Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2954) 15 мая 2014 г.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОБЛЕМ ВСЁ БОЛЬШЕ

Наталья Притвиц

Иллюстрация

Снова о ЕГЭ

Новость, способная шокировать старшеклассников: в Минобрнауки сообщили, что из ЕГЭ в ближайшее время может исчезнуть часть А, где предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.

Наиболее кратко и чётко об этом в «Советской Сибири» 11.04.

Тестовую часть ЕГЭ постепенно исключат из заданий по всем предметам. Министр образования и науки РФ Д. Ливанов заявил об изменении структуры Единого государственного экзамена с 2015 года. Согласно нынешней структуре ЕГЭ, блок А является первым в порядке сдачи экзамена и содержит тестовые задания. В каждом из них необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных. Планируется поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам.

Помимо отказа от первого блока будет возвращён устный экзамен: вначале это коснется иностранного языка, затем всех гуманитарных предметов. Также Ливанов добавил, что будут развиваться электронные технологии сдачи экзамена. Школьникам предложат сдавать ЕГЭ по информатике на компьютере, а затем практика может распространиться и на остальные предметы. Все окончательные изменения будут подготовлены не позднее августа, чтобы новые правила проведения ЕГЭ в 2015 году стали известны с начала следующего учебного года. (Подробнее в РГ 10.04, ПГ 11.04, МК (Н) 16.04).

«Если экспертное и профессиональное сообщества придут к выводу, что части А не должно быть, мы готовы постепенно от неё отказаться, пусть даже в экзаменах по всем предметам. Но это должно быть решение не Рособрнадзора, а специалистов, и решение точно не этого, а следующего года», — поясняет глава Рособрнадзора С. Кравцов (РГ-Н 10.04).

Чл.-корр. Российской академии образования А. Абрамов считает: «Фактически это полное признание авантюры с ЕГЭ». И далее: «Предлагается революция. Неужели кто-то думает, что такое „изменение“ можно сделать хорошо? Чтобы принять разумное, взвешенное решение в сложившейся ситуации, необходимо срочно создать государственную комиссию по расследованию всех обстоятельств, связанных с ЕГЭ. В компетенцию этой комиссии в первую очередь должна войти разработка временных правил сдачи выпускных и вступительных экзаменов в сложившейся новой ситуации. ...Вопрос сегодня стоит так: либо серьёзная, аккуратная, профессиональная реформа образования, либо надо забыть про 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил президент В. Путин», — уверен А. Абрамов.

Зам. редактора НГ А. Ваганов заключает: «Остается только заметить, что ни одна страна в мире не добивалась социально-экономического успеха, если расходы на образование в ней составляли меньше 7 % бюджета. В Российской Федерации в 2012 году было 4 %, и сейчас этот показатель снижается. Для сравнения: в 1913 году в России на образование тратилось 3 % бюджета» (НГ 10.04).

В «Комсомолке» выражают озабоченность: «Экзамен с устными вопросами сложно организовать. Во-первых, ответы ребят надо записывать на диктофон или на видео, чтобы экзамен был объективным. Во-вторых, на устную часть тратится куча времени. Каждому школьнику надо хотя бы минут 7, чтобы ответить. Да и этого мало, чтобы оценить реальный уровень...» (КП 11.04).

Рособрнадзор серьёзно готовится к вбросу ложных заданий ЕГЭ. Глава Рособрнадзора С. Кравцов подписал меморандум о сотрудничестве в борьбе «За честный ЕГЭ» с одноименным студенческим движением и с российской ассоциацией электронных коммуникаций. Одной из первых совместных акций, предупредил зам. министра связи и коммуникаций А. Волин, станет вброс такого количества фальшивых экзаменационных материалов, что в них потеряются «утечки» (МК.Н 2.04).

«Имитацией бурной деятельности» назвал инициативу министерства член Комитета Госдумы по делам общественных объединений В. Бурматов: «Подобные решения не вызовут снижения спроса на подобные ресурсы. Это никак не уменьшит количество обманутых школьников, наоборот, может вызвать эскалацию этого процесса» (ПГ 4.04).

В период с 31 марта по 6 апреля 2014 года специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выявили более 180 интернет-ресурсов, где опубликованы материалы, которые выдаются за КИМ Единого государственного экзамена. Всего с начала года Рособрнадзор обнаружил свыше 250 подобных сайтов. Анализ размещенных на этих ресурсах материалов показал, что реальные КИМ в Сеть не попали. «Под видом экзаменационных материалов 2014 года в лучшем случае предлагаются задания из открытого банка и материалы прошлых лет. Используются классические мошеннические схемы с целью получения денежных средств пользователей Интернета» (П № 16, 18.04).

Новые федеральные стандарты для школы

Минобрнауки определило для себя десять самых важных задач на этот год. В числе них — переход на новые школьные стандарты. По плану Министерства к концу 2014 года не менее 44 процентов учеников должны заниматься по новым стандартам. Напомним, по стандарту для началки стали учиться первоклашки, которые пошли в школу в 2011 году. И, по идее, переход на новые стандарты должен быть постепенным. Но некоторые учебные заведения уже фактически работают по новым стандартам не только в начальной школе, но и, допустим, в средней.

Старшеклассников учить уже гораздо сложнее. Дело в том, что предметы для них делятся по уровням — на углублённый и базовый, и некоторые дисциплины изучаются по желанию. Стандартом предусмотрены сдача обязательного ЕГЭ не только по русскому языку, математике, но и иностранному языку и возможность выбирать уровень ЕГЭ в зависимости от уровня изучаемого предмета.

В новом стандарте для старшей школы шесть предметных областей, которые являются обязательными. Но это вовсе не значит, что придется изучать все предметы из этих областей. Кроме того, есть семь дополнительных дисциплин, включая астрономию, историю родного края, дизайн и индивидуальный проект. Больше всего эксперты спорят по поводу предметов «Россия в мире», «Русский язык и литература» (именно в таком, совмещенном виде) и «Естествознание».

По мнению многих педагогов, больше всего скажется новый стандарт на естественно-научных дисциплинах — физике, химии, биологии. В старших классах можно будет выбрать один из них для обязательного изучения. Или общий предмет «естествознание». Неизменными для всех будут только «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физкультура», «ОБЖ». Всего в учебном плане не должно быть больше 9–10 предметов. Из них 3-4 могут изучаться углубленно. Один из самых сложных вопросов — новые учебники, рассчитанные на разные уровни знаний, и тесты ЕГЭ, которые тоже надо готовить иначе.

Пока эта работа только-только начинается. С заданиями для ЕГЭ тоже пока нет ясности: как будут выглядеть тесты, они ведь должны быть «привязаны» к программам и учебникам? Когда и где будет апробация новых заданий? Как оценивать ответы учеников базового и профильного уровня? Ставить 100 баллов за задачку из шестого класса, если ты освоил математику на базовом уровне, или всё же только 30? Можно ли поступать в вуз, если ты почти все главные предметы освоил только на базовом уровне? Вопросов по-прежнему много (РГ 15.04). (Когда это прочитаешь, то поражает сказанное в начале статьи — что почти половина учеников должна заниматься по новым стандартам уже к концу 2014 года. Возможно ли это? — Н.П.).

На кого пойти учиться?

Заместитель председателя Правительства РФ Д. Рогозин, возглавляющий Военно-промышленную комиссию, выступая 4 апреля в Новосибирске перед студентами НГТУ, говорил: «Для того, чтобы привлечь на предприятия оборонно-промышленного комплекса молодых специалистов и сохранить уже работающих там людей, российское правительство „делает крутой поворот“ и направляет усилия к тому, чтобы инженерные профессии стали престижными, а уважение к ним было не только моральным отношением, но и материальным содержанием. Каждый год мы будем предлагать вузам возможность увеличения дисциплин, связанных с техническим образованием, и расширять возможности учебных заведений — чтобы они набирали самых толковых, самых способных ребят для оборонно-промышленного комплекса» (СС 8.04).

«Наши деды создали научно-технические разработки на многие десятилетия вперёд. А сейчас нужно, чтобы наши дети шли в технические вузы. Нужно сделать так, чтобы инженеры стали элитой российского общества. Уважение к ним должно быть всемерным и подкреплённым достойным материальным содержанием. Ведь нам нужны новые вооруженные силы для того, чтобы спать спокойно» (АрН 10.04).

В апреле состоялся ежегодный Санкт-Петербургский образовательный форум, который уже десятый раз проводился Комитетом по науке и высшей школе правительства города при участии Совета ректоров вузов, Совета директоров средних специальных учебных заведений, Союза промышленников и предпринимателей северной столицы. Одна из его основных задач — понять, насколько структура и качество подготовки специалистов соотносятся с запросами рынка. Причём не только петербургского: за минувшие 10 лет доля иногородних студентов в питерских вузах выросла с 38 до 68 процентов, в них учатся почти 17 тысяч юношей и девушек из 120 стран, а значит, и выпускники должны быть востребованы повсеместно.

Как заверил вице-губернатор города В. Кичеджи, экономика северной столицы развивается динамично, формируя рабочие места, отвечающие ожиданиям молодых специалистов, и высшая школа старается от неё не отставать, хотя по ряду направлений наблюдается дисбаланс. Так, имеется дефицит специалистов на позиции высококвалифицированных техников и инженеров-исследователей, разработчиков, системщиков, способных осваивать, в том числе, установки меганауки. Все это, в конечном счёте, не позволяет создавать глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения (П № 17 25.04).

«Российские вузы учат на инженеров, а готовят — продавцов» К такому неожиданному выводу пришли эксперты Российского союза ректоров и проекта «Социальный навигатор», проведя с участием рекрутингового портала SuperJob.Ru исследование предпочтений абитуриентов.

В прошлом году сложнее всего было поступить туда, где готовят специалистов-международников, лингвистов, востоко- и африкановедов, медиков, политологов. Средний балл ЕГЭ у абитуриентов — больше 80. На факультетах теории искусств, издательского дела, культурологии, философии, рекламы и PR, религиоведения и теологии брали с баллом в два раза меньшим. Кстати, математиков и строителей брались обучать, если они смогли набрать хотя бы 32 балла.

Зачастую ребята бьются за место в вузе, не особо задумываясь: а смогут ли они потом трудоустроиться по специальности? Анализ рынка труда показывает — сегодня спрос на молодых специалистов в сфере продаж, медицины и фармации. Много вакансий в банках. Нужны администраторы и секретари. Наибольший шанс получить зарплату хотя бы 45 тысяч рублей в месяц есть у начинающих программистов, инженеров-проектировщиков, инженеров-геодезистов и маркетологов-аналитиков. Многие сложные специальности просто не востребованы на рынке труда. Получается нелепица: человек старательно постигает замысловатые науки, а получив диплом, идёт работать в продажи (РГ 8.04).

Социологи уверены: многие выпускники не могут трудоустроиться по профессии не только из-за отсутствия опыта. Зачастую выбранная несколько лет назад специальность в современном, динамично меняющемся мире становится, увы, уже не востребованной. Нужно думать о перспективе. Служба исследований HeadHunter провела аналитику вакансий, которые появились на рынке труда в последнее время и будут востребованы ещё как минимум лет десять. Оказалось, что основная часть новых и перспективных профессий на российском рынке труда связана с ИТ-сферой. На второе место по перспективности можно поставить профессии в сфере медицины и психологии. Космическая сфера — ещё одна отрасль, по мнению социологов, в которой должен произойти новый виток в развитии (ВН 8.05).

5 мая прошли досрочные ЕГЭ по информатике, биологии, литературе, физике и обществознанию. Предварительные итоги, подведенные Рособрнадзором, показали, что среди отличительных черт нынешней кампании, по крайней мере её досрочной части, — явное изменение предпочтений абитуриентов. По популярности экзамен по биологии (его выбрали 376 человек) обошёл обществознание (316 человек). А это значит, что «лом» при поступлении в этом году будет на медицинские, а не на юридические или экономические специальности (МК.Н 7.05).

Образование в Крыму

Системы российского и крымского образования начали синхронизироваться. Переходный этап продлится три года. За это время властям предстоит решить множество задач. На прошедшей в пресс-центре «Парламентской газеты» конференции чиновники и эксперты объяснили, какие шаги по интеграции образовательных программ Крыма в российскую систему образования власти совершат в первую очередь.

Уже известно, что крымские выпускники получат российские аттестаты, но сдавать экзамены будут «по старинке», согласно украинским законам. И только если молодые люди захотят поступить, так сказать, «с полуострова — на континент», то есть в другие субъекты РФ, им придется сдать единый государственный экзамен. Пункты для сдачи откроют во всех городах Крыма.

В Крыму на сегодняшний день работает около 100 вузов и филиалов, включая платные. По словам сотрудников региональных управлений образования, немало среди них так называемых «вузов за углом». Когда под громкой вывеской «Университет» или «Академия» со студентов просто собирают деньги и штампуют дипломы. Такие сомнительные «вузы», безусловно, уйдут с рынка образовательных услуг. Система контроля качества обучения в России в последние годы намного строже, чем в Украине. Но взамен молодёжи надо предложить либо новые места в хороших учебных заведениях, либо приличную работу. И это тоже очень непросто.

Власти Украины не признали результаты Крымского референдума, а значит, они не настроены на беспроблемный перевод студентов из своих вузов в российские и на другие действия. Необходимо обеспечить безопасные условия по переводу молодёжи из вуза в вуз.

Все образовательные учреждения Крыма пока находятся вне закона, руководству ещё предстоит написать уставы, зарегистрироваться, а школам и вузам перейти на российские образовательные стандарты. Большинство учреждений — в аварийном состоянии, привести их в порядок нужно уже к началу учебного года, а значит, необходимо выделить средства на ремонт и учебное оборудование.

На Украине своя система оценивания. У них высшая оценка 12 баллов, у нас — 5. Они начинают учиться с шести лет, мы — с семи. Нужно правильно «выполнить вираж».

В Крыму признали три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Новая система образования должна предоставить возможность адаптации программ с учётом языковых культур и национальных традиций (РГ 08.04, П № 15, 18.04).

Сокращения: АрН — «Аргументы недели»; ВН — «Вечерний Новосибирск»; КП — «Комсомольская правда»; МК (Н) — «Московский комсомолец» в Новосибирске«; НГ — «Независимая газета»; П — «Поиск»; ПГ — «Парламентская газета»; РГ — «Российская газета»; РГ (Н) — РГ «Неделя»; СС — «Советская Сибирь».

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+724+1