов на практический уклон при изложении полученных научных результатов?

— Напрямую такой задачи не ставилось. Первая встреча предполагала дать в основном общие представления о катализаторах и каталитических процессах. Вводную лекцию "Катализ. Введение и основные понятия" прочитал член-корреспондент В.Лихолобов. В других сообщениях было рассказано о том, что из себя представляют современные катализаторы, какими методами их изучают, как приготовляют. Особо остановились лекторы на современных направлениях развития каталитических процессов нефтепереработки, применении цеолитных катализаторов в нефтехимии и газопереработке, современных направлениях развития каталитических процессов для защиты окружающей среды и т.д.

А что касается практического применения полученных знаний — об этом шла речь в основном в лабораториях, где слушатели проводили довольно много времени.

— Схема курсов отработана? По такой же программе будете проводить их и в дальнейшем?

— Не думаю, что будет повторяться один и тот же сценарий. Я бы назвал первую встречу генеральной репетицией. В ходе нее стали видны явные недочеты. Например, за сравнительно небольшой по времени срок мы взялись осветить слишком объемный материал. Многим слушателям поначалу было просто не под силу воспринимать эту информацию. Понятно, те, кто не отвык от студенческой скамьи, воспринимали материал легче. Для более зрелых производственников термины современной науки о катализе звучали словами иностранного языка.

В общем, не раз вспоминалось изречение популярного Козьмы Пруткова: "Нельзя объять необъятное". Но самое главное — мы никого не отчислили за академическую неуспеваемость!

— И к какому же выводу пришли в результате?

— Полезнее организовывать узко тематические курсы, где специалисты одной области быстрее найдут общий язык. На таких курсах можно усилить практическую сторону разработок. Скажем, Рязанский нефтеперерабатывающий завод регулярно собирает технологов в области нефтепереработки. Вот к этой встрече можно бы и приурочить наши курсы. А к чтению лекций привлечь коллег и из отраслевых институтов.

Мы получаем сейчас предложения сделать курсы выездными — каждый раз проводить учебу на конкретном предприятии, но с приглашением специалистов с разных заводов.

— Александр Степанович, вот слушаю я вас и думаю — а зачем вам такая "морока" — забот у института и так хватает. Или есть особый интерес?

— Интерес, конечно, есть. С этого, мы, собственно, и начинали разговор: усиление связи науки и производства. Промышленности нужны научные разработки, но прежде надо поднять их рекламу на должную высоту. Такие встречи востребованы промышленностью. Значит, эти контакты выведут на новые договоры, контракты, совместные работы. В сентябре на курсы съехались нефтепереработчики, специалисты с предприятий азотной и атомной промышленности, а также "приготовленцы" катализаторов. Удалось подготовить несколько деловых соглашений, несколько новых ниточек протянулись из института к промышленным предприятиям и наоборот.

Просматривается здесь и экономический интерес института.

И, наконец, третье. В новосибирском Академгородке действует знаменитый университет. В нем читают лекции и сотрудники Института катализа. Но учебников по направлениям их лекций практически нет. Вот и думаем, что по материалам курсов удастся подготовить учебник, куда войдут полноценные лекции специалистов в области катализа. Пока по материалам первой встречи выпустили краткие конспекты лекций.

— Как на перспективы повышения своей квалификации реагируют производственники?

— По завершении курсов мы провели социологический опрос. Подготовили анкету, в которой было шесть позиций. В том числе вопрос — оправдали ли курсы возложенные на них надежды, стоит ли продолжать подобные встречи. Просили также оценить работу лекторов, внести свои предложения и замечания. Так вот, на вопрос о целесообразности курсов все как один ответили, что их надо проводить обязательно!

Мне кажется, что академические институты должны взять на вооружение подобную форму работы, чтобы начать восстанавливать утерянные связи и формировать круг своих "агентов влияния" на промышленных предприятиях.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+67+1