Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2913-2914) 25 июля 2013 г.

МЕГАПРОЕКТ РОССИИ —
ЭТО СИБИРЬ

Сибирская наука в очередной раз подтвердила свои позиции на мировом уровне. «Сибирь в первые десятилетия XXI века» — масштабный труд более 80 учёных под редакцией академика Валерия Владимировича Кулешова — был переведён на китайский язык. В книге предлагаются различные пути развития Сибири до 2025 года. От взгляда в прошлое авторы переходят к оценке современных конкурентных преимуществ Сибири, поиску направлений её экономического развития и инструментов для анализа и прогнозирования сибирской экономики.

Павел Красин

В поисках идеи развития

Иллюстрация
Иллюстрация

Книга продолжает работу, начатую в конце прошлого века, когда были изданы две монографии «Сибирь на пороге нового тысячелетия» (1998 и 1999 гг.), получившие признание в научных кругах. Это был период окончания системного кризиса в стране и в Сибири. Россия начала выходить на этап восстановительного экономического роста, началась разработка стратегических документов, определяющих дальнейшее социально-экономическое развитие.

В 2002 году Правительство России утвердило стратегию долгосрочного развития Сибири, разработанную при участии Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Тогда главной целью было определить долгосрочные ориентиры экономического развития и принципы государственной экономической политики в отношении Сибири. За годы ситуация коренным образом изменилась, и спустя десять лет пришло время для следующего шага — формирования системы стратегического планирования в Сибири, которая позволит реализовать её конкурентное преимущество, просчитывать сценарии её развития и проводить их мониторинг.

— Сибири нужна идея развития, адекватная её уникальности. Этой установке отвечает концепция многовекторного развития: диверсификация производства, расширение экономического пространства, рост численности населения, — подчеркивают авторы.

То, что Сибирь необходимо развивать дальше, многим стало очевидным только в конце первого десятилетия XXI века. Мировой финансовый кризис испытал экономику России на прочность, но накопленные от продажи углеводородов активы создали для нашей страны финансовую «подушку безопасности». Региональные власти начали понимать опасность недиверсифицированной экономики. Обострилась межрегиональная конкуренция — за квалифицированные кадры, средства федерального бюджета, крупные бизнес-проекты на современной технологической основе и объекты особого рода (технопарки, особые экономические зоны и так далее). Что нужно сделать, чтобы к 2025 году сделать из Сибири процветающую территорию с развитой промышленностью, обеспеченным населением и хорошей экологией?

От Юго-Запада
к Юго-Востоку

За ХХ век в Сибири было реализовано несколько стратегических проектов — построен Транссиб, открыт Северный морской путь, запущены Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Ангаро-Енисейский каскад ГЭС и Байкало-Амурская магистраль. В качестве шестого мегапроекта авторы книги выделяют создание Сибирских отделений РАН, РАМН и РСХА. Все эти проекты служили и продолжают служить интересам национальной безопасности государства. В XXI веке эти проекты должны получить вторую жизнь — и вместе с ними должны родиться новые масштабные замыслы. Авторы книги предлагают три подобных мегапроекта.

Первый из них — «Юго-Запад Сибири» — призван задействовать пространство, где проживает три четверти населения Сибирского федерального округа. Валерий Владимирович утверждает, что пора интенсивно развивать юг Западной Сибири: Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Алтайский край и Республику Алтай, юг Красноярского края и Хакасии. На этой территории нет масштабных запасов нефти и газа, но сосредоточены отрасли внутреннего спроса, а это — вторые локомотивы экономического роста. В пространстве радиусом в 600 километров от Новосибирска имеются все возможности для комплексного развития производственных сил этого мезорегиона: производственная база, энергетические и транспортные системы, границы с Казахстаном, Китаем и Монголией. Большинство реализуемых в Сибири проектов войдут в инерционный процесс, то есть перестанут быть приростными по экономическим результатам.

В республиках Бурятия и Тыва, Забайкальском крае и Иркутской области может быть реализован мегапроект «Юго-Восток Сибири». Этому мезорегиону нужны интенсивные государственные инвестиции, чтобы в ближайшие 10–15 лет повернуть экономику в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В новом экономическом центре Сибирь будет представлена в первую очередь нефтегазовыми и минерально-сырьевыми ресурсами. Для обеспечения транспортной и энергетической инфраструктуры проекта предполагается строительство Мокского гидроузла и железной дороги Новый Уоян — Озерный ГОК (Республика Бурятия) — Могзон (Забайкальский край), которая имеет стратегическое значение. Это соединение между двумя параллельными магистралями Транссиба и БАМа позволит вовлечь в экономический оборот минеральные и лесные ресурсы Бурятии, Якутии, Иркутской области и Забайкальского края.

Идём на Север

В последние годы очень сильно вырос интерес мирового сообщества к Арктике, в связи с чем мегапроект «Север Сибири» становится особенно актуальным. Прежде всего это связано с запасами минерально-сырьевых ресурсов на шельфе и материке — суммарные промышленные запасы углеводородов в бассейнах Баренцева, Гренландского, Норвежского, Карского, Берингова морей и моря Лаптевых превышают 60 млрд тонн по нефти и 3 трлн кубометров по природному газу. На арктическом шельфе России сосредоточено до 75 % всех разведанных углеводородных месторождений нашей страны, и прирост промышленной добычи нефти и газа напрямую зависит от этих ресурсов. А за Северным полярным кругом на территории СФО сосредоточены крупнейшие месторождения никеля, меди, кобальта, благородных и редких металлов, полиметаллических руд и других ценных минеральных ресурсов.

— Для дальнейших шагов за Северный полярный круг необходимо создание новой опорной транспортной и социально-бытовой инфраструктуры, которое требует десятки, если не сотни миллиардов долларов инвестиций, — отмечают авторы книги «Сибирь в первые десятилетия XX века». — Безусловно, уже в ближайшие годы должно быть начато строительство Северосибирской Евразийской магистрали, которое положит начало формированию нового северного широтного пояса экономического развития страны.

Особую роль авторы книги отводят Восточной Сибири и Якутии. Объём добычи нефти к 2020 году может возрасти до 520 млн тонн, а добычи газа — до 730 млрд кубометров. На экспорт будет уходить до 310 тонн российской нефти и до 245 кубометров российского газа. Соответственно, нужна не только продуманная программа геологоразведочных работ, но и программа лицензирования недр и контроль за её исполнением. В частности, сплошное покрытие лицензионными участками первоочередного освоения вблизи перспективных центров нефтедобычи и трасс предполагаемых нефте- и газопроводов, выделение крупных лицензионных участков на слабоизученных территориях — чтобы ни одна капля нефти или кубический сантиметр газа не ушли нелегально.

Все дороги ведут в Сибирь

Добыть ресурсы — полдела. Не менее важно эффективно доставить их до получателей, поэтому ещё несколько мегапроектов планируется провести в области транспорта. Один из важнейших — формирование и усиление международного широтного Арктического транспортного коридора. Это позволит интегрировать российские полярные владения в единое экономическое пространство, развивать северные регионы и обеспечить кратчайший выход внутриконтинентальных сибирских регионов на европейские рынки и рынок ряда стран АТР — США, Японии и так далее. В рамках проекта до 2025 года планируется воссоздать и модернизировать Северный морской путь. Вокруг него необходимо создать сеть транспортно-логистических центров, которые бы обслуживали и морской коридор, и сухопутные транспортные пути.

Не меньшая роль отводится мегапроекту формирования и модернизации международного Енисейского меридиального транспортного коридора. Цель проекта — к 2025 году превратить речную систему «Енисей—СМП» и российские участки трансполярных воздушных трасс в надежное звено единой общероссийской транспортной сети. Просчитан и необходимый объём инвестиций в первой четверти XXI века — более 2,6 млрд долларов.

Наконец, третий транспортный мегапроект — формирование и модернизация Обь-Иртышского меридиального российского транспортного коридора. Сибирские предприятия нуждаются в конкурентоспособных выходах на мировые рынки топливно-энергетических ресурсов и продуктов их переработки. Основу этого коридора должна составить транспортная система «Обь — Иртыш — СМП». К 2025 году предполагается модернизировать речную систему «Иртыш — Обь» и восстановить речную систему «Обь — СМП», а значит, повысить эффективность и безопасность судоходства на протяжении всей речной системы Западной Системы. Объем инвестиций тоже определён — 420 млн долларов.

Внешние ресурсы нужны Сибири

Однако Сибирь будет развиваться не только за счет логистики и природных богатств. Ещё один важный момент, который выделяют авторы книги: для интенсивного развития Сибири — создание кластеров на базе промышленных предприятий и научных центров с активным участием бизнеса. Для того чтобы избежать неэффективного дублирования и расходования средств, кластеры должны кооперироваться и на межрегиональном пространстве, не замыкаясь узкими территориальными границами.

При этом авторы книги подчеркивают: программа развития регионов Сибири не может быть реализована только за счёт внутренних ресурсов самой Сибири.

— Этому препятствуют как масштабы и капиталоёмкость намечаемых проектов, пионерный характер освоения значительных территорий и необходимость масштабных вложений в инфраструктуру, так и относительная слабость экономики региона. Она выражается в недостаточной генерации доходов на территории, при том, что СФО в целом является нетто-донором федерального бюджета.

Выход один — задействовать все возможные механизмы привлечения инвестиций в экономику региона. Прежде всего — это инвестиционный фонд Российской Федерации и софинансирование на договорных условиях, а также возможности Банка развития — Внешэкономбанка, государственных корпораций и Инновационного фонда России.

В заключение книги авторы приводят цитату известного фантаста Артура Кларка, который прогнозировал: «К 2040 году потеряет смысл понятие „работа“. Промышленность, благодаря нанотехнологиям, исчезнет. Из уличной грязи можно будет делать продукты, одежду, бриллианты. Человек уходит в искусство, образование и развлечения». Но приблизить всё это можем только мы с вами.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+689+1