Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 40 (2925) 10 октября 2013 г.

ДИВО ПОД МИКРОСКОПОМ

Выставка микроминиатюр под таким названием открыта для посещений в Доме учёных новосибирского Академгородка с пятого сентября.

Ю. Александрова, «НВС»

Автор работ — настоящий мастер, «сибирский Левша», кандидат физико-математических наук Владимир Анискин, который уже не впервые представляет здесь свою экспозицию. И каждый раз она пользуется неизменным успехом, вызывая неподдельный интерес у всех возрастных категорий. Особенно у юных и любознательных, которые, скорее всего, знаменитого «Левшу» не читали, никакими ассоциациями не обременены, но та же подкованная блоха под микроскопом (равно как и прочие поистине уникальные работы) покоя им не даёт, вызывая вполне естественный вопрос — и как же это можно сделать.

Конечно, в наше время нанотехнологий возможно всё, но, по словам самого автора, работает он вручную, без использования каких-либо микроманипуляторов, но, естественно, с помощью микроскопа. Впрочем, нужен он и для того, чтобы рассмотреть эти произведения... Чуть не написала искусства, но скорее, науки. А может быть, и того и другого, словом — произведения научного искусства.

Иллюстрация
Подкованная блоха.
Иллюстрация
Верблюды в игольном ушке.

В будний день днем в небольшом зале, где расположилась выставка, было немноголюдно. На стенах — описания и увеличенные фотографии экспонатов, на столах — сами объекты экспозиции. В помещении, склонившись над микроскопами и разглядывая микроминиатюры, стояли лишь несколько человек. А с экрана в режиме «видеозаписи нон-стоп» Владимир Анискин рассказывал о своем увлечении, о начале пути и о том, как выполняются эти работы. Когда-то, ещё будучи студентом, он заинтересовался ювелирным делом, начал читать специальную литературу, потом и сам стал экспериментировать, делая надписи на рисовых зёрнах. Видимо, именно эта техника и была первоначально доведена до совершенства, поскольку первой работой, вошедшей в экспозицию, стало именно рисовое зерно с текстом; за ним последовала надпись на волосе.

По сути Владимир активно занимается этим уже около пятнадцати лет. Работ у него немало — коллекция насчитывает более ста миниатюр, а на изготовление каждой в зависимости от сложности уходит от одной недели до шести месяцев. Мастер неоднократно выставлялся не только в родном Новосибирске, но и в разных городах России, а также ближнего зарубежья. Представлены его произведения и в Санкт-Петербургском музее микроминиатюры «Русский Левша» Международной Гильдии мастеров. Миниатюры Владимира Анискина очень разнообразны — по тематике, внешнему виду, стилю и способу исполнения. От «классики жанра» (как он сам определяет) — подкованной блохи, верблюдов в игольном ушке (два бедуина ведут караван верблюдов на фоне заходящего солнца — целая картина!) и надписей на человеческом волосе или рисовом зернышке до Георгиевского креста и ордена Славы, шахматного столика с фигурками, ландышей на маковом зернышке и даже сказочных персонажей — Буратино и Крокодила Гены с Чебурашкой. Последние выполнены на срезе макового зернышка, что было, по признанию мастера, очень непросто, поскольку фигурки трехмерные, и их обработка вызывает значительные трудности.

Работа экспозиции продлится до двадцатого октября, так что у тех, кто не успел ознакомиться с представленными на ней произведениями, ещё есть время увидеть микроминиатюры — результат творчества ученого, художника и по-настоящему увлечённого своим делом человека.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+697+1