Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 47 (2333) 7 декабря 2001 г.

Выступление Президента
Российской Федерации В.В.Путина
на встрече с членами Президиума РАН

Москва, Кремль, 3 декабря 2001 года

Добрый вечер!

Я очень рад вас приветствовать здесь в Кремле. Хочу поздравить вас с тем событием, в котором мне, к сожалению, не пришлось участвовать. Я имею в виду Общее собрание Академии, на котором были приняты важные решения по реформированию Российской академии наук, на котором был вновь переизбран президент Юрий Сергеевич Осипов. И я сердечно вас, Юрий Сергеевич, поздравляю. Желаю вам всего самого доброго, успехов, решения тех задач, которые Общее собрание поставило перед Президиумом. Здесь много проблем, которые подлежат обсуждению, в том числе и совместно с нами. Собственно говоря, мы сегодня с вами для этого и собрались, чтобы в самом общем виде поговорить об этих проблемных вопросах.

Считаю важным фактом, что РАН начала непростую, но необходимую работу по модернизации. Думаю, что к следующему годичному собранию ее основные направления должны быть окончательно приняты. Мы с Юрием Сергеевичем на эту тему часто говорили, знаю, что практически все члены Академии думают на этот счет.

Все эти годы Академия работала в тех же условиях, что и вся страна. Академии, конечно, доставалось, было сложно, это были трудные времена. При этом ученые России все же добивались уникальных результатов. Это факт, и про это мы тоже не должны забывать. Страна это высоко ценит.

Некоторые из ученых работали на мировую науку, вне территории России. И главной причиной было отсутствие необходимых условий. Причем, по собственному признанию ученых, не только материальных. Хотя, конечно, мы понимаем, что это важная составляющая любой деятельности.

Сегодня, и я думаю, что вы тоже это чувствуете, наука все более и более востребована. И государство старается ей помогать. Хорошо понимаем, что помогаем пока недостаточно. Вместе с тем, очевидно, что у самой Академии есть большие внутренние резервы.

Так, достаточно давно говорим о необходимости инвентаризации структуры и материальной базы науки. Фондовооруженность самой РАН сейчас на 40 процентов выше, чем у остальной части госсектора науки. Но эффективность использования финансов, площадей и оборудования, равно как и цели их использования, должны быть иными. В рыночной экономике наука не должна зарабатывать на аренде помещений, также как и высшая школа.

Говоря об увеличении бюджетного финансирования, следует одновременно обсуждать и новые механизмы участия отечественного капитала в научных инновациях. И помнить, что сегодня по разным оценкам только половина институтов РАН работает с промышленностью. А примеров успешно сотрудничающих с бизнесом новых научных структур очень мало, совсем мало. Так, за последнее десятилетие внебюджетное финансирование науки выросло с 5 до 50 процентов, но темпы коммерциализации науки пока крайне низки.

Экономика, основанная на знаниях, уже давно стала в мире основным фактором производства и главным стратегическим запасом. Об этом мы тоже со многими из присутствующих многократно говорили. В ведущих странах не энергоносители, а новые технологии дают по оценкам экспертов свыше 50 процентов прироста ВВП. Уверен, что нам еще очень многое надо сделать. В этом будущее России.

В этой связи необходимо создание целостной, национальной инновационной системы. Она подразумевает развитую инфраструктуру, цивилизованный рынок технологий и правовую охрану результатов интеллектуального труда.

Крайне важно уточнить юридический статус самой Академии наук, зафиксировать положение о ротации кадров, решить некоторые другие вопросы.

Сегодня Академия имеет так называемый "смешанный" статус. С одной стороны — самоуправляемая организация. Но с другой — пользуется рядом преимуществ государственного учреждения. Я абсолютно убежден, что государственная поддержка науки — конечно необходима, без нее невозможно. Но уставные документы РАН надо как можно быстрее приводить в соответствие с современным гражданскими правовыми нормами, имущественным законодательством.

Это надо, прежде всего, самой Академии, чтобы она чувствовала себя устойчиво в рамках существующей системы государства. Надо, чтобы к ней не предъявлялись претензии, будто РАН живет по собственным законам и является "государством в государстве". В известном смысле, это может быть и неплохо, но все функционировать должно в рамках правого поля страны.

Ключевой проблемой остается перевод системы управления наукой на современные, адекватные нашему времени, принципы. Сегодня именно из-за отсутствия профессионального менеджмента Россия теряет научные кадры и уникальные наработки, — не только, но, в том числе, и из-за этого. А по существу — кредитует за свой счет другие страны, их науку и технологический потенциал.

Пора переходить от так называемого базового, целевого — к конкурсному планированию и финансированию науки. Менять экономику институтов РАН. Создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.

На рынке идей должны быть созданы равные для всех условия. Хочу это в этом кругу подчеркнуть особо. Эти равные условия предполагают, что независимо от административного статуса и научного звания авторов, все работают одинаково, если добиваются реальных результатов в научной деятельности. Известные научные деятели РАН должны не только организовывать конкурсы и руководить ими, но и участвовать наравне с другими, участвовать в научной деятельности.

Важнейший вопрос — четкая и ясная форма государственного заказа в научно-технической сфере. Государство обозначило свои научно-технические и прикладные приоритеты, основанные на доктринальных документах внутренней и внешней политики. И государственный заказ науке — это, в первую очередь, реализация таких приоритетов.

Необходимо оздоровление всей системы фундаментальных наук. Ими Россия всегда была особенно сильна. И мы гордимся фундаментальной наукой до сих пор, и гордимся по праву.

Но сегодня роль Академии в развитии фундаментальных наук должна быть содержательной и концептуальной, а не сводиться к одному лишь административно-финансовому регулированию.

От наук об обществе в новых условиях требуется не "идеологическая рамка", а экспертная оценка государственных решений. От исследований в сфере естественных наук требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе природных.

Очень велика потребность в осмыслении контуров новой политической системы России, функционирования современных институтов государства и общества. К сожалению, практически без участия Академии идет и подготовка к Всероссийской переписи населения. Думаю, государство вправе рассчитывать на более активное задействование РАН во всех этих вопросах. Не скрою, наверное, здесь и государственные институты должны действовать активнее, ставить более точно задачи и более кооперативно работать с учеными.

Стратегическая задача науки — ее интеграция с высшей школой. Пока же практическое продвижение, к сожалению, здесь тоже очень невелико. В итоге потери несут обе системы. Существующая программа "Интеграция" кардинально не решает проблемы функционального объединения науки и образования. Отдельные примеры есть. Вот напротив сидит наш Нобелевский лауреат. Я помню, был у него, видел, какую он выстроил систему. Но это всего лишь единичный пример. Нам нужно либо подобную структуру распространять шире, либо искать другие инструменты, но интеграция должна быть более осязаемая.

Приобщение студентов и молодых преподавателей к науке создает для них дополнительные — и материальные, и статусные — стимулы, что, на мой взгляд, в науке, также как и в искусстве, играет не последнюю роль. А наука сможет, наконец, пополниться самым продуктивным поколением исследователей — 25–40-летних.

Все наиболее важные вопросы развития науки будем выносить на недавно созданный Совет по науке и высоким технологиям. Некоторые из вас являются его членами. Для большей продуктивности предлагаю всем подумать над созданием при Совете комиссий по приоритетным проблемам. Комиссий, где обязательно должны быть представители самой широкой научной общественности и независимые эксперты. Думаю, также, было бы полезным одно из первых заседаний Совета посвятить вопросу о реформировании Большой академии. Мы это уже обсуждали с президентом Академии, и будем подходить к нему очень аккуратно, чтобы не разрушить то положительное, что наработано в Академии наук за долгие долгие годы.

Уважаемые коллеги!

В конечном итоге, наша общая цель — "развернуть" Академию лицом к государству и обществу, сделать ее более эффективно функционирующей. Ведь воспроизводство самой себя не есть базовая цель РАН. Главное, как и в любом другом деле, это конечный продукт. РАН — не просто важнейший атрибут государственности. Ее ресурс должен работать, прежде всего, на успех страны. Так, как это было уже очень много раз в истории нашего государства, когда Российская академия наук стояла впереди решения самых сложных вопросов. И государство, пользуясь результатами деятельности Академии наук, занимало самые передовые рубежи, оставалось в списке ведущих государств мира, — именно благодаря нашим ученым. Я думаю, что мы выполним свою задачу, если все сделаем для того, чтобы в новых условиях вдохнуть в Академию наук новую жизнь.

Предлагаю переходить к разговору.

(Перепечатка материала осуществлена
с официального сайта Президента России.)

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+71+1