Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2951) 24 апреля 2014 г.

БЫЛЬ О ЗЕМНОМ ИСПОЛИНЕ
ЭПОСА ОЛОНХО

Десять лет тому назад Дом учёных СО РАН провожал в последний путь академика Владимира Петровича Ларионова в Якутск и до его родного села Лоомтука. Кипучая жизнь председателя Якутского научного центра СО РАН, члена Президиума СО РАН прервалась на лету, по пути в Китай. Это случилось в Новосибирске — городе, который он так любил. Памяти выдающегося сына народа саха был посвящён вечер Олонхо в Доме учёных, организованный Общиной якутян в Новосибирске в рамках экопроекта «Олонхо в культурном пространстве Сибири-России».

И.Е. Максимов, ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР,
отличник охраны природы РС(Я), руководитель экопроекта Олонхо,

Т.Т. Тимофеев, президент Общественного объединения якутян в Новосибирске

Вечер открыл большой друг Якутии, заместитель председателя СО РАН, директор Института геологии и геофизики СО РАН академик Николай Петрович Похиленко. На экране разворачивается панорама Великой Туймаады и звучит живой голос Олонхо. Душевный настрой зрителей к памяти великого сына народа саха задала увертюра колокольной музыки славянского била и якутского хомуса в виртуозном исполнении Валерия Липенкова. Культурно-познавательная часть вечера показала экодуховный феномен первого академика народа саха как интеллектуального исполина Земли Олонхо.

Иллюстрация

Детство начиналось со сказки

Володя Ларионов родился шестнадцатым ребенком в семье неграмотных крестьян. Детство поколения военных невзгод проходило в глинобитной избушке-балагане с земляным полом. На зиму в окна вставляли ледяные плиты. В коровнике-хотоне мальчик держал лучину-тымтык. «Будущее не увидишь со светом лучины», гласит якутская пословица. А он держал факел предков для того, чтобы пробить многовековую тьму вечномёрзлого края Северной Сибири.

В то время детей рожали столько, «сколько Бог давал», а по закону естественного отбора выживали единицы. Противостоять этому мешали бедность и отсутствие лекарств и лекарей. Братья и сестры Володи исчезали в омуте бедствия друг за другим. И вдруг какая-то сила притормозила у последней черты, и он выжил один.

Босоногое детство прошло в зеленом кратере аласа Балагасы, окружённом могучей зеленью лиственничного леса. Раннюю жажду познания окружающего мира у мальчика зажгла сказка Олонхо, которую поведали редкие гости у топящегося камелька. В его воображении мелькали картины борьбы богатырей-боотуров Олонхо за обустройство Среднего земного мира.

Скоро сердца селян всколыхнула долгожданная весть о победном исходе борьбы отцов-богатырей в Великой войне 1941–1945 гг. «Мы, семилетние парнишки, помним 9 Мая 1945 года — День Победы. Я считаю это одним из самых величественных праздников своей жизни, — вспоминал В. П. Ларионов в 2003 году. — В Майю я с матерью пришел из Лоомтука на Ысыах Победы. Огромная толпа ликующего народа. Как говорится, „праздник со слезами на глазах“. Гордость и счастье от Победы. И самодеятельные коллективы из Бордона ставили Олонхо. Причем на натуральных лошадях...». Весело рассказывал академик, как тогда его напугал образ волосатого абаасы-дьявола с огромной дубиной.

Путешествие из Сахабурга
в Москву

Как говорила супруга академика Люция Спиридоновна, Володя был «хроническим отличником», в 1956 году окончил школу в с.Майя с золотой медалью. Эту редкую в то время награду ученика отметили всем селом. Благодарная память сохранила имена жителей Лоомтука, которые собрали денег на проезд. До Москвы «якутский Ломоносов» добрался за 17 суток для того, чтобы стать студентом знаменитого МВТУ имени Н. Э. Баумана. Жил в общежитии, учился успешно. Он обладал ярко выраженными гуманитарными склонностями и мог стать известным филологом или писателем. Об эпистолярном таланте Володи Ларионова говорят его студенческие письма, которые, к счастью, дошли до наших дней и обнародованы в замечательном издании. «Только сознание того, что нашему краю особо нужны специалисты физико-технического профиля, заставило меня выбрать соответствующую профессию», — объяснял он позже свою патриотическую целеустрёмленность.

Инженерное восхождение провинциала из сельской глуши Якутии состоялось в эпоху становления СССР как великой ракетно-ядерной державы мира. Его увлекала культурная и спортивная жизнь столицы. С особым восторгом он вспоминал Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году и ликование народа по случаю полёта Юрия Гагарина в космос.

С дипломом инженера-механика в 1962 году Владимир Ларионов вернулся в родные края. Вернулся для того, чтобы выполнить миссию инженера-первопроходца в деле развития технических наук в пору становления научно-технической интеллигенции Якутии. Его научная карьера началась с должности лаборанта группы хладостойких машин в Якутском филиале СО АН СССР. Свою мечту о развитии техники наши предки выразили в героическом эпосе Олонхо в образе кузнеца Кудай Бахсы. И вот появился кузнец-уус новой формации, который взялся за северное материаловедение — основу основ создания новой техники, приспособленной в условиях экстремального климата. Свои исследования сварочных процессов при низких температурах он довёл до внедрения технологий в производство трубопроводов и других конструкционных материалов. Крутизна инженерного восхождения жителя якутской глубинки на Олимп современной академической науки беспрецедентна для народа, у которого до 1917 года умели читать и писать лишь 2 % населения. Теперь линию жизни первого академика саха мы показываем студентам как высший пример интеллектуально-профессионального развития личности.

Экодуховный феномен
академика В. П. Ларионова

Дидактическому анализу феномена академика В. П. Ларионова мы посвятили книгу «Интеллектуальный богатырь земли Олонхо» (Новосибирск: ИПП «Офсет», 2009) и статью в «НВС» от 28.02.2013. В биографии Ларионова мы находим ответ на главный вопрос этнопедагогики — народного, национального воспитания: с чего начинается интеллектуальная личность? В системе образования мало кто обращает внимание на следующее философское умозаключение Иммануила Канта: «Все природные задатки живого существа предназначены для совершенного и целесообразного развития». Жизненный путь академика В. П. Ларионова — это яркий пример практической реализации природно-этноментальных задатков, заложенных родной природой и предками. Здесь экодуховностью мы называем дар сохранения исконной, пуповинной связи человека с матушкой-природой. Эпос Олонхо силён тем, что преподаёт ничем незаменимые уроки экодуховности и заряжает мозг энергией творческого вдохновения. В этой энциклопедии экомудрости предков мы находим и предвидения будущего. Например, поражает ум и сердца, что наши безграмотные предки интуитивно знали о полевых (волновых) свойствах материи и создали учение о духах-иччи «Сюр-Кут», тем самым предвосхитили наступление виртуальной реальности. Ниспосланный высшими солнечными божествами спаситель рода людей Нюргун Боотур Стремительный произносит такие слова:

Эй вы, черные плуты,
Лукавые псы,
Навыворот мыслящие лжецы,
Объедалы, готовые мир сожрать.
Вот пришел я вам в беду.
Растопчу, вихрем смету
Племя верхних абаасы,
Раздавлю жилища и очаги
Нижних абаасы.
Очень уж разбогатели вы,
У пешего посох, у конного плеть
Вздумали отбирать?
Потучнели вы, растолстели вы,
Судьи и господа!
Растопырились чересчур,
Видно с жиру взбесились вы!
Ох, и задам я вам!

Так предупреждали наши предки об опасности разделения людей на богатых и бедных. Но самое страшное, что произошло за последние 20 лет в России — это духовная деградация общества, крайним проявлением которой стал рыночный накат на фундаментальную науку.

Диалектическая суть жизни в Среднем земном мире описана в столкновениях миров света и тьмы, созидания и разрушения. Но созидательный исход борьбы в конечном счёте решает не мускульная сила богатырей-боотуров, а ум, знание, умение, т.е. духовный фактор. Такова этика Олонхо. В апреле 2002 г. в Дни науки и культуры РС(Я) в Новосибирске академик В. П. Ларионов впервые предстал перед сибиряками в национальном костюме и выступил в роли благословителя-алгысчыта Олонхо. Вряд ли всемирно известный Дом триединства науки-культуры—искусства отметит другое подобное чудо-явление действительного члена Российской академии наук!

Интеллектуальный исполин
земли Олонхо

Летом 2013 г. в Чурапче один из авторов этих строк, И. Е. Максимов, был почётным гостем Игр Манчаары — ХIХ-й спартакиады РС(Я) по национальным видам спорта. В. Ф. Слободчиков — Василий Манчаары (1805–1870) свою жизнь посвятил борьбе против гнёта баев и тойонов. Легендарный образ Василия Манчаары на коне олицетворяет земное воплощение эпического героя Нюргун Боотура в духе реализации спортивно-физических возможностей человека. В докладе на конференции в институте физкультуры — ЧГИФКС я позволил себе философское сравнение физических и духовных сил человека на примере Василия Манчаары и Владимира Ларионова. Ведь они земляки, уроженцы Мегино-Кангаласского улуса. В разное время прожили одинаковое количество лет и совершили земные подвиги героев Олонхо.

Если Василий Манчаары жил в эпоху утверждения аграрной цивилизации, то линия жизни академика В. П. Ларионова отражает этап индустриально-технологических преобразований Республики Саха. Языком Олонхо можно сказать, что он был ниспослан Высшим Повелителем судьбы — Дьылга Хаан с миссией продвинуть технические науки во имя использования природных богатств Якутии в интересах коренных народов и всей России.

Всё настоящее уходит в прошлое, прошлое переходит в легенду. Жизненный подвиг академика Ларионова будет восприниматься потомками в образе эпического исполина-интеллектуала, проторившего народу саха путь в эпоху информационной цивилизации.

Философия оптимизма

Слово Олонхо передавалось из уст в уста, оттачивалось из поколения в поколение около двух тысяч лет. Литературное воплощение Олонхо произошло сравнительно недавно, а в 2005 году, преодолев языковые барьеры, эпос Олонхо был провозглашен ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества».

Иллюстрация

Недавно, к 50-летию Дома учёных, мы подготовили фотоальбом «Духовная сфера содружества Саха-Сибирь: Олонхо в Доме учёных СО РАН». Витая на лаврах высших регалий учёного и крупного государственного деятеля, Владимир Ларионов всегда оставался доступным, душевным, дружелюбным человеком. Эти его качества мы ощущали на многих встречах в Доме учёных. И так случилось, что именно здесь нам пришлось проводить его в последний путь.

Допето Олонхо, умолк олонхосут.
И снова жизнь как жизнь, где людям нелегко.
Где богатство им необходимо тоже...
О, сколько каждый день невидимых побед
Вам нужно одержать, сегодняшние люди!

— так писал народный поэт Якутии Семён Данилов, стихи которого часто читал Владимир Ларионов. Философия оптимизма Олонхо укрепляет веру человека в себя, в свои возможности. Описывая интеллектуальное богатырство академика В. П. Ларионова, мы хотели подчеркнуть, что в природе и обществе нет более могущественной силы, чем творческая энергия духа и духовности человека. Именно интеллектуалы-исполины первыми пробивают дорогу в земное воплощение сказки Олонхо. Такими были отцы-основатели Сибирского отделения АН СССР-РАН. Как было бы уместно, чтобы вновь созданное агентство реформирования РАН подвело итоги деятельности СО РАН путём установки в Академгородке памятника трём богатырям земли Русской — академикам М. А. Лаврентьеву, С. А. Христиановичу и С. Л. Соболеву. Особый след в истории оставили академик В. А. Коптюг и основатели целого ряда современных научных направлений. В ряду этих имен стоит уроженец далекой якутской глуши Владимир Ларионов. Потому он стал героем нашего экопроекта Олонхо, реализация которого всколыхнула души и сердца сибиряков.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+721+1