Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2904) 16 мая 2013 г.

А ЧТО В ФИЛОЛОГИИ?

14–16 мая Институт филологии СО РАН проводит Всероссийскую научную конференцию с международным участием «Сюжетно-мотивная динамика художественного текста».

Л.П. Якимова, д.филол.н.,
главный научный сотрудник Института филологии СО РАН

Настоятельную необходимость такой конференции диктует время. Филологическая ситуация в стране за последние по крайней мере 20 лет изменилась коренным образом. И дело не только в том, что свобода исследовательского выбора ощутимо сказалась на небывалом обогащении филологического ландшафта, его историко-литературного колорита. Не утрачивая преклонения перед высокой классикой, именами Пушкина, Достоевского, Чехова, Горького, современный филолог обращает и свой, и читательский интерес и к именам, по разным причинам незаслуженно забытым или попавшим под идеологический запрет, или попросту трудным для осмысления по рецептам старых методологий. К тому же современное культурное пространство характеризуется широкой развёрнутостью в сторону литературного зарубежья, когда в орбиту научного изучения всё глубже вовлекаются имена М. Алданова, Г. Газданова, В. Ходасевича и многих других.

В результате тематический диапазон историко-литературного материала, включенного в программу конференции, оказывается раздвинутым в амплитуде от древности до современности, что и определяет пограничность некоторых докладов (например, Е. К. Созина, Екатеринбург, «Литература и история в творчестве А. И. Герцена 40–50 гг.» и Сидор Моника, Люблин, Польша, «Правда художника и правда историка в „Красном колесе“ Александра Солженицына», или М. Н. Климовой, Томск, «Об апокрифах древних и новых. Хождение Богородицы по мукам и „Амнистия“ Ю. О. Домбровского» и И. И. Плеханов «Новая драма ХХI века: лирический модус трагического» и т.д.).

Несмотря на громадный хронологический разброс, богатство писательских имён, разнообразие жанровых предпочтений, когда не обойдены вниманием ни проза, ни поэзия, ни драматургия, предложенная программа не создаёт ощущения какой-либо тесноты или пестроты тематического ряда, не грозит опасностью ритмического сбоя благодаря строгости исследовательского дискурса — рассмотрению путей литературного развития в динамике сюжетно-мотивных комплексов, преемственной логике нарративных процессов с древнейших времен до наших дней, литературе которых посвящены такие, например, доклады как Н. В. Ковтун, Красноярск, «В тени горгоны Медузы, или Сюжет поиска и обретения истины в повести Л. Улицкой «Весёлые похороны», и Ю. А. Говорухиной, Красноярск, «Сюжет-миф о „нулевых“: стратегия презентации».

Программа конференции наглядно подтверждает глубину творческих исканий современной филологии, разнообразие исследовательских почерков и концептуальных подходов к осмыслению историко-литературных источников и литературного процесса в целом, что непосредственно соотносится с составом её участников, представивших филологическую науку многих городов не только России (Новосибирск, Томск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Москва, Ясная Поляна), но и зарубежья (Люблин, Вильнюс, Неаполь).

Однако своеобразие современного литературоведения характеризует, разумеется, не простое расширение оперативного пространства, а возвращение прежде всего к самоценности художественного текста. Если ещё недавно особенность рецептивной ситуации в области литературы состояла в том, что чтение происходило как бы поверх текста, в стремлении трактовать художественное произведение, исходя не столько из его текста, сколько из соответствия духу времени, в результате чего Чехов оказывался «пристегнутым» к революционной идее, а Леонов представал как «выдающийся пролетарский писатель» и правоверный последователь социалистического реализма, то сегодня и в читателе как таковом, в филологе-исследователе в особенности, как никогда ценится способность пристального вглядывания в текст через его микропоэтику, систему внутренней связности всех его элементов — сюжета, мотивов, сложности отношений автора — повествователя — героев, поэтика имен, заглавия, финалов и т.д., когда особые герменевтические результаты дает проникновение в подтекст, претекст и метатекст с богатством его мифов и архетипов. Только это и позволяет ощутить причастность литературных творений к вечному и нетленному, поискам истины пребывания человека на Земле, самого смысла человеческого существования в мире, понять огромный — до неисчерпаемости — феноменологический, онтологический, экзистенциальный потенциал литературы как самого надежного хранилища духовных ценностей человека от древности до современности.

Хочется надеяться, что настоящая конференция органично присоединится к тому ряду значимых научно-теоретических форумов, которые проходят в Академгородке, став знаком содружества и единства интересов точных и гуманитарных наук.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+680+1