Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 46 (2332) 30 декабря 2001 г.

ЕСТЬ ЗАЩИТА ОТ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ!

Как известно, сибирские ученые нашли эффективный способ защиты от спор сибирской язвы, распространяемых по почте. С одним из авторов разработки, заведующим лабораторией микробиологии Лимнологического института СО РАН, доктором биологических наук, профессором В.ДРЮККЕРОМ беседует наш корреспондент Галина КИСЕЛЕВА.

— Валентин Валерьянович, почему вдруг вы взялись за решение столь далекой от вас проблемы?

— Мысль предложить миру какую-то защиту от микробиологического терроризма родилась в нашем институте сразу после трагических событий в Америке. Задачу решали методом мозгового штурма. Главную роль играл директор ЛИНа, член-корреспондент РАН Михаил Грачев. И, естественно, была задействована наша лаборатория водной микробиологии.

Мы знали, что в Новосибирске созданы электронные ускорители различной мощности, они не радиоактивны (население может не волноваться), но действуют губительно на микроорганизмы. Приборы очень производительны и эффективны.

Однако, надо было провести опыты, которые бы показали при каких дозах прибор действует наиболее эффективно и при каких условиях гарантировано полное уничтожение смертоносных бацилл. Дело в том, что микроорганизмы имеют не только обычную, так называемую вегетативную форму. При неблагоприятных условиях они (только спорообразующие) как бы впадают в состояние анабиоза и могут десятилетиями сохраняться в виде спор. Бациллы сибирской язвы как раз из этой категории.

— И где же вы проводили свои опыты?

— Сразу, естественно, возникли проблемы — работать с сибирской язвой в условиях нашего Лимнологического института было невозможно. Это заболевание относится к группе особо опасных инфекций, и при экспериментировании с его возбудителем надо иметь соответствующий допуск и выполнять необходимые условия и требования. Но в нашей обширной коллекции имеются соответствующие микроорганизмы.

Пришлось основательно поработать с мировой литературой, изыскивая аналоги возбудителя сибирской язвы, которые бы соответствовали ей по своим свойствам, устойчивости к внешним воздействиям. К счастью, довольно быстро удалось найти такие экспериментальные штаммы микроорганизмов, которые полностью схожи с возбудителями сибирской язвы, идентичны им по антигенной структуре, по культуральным, биохимическим, тинкториальным свойствам и т.д. Но, в отличие от сибирскоязвенной бациллы, в них нет плазмиды, которая отвечает за болезнетворность, патогенность.

— Как известно, письма, которые приходят в США, другие страны, содержали белый порошок...

Мы тоже взяли несколько подобных ингредиентов — тальк, каолин (белую глину, которая обладает свойством адсорбции). Вырастив выбранные микроорганизмы, накопили споры и смешали их с этими порошками. Пакеты с таким содержимым сотрудники нашей лаборатории Е.Семенова, О.Павлова и И.Теркина увезли в Новосибирск, чтобы как можно быстрее провести необходимые эксперименты на электронном ускорителе.

Кстати, и у нас в Иркутске, в Конструкторско-технологическом институте электронно-лучевых технологий, есть эти электронные излучатели. Но в этот момент они, к сожалению, были в нерабочем состоянии.

Эксперименты в полном объеме мы провели быстро, за что выражаем большую благодарность сотрудникам ИЯФ СО РАН. Сейчас имеются все материалы, чтобы окончательно завершить работу и выдать рекомендации по применению электронно-лучевых излучателей для обеззараживания почтовой корреспонденции от спор сибирской язвы.

И еще одна задача возникла в ходе этой работы. Каким образом и где вести обработку корреспонденции, получаемой, например, нашим городом. Через Иркутск идет почта для семи областей — трех восточных и четырех западных. Мы ознакомились с работой железнодорожного почтамта, даже сняли видеофильм о технологии обработки всей корреспонденции. Проработали два варианта возможной обработки корреспонденции — прямо на почтамте и на опытном заводе Конструкторско-технологического института. И пришли к выводу, что устанавливать прибор на почтамте нецелесообразно. А на опытном заводе есть все условия для эффективной работы. Удлинение времени обработки почты, скажем, часа на два, существенно на ее доставку не повлияет. (Американцы, например, увозят свою почту на обработку на 8 часов.) Проблема будет решена кардинально — по существу все сведется к тому, что только один человек будет общаться с поступающей почтовой корреспонденцией.

— Валентин Валерьянович, значит, вы можете свою систему предложить и американцам?

— В Америке таких излучателей достаточно, и их активно используют, например, для обработки медицинского оборудования, продуктов питания, в строительстве. Удивительно, но американские ученые нигде не говорят и не пишут о применении электронно-лучевого метода обеззараживания писем — мы просмотрели уйму литературы. Так что можем предложить им свою методику и рекомендовать дозы, выявленные экспериментальным путем.

В настоящее время нами проведены совещания с заинтересованными организациями (ЛИН, ИЯФ и КТИЭЛТ СО РАН, СИБГИПРОБУМ) и подписан документ о целесообразности использования опытной установки с ускорителем электронов в Иркутске для обработки почтовой корреспонденции.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+70+1