Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 25 (2910) 27 июня 2013 г.

ПРО ЕГЭ

Закончилась майско-июньская эпопея сдачи выпускниками российских школ Единого государственного экзамена — главного пропуска для поступления в вузы. Но не иссякает поток публикаций, посвящённых сначала ходу и результатам экзаменов в разных регионах, затем — оценкам этой системы и предложениям по её усовершенствованию или замене. Об этом — нынешний обзор.

Наталья Притвиц

Общая ситуация

Пресса переполнена сообщениями о вопиющих нарушениях в ходе проведения ЕГЭ.

Одно из первых сообщений: «Первый же в этом году Единый государственный экзамен по русскому языку, который все российские школьники сдавали вчера, принёс скандальные новости. Вся работа Рособрнадзора по предупреждению случаев выкладывания результатов экзамена в социальные сети дала сбой: школьники продолжают публиковать свои ответы даже под угрозой аннулирования результатов экзамена. Премьер-министр Дмитрий Медведев возмущен и требует жёстко наказать виновных — лишить уличенных в утечке школьников аттестатов зрелости» (НГ 28.05).

Например, публикации в «Комсомольской правде»: 28.05 — «Ответы появились в Интернете за пару часов до начала экзамена»; 29.05 — «На списывании на ЕГЭ поймали 30 школьников»; 30.05 — «Бумажные шпоры клеили на волосы. Или прятали в чулки, как раньше»; 31.05 — «Где воруют задания Единого экзамена?»; 04.06 — «Списывают!»; 06.06 — «Продаются ответы ЕГЭ. Недорого!»; 06.06 — «В этом году правильные задания ЕГЭ сливали в Сеть региональные чиновники»; 10.06 — «Мобильниками на Едином госэкзамене пользовались неудачники»; 11.06 — «Нет ни цели, ни призвания, все хотят образование...»; 13.06 — «В Кабардино-Балкарии ЕГЭ писали стирающимися чернилами». И так далее...

Рособрнадзор призывал журналистов замолчать и уверял, что утечек материалов ЕГЭ внутри ведомства нет.

Рекордный скандал по ЕГЭ — в Ставрополе, где прошла прокурорская проверка обстоятельств получения детьми высокопоставленных госслужащих и бизнесменов высших отметок по результатам досрочной сдачи Единого госэкзамена по русскому языку. Здешние выпускники получили 7 из 8 зарегистрированных в России (!) 100-балльных оценок. Все они сдавали ЕГЭ раньше одноклассников, получив справки от невролога о головных болях и нарушении памяти, и все — по справкам одной и той же больницы. Им была предписана госпитализация именно на период ЕГЭ, поэтому разрешили сдавать досрочно. А там и людей поменьше, и надзора почти никакого. Прокуроров, прибывших для проверки медицинских документов, в больницу долго не впускали (пока те не вызвали полицию), журналистам побили аппаратуру...

Но это ещё не всё. После следующего этапа ЕГЭ — экзамена по математике — местные школьники опять стали лучшими в стране: из 40 отличников по всей России 9 оказались выпускниками из Ставрополя, и все сдавали досрочно по справкам из той же больницы, да ещё некоторые — по форме, предназначенной для лиц с ограниченными возможностями... Сейчас главврач этой больницы уволен, разбирательство продолжается (И 4, 7, 10.06; КП 4, 8, 14.06; НоГ 5.06).

Почти детективный метод повышения результатов ЕГЭ по математике применили в ставропольской школе № 9. Учителя создали своего рода «оперативный штаб», собравшись в припаркованном в школьном дворе автомобиле. Им звонили ученики по припрятанным сотовым телефонам, отпросившись в туалет, учителя диктовали правильные ответы. После доноса одного из родителей выпускников этой школы (видимо, этот ученик сдавал экзамен абсолютно честно) прокуратура назначила проверку (КП 8.06).

Суждения и предложения

Их — море. Вот некоторые.

Вячеслав Никонов, председатель Комиссии Госдумы РФ по образованию: «Я предлагаю разбить все регионы страны на три группы. В каждую вошли бы субъекты Федерации, где время различается максимум на три часа. Соответственно, для разных групп регионов надо подготовить разные варианты заданий, которые будут отбираться в последний момент. Это значительно снизит возможность утечки информации в интернет и тем самым поможет обеспечить честность экзамена. Нынешний скандал вокруг обнародованных ответов стал, конечно, аргументом в пользу противников ЕГЭ. Но я не думаю, что нужно поворачивать образовательную машину назад. Другое дело, что эту систему надо реформировать.

...Считаю, нужно вернуть сочинение в экзамене по русскому языку и литературе, чтобы дети не разучились излагать свои мысли. Кроме того, надо ввести устную часть, например, в ЕГЭ по иностранным языкам. Есть ещё одна проблема. Многие ученики в старших классах вообще перестают заниматься по тем дисциплинам, по которым не собираются сдавать единый экзамен. В результате они практически бросают учиться по половине, а то и больше предметов, что, разумеется, снижает общий уровень школьной подготовки. На мой взгляд, было бы целесообразно вернуть систему учёта среднего балла аттестата при поступлении в высшие учебные заведения» (К 31.05).

Депутат Госдумы Олег Смолин: «Чиновникам, как показывает практика, за утечками не уследить, а выпускники при желании могут воспользоваться информацией. Так что ЕГЭ в нынешних реалиях теряет смысл как экзамен. Никакая это не проверка знаний, а всероссийская игра в кто кого перехитрит: Минобразования, с его упорным нежеланием признать несуразность ЕГЭ, или школьники, с их родителями, педагогами, репетиторами и сочувствующими, вынужденные подчиняться указаниям сверху» (СР 6.06).

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации: «Сегодня у нас два обязательных ЕГЭ — русский язык и математика. Я считаю, что этот предельно краткий перечень должен быть дополнен предметом „История России“, если мы хотим сохранить единое культурно-историческое пространство страны.

История — больше, чем обычный школьный предмет. Это важная часть воспитания, источник патриотизма, любви к Отечеству» (И 20.06; ПГ 21.06).

Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы: «Бороться со скандалами вокруг публикации заданий для ЕГЭ до начала экзамена можно самым нетривиальным способом: просто обнародовать максимальное число вопросов заранее. Единственное, что остается тайной до начала выпускного испытания, какие именно задания кому достанутся. Пункты сдачи госэкзаменов педагоги предлагают оборудовать „глушилками“ для мобильных телефонов. Ещё один вариант — сдача ЕГЭ на компьютерах. Для каждого участника будет комплектоваться индивидуальный вариант задания» (РГ 24.06).

Российские артисты и режиссёры обратились к руководителю администрации президента Сергею Иванову (во время встречи с ним) с просьбой повлиять на Министерство образования, чтобы при поступлении во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) результаты творческого конкурса были важнее показателей Единого государственного экзамена. С. Иванов пообещал, что их пожелания обязательно будут рассмотрены и, возможно, учтены («но не сегодня и не завтра», РГ 19.06; И 20.06).

Евгений Бунимович, учитель математики, уполномоченный по правам ребенка в Москве: «Мы демонстрируем школьнику, что честная конкуренция — это не здесь, что честный результат — это не здесь. А потом правительство может долго обсуждать честность конкуренции в экономике, честность конкуренции в политике. Только обсуждать это уже не с кем» (НоГ 7.06).

А как у них?

Из выступления депутата Госдумы В. Шудегова на пленарном заседании 14 июня: «Как зарождался ЕГЭ и отмирал в цивилизованном мире? Появлению ЕГЭ мы обязаны Франции. В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию о независимости колониальных стран. Французы ввели тогда аналог ЕГЭ, поскольку многие эмигранты не умели считать, лишь некоторые читали по слогам и внятно отвечать могли только на уровне „да“ или „нет“. Именно из-за них и была упрощена тестовая система опроса, при которой умение размышлять абсолютно не требовалось. Но уже через год во Франции начались демонстрации и волнения. Народ стал протестовать против того, что мышление молодёжи из многополярного начало превращаться в двуполярное, по принципу „да или нет“. Уже через три года французское правительство отказалось от новшества».

О введении тестовой системы в Америке в середине 60-х: «Не прошло и двух десятков лет, как среди мировой интеллигенции появилось самое популярное выражение по отношению к американцам — узкоумственные. На примере Америки стало ясно, что ЕГЭ и тестовая система образования оказались самым массовым средством поражения молодёжи.

Конечно, не все американцы приняли тестовую систему. Сопротивлялся президент Джон Кеннеди, который открыто заявлял, что лучшая система образования — в Советском Союзе. Недавно Барак Обама сделал заявление: Америка немедленно должна избавиться от всех форм тестирования, в особенности от итогового тестирования.

Выступая перед американскими губернаторами, Билл Гейтс прямо сказал: господа, американская школа умерла, виной тому все те тупые тесты и тупое натаскивание, которое мы с вами последние годы практикуем. И если американская школа не перестанет готовить пустых болванчиков, способных лишь разгадывать дурацкие тесты, Америку ждет национальная катастрофа. Вот цена вопроса ЕГЭ. Уже несколько лет как в Америке нет ЕГЭ, тестовый экзамен является добровольным и платным. За такие перемены к лучшему американцы обязаны низко поклониться Биллу Гейтсу» (СР 15.06).

Обозреватель НоГ Л. Рыбина уточняет: «В США экзамены принимает не школа и вообще не образовательное ведомство, а независимые корпорации. Нет никакого единого дня, к которому все должны, как на лагерную поверку, выйти на экзамен. Каждый выпускник, решивший поступать в вуз, может написать в корпорацию, что он хочет сдать экзамен. И это он сделает, когда именно он, а не учитель, не школа и не ведомство, решит, что готов. И сдаст. Результаты получит по почте только он сам, лично, а опять же не учитель, не школа и не ведомство! На сайтах вузов он найдет, с какими результатами куда он сможет поступить. Если он недоволен собой, то он может пересдавать столько раз, сколько захочет» (НоГ 05.06).

Корреспонденты РГ выяснили, как сдают экзамены в других странах (РГ 3.06).

Южная Корея. Выпускных экзаменов в школе нет. Желающие поступить в вуз сдают аналог нашего ЕГЭ из семи дисциплин. Обязательны — математика, история Кореи, родной (корейский) язык и английский язык. На экзамене присутствуют педагоги только из другой школы, пакеты с вопросами вскрываются синхронно в одно и то же время во всей стране (у них единый часовой пояс). При себе только ручка, карандаш, ластик, удостоверение личности, никаких телефонов и других устройств. Кстати: школьники из Южной Кореи всё чаще занимают высокие места на международных олимпиадах.

Китай. Порядок приема госэкзаменов («гаокао») после школы примерно такой же, как при ЕГЭ. Но за списывание — пожизненное отстранение от возможности сдать госэкзамены и поступить в вуз. (Перенос на следующий год случается, но в виде исключения). Вся страна начинает в один день и час (поскольку в Китае единое время). За два дня надо сдать и обязательные экзамены (китайский язык и литература, математика либо иностранный язык) и дополнительные (по выбору — гуманитарные либо технические науки — смотря куда выпускник собирается поступать). Каждый вуз сам определяет, с какими предметами принимаются абитуриенты. Любопытная деталь: за тем, чтобы на экзамене не списывали, следят бойцы Народно-освободительной армии Китая.

Финляндия. В вуз принимают после гимназии, где сдается общенациональный экзамен по родному языку, второму государственному (шведскому) и по английскому. Вузы проводят свои вступительные экзамены.

Разборки продолжаются

Предполагалось, что президент В. Путин разберется с итогами сдачи ЕГЭ на совещании в начале июня (И 6.06). Позже стало известно, что готовится серьёзный разбор проколов в проведении ЕГЭ в 2013 году, но пока не закончатся экзамены, обсуждать всё это некорректно, считает президент. «Надо серьёзно проанализировать выявившиеся проблемы и предложить пути их решения», — признал Путин. Этим Минобрнауки займётся, но только после сдачи выпускниками ЕГЭ (НГ 7.06).

5 июня в Аналитическом центре при Правительстве РФ эксперты, чиновники Рособрнадзора и представители образовательного сообщества обсудили проблемы ЕГЭ, который в этом году сопровождался многочисленными скандалами. Участники круглого стола предложили кардинальное решение для проблемы утечки материалов: разработать несколько тысяч заданий по каждому предмету и заранее опубликовать их.

В Рособрнадзоре это решение считают слишком дорогостоящим.

«Ситуация с ЕГЭ в этом году заметно изменилась, — заявил руководитель дирекции по инновациям центра Юрий Аммосов. — Если раньше утечки заданий носили локальный характер, то теперь ощущение, что прорвало везде». Напомним, что экзаменационная кампания этим летом была омрачена рядом скандалов: от утечек материалов в интернет до массового списывания в некоторых кавказских республиках. Эксперты Аналитического центра нашли несколько крупных недостатков существующей системы разработки контрольных измерительных материалов (КИМ) и их доставки. Прежде всего, часть заданий может попасть к мошенникам от самих разработчиков — во всяком случае, именно о таком источнике говорят продавцы в интернете. Другой возможный канал — районные центры ЕГЭ. За те несколько дней, пока КИМ едут в пункты сдачи экзамена, к ним имеет доступ чересчур широкий круг лиц.

Но основная проблема — на системном уровне: это глобальный конфликт интересов. С одной стороны, тестирование должно быть всеобщим, независимым и объективным. С другой, результаты ЕГЭ — это один из ключевых показателей эффективности региона и муниципалитета (эта норма заложена в Указе Президента РФ № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»). Каждый регион заинтересован в хороших, а не в честных показателях. «Система сама проверяет свою работу, — говорит Юрий Аммосов. — Но козлу не поручают стеречь капусту».

Вывод — необходимо отменить показатели ЕГЭ при оценке деятельности губернаторов, региональных органов образования и самих школ.

Решения проблемы — организационные, считают в Аналитическом центре. Одно из возможных — федерализация ЕГЭ, передача его из рук регионов в руки федералов. Ещё один предложенный вариант — это разгосударствление ЕГЭ: передача его одному или нескольким частным операторам. Это позволит сделать контроль независимым. Следующий шаг — разделение выпускного экзамена и вступительного. Выпускной экзамен должен быть обязательным и однократным, а вступительный — добровольным, для желающих поступать в вуз, и проводиться он должен 1–6 раз в год. Это позволяет избавиться от конфликта интересов. Вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждался (Ъ 6.06; НоГ 7.06).

Зато правительство готово выделить деньги на оптимизацию информационной защиты в период проведения Единого государственного экзамена. В 2014 году на эти цели бюджет направит 300 миллионов рублей, заявила вице-премьер Ольга Голодец (РГ 18.06).

«Независимая газета» в редакционной статье вопрошает: «Но почему бы за эти деньги не объявить конкурс на новую систему госэкзаменов, которая исключала бы массовые фальсификации — или хотя бы могла оценить их масштаб? В противном случае мы снова и снова будем читать оправдания Рособрнадзора о том, что в срыве ЕГЭ виноваты школьники, их родители и интернет» (НГ 18.06).

Итак, что имеем? Если в двух словах, как это сделали обозреватели «Поиска», то — «ситуация мутная» (П 07.06.13). В самом деле: сообщения «зашкаливают» и о количестве нарушений, и об их изощрённости. «Учительская газета» пишет: «Впервые с момента введения в 2001 году Единого государственного экзамена оказались рассекреченными все экзаменационные материалы всех экзаменов!». А вице-премьер Правительства Ольга Голодец на состоявшемся недавно питерском Международном экономическом форуме заявила журналистам, что ЕГЭ в этом году прошёл гораздо честнее, чем в прошлом... (КП 22.06). Между тем «Новая газета» приходит к выводу — «Итоги ЕГЭ-2013: ещё 750 тысяч человек научили жульничать» (НоГ 7.06).

Комментарии излишни.

Стоит ли удивляться такому выводу: «Кажется, ЕГЭ удалось то, чего не удавалось доселе никому, — сплотить воедино учителей, учеников и родителей, а также примкнувших к ним преподавателей вузов и прочих граждан с активной жизненной позицией. Сплотить против Единого государственного...» (НоГ 29.05).

Исследование социологов «Левада-Центр» говорит как раз об этом: «Россияне стали думать о ЕГЭ ещё хуже, чем раньше» (И 7.06). По данным ВЦИОМ, 62 % опрошенных уверены, что с введением ЕГЭ уровень подготовки школьников ухудшился — их просто натаскивают на сдачу тестов (РГ 24.06).

Сокращения: И — «Известия»; К — «Культура»; КП — «Комсомольская правда»; НГ — «Независимая газета»; НоГ — «Новая газета»; ПГ — «Парламентская газета»; П — «Поиск»; РГ — «Российская газета»; СР — «Советская Россия»; Ъ — «Коммерсант».

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+686+1