Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 22 (2957) 5 июня 2014 г.

ГРАНТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ — НАУЧНЫМ ШКОЛАМ ИРКУТЯН

На Президиуме ИНЦ СО РАН генеральный инспектор по Иркутской области П. А. Огородников вручил гранты Президента РФ директору Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН Н. И. Воропаю, председателю Президиума Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН академику С. И. Колесникову, директору Института химии им. А. Е. Фаворского СО РАН академику Б. А. Трофимову, советнику РАН академику Г. А. Жеребцову, советнику РАН академику М. И. Кузьмину и председателю Президиума ИНЦ СО РАН, директору Института динамики систем и теории управления академику СО РАН И. В. Бычкову.

Г. Киселева, «НВС»

— Грант государственной поддержки ведущих научных школ страны — очень значимый конкурс, в котором даже участвовать престижно, а уж побеждать — особенно приятно, — пояснил И. В. Бычков. — Могу сказать по своей тематике, по информационным технологиям — от Урала до Дальнего Востока всего две научных школы поддержано: директора Института вычислительных технологий СО РАН академика Юрия Ивановича Шокина и моя. Это не мегагранты — несмотря на то, что средства выделяются на большие коллективы и от президента страны, размер их не очень большой. Но это очень значимо и почётно с точки зрения признания научной общественностью наших заслуг на самом высоком уровне.

Мы всегда говорили, всегда подчёркивали, чем отличается наша фундаментальная наука от науки других стран — наличием научных школ, очень специфического, очень тонкого настроя людей, которые могут сказать, что они находятся в рамках не просто единого направления наук, но и в рамках коллективной работы, коллективного разума для решения наиболее современных актуальных проблем. С другой стороны, некоторые направления научных школ являются перспективными, но спорными, недостаточно понятными сегодня, но их тоже надо поддерживать, иначе они не будут развиваться.

Очень часто научные школы формируются не из столь узких интересов — мы пытаемся их формировать как некие приоритетные направления. В частности, в той школе, которую я возглавляю, мы совместно в рамках института ведём целый комплекс исследований, связанных и с управляемостью систем, и с их устойчивостью, и с оптимизацией, и с выработкой эффективного управления. И то, что касается информационных технологий — это и распараллеливание, и геоинформационные системы, и системы поддержки принятия решений, и защиты информации. Это достаточно интересный и многообразный пласт. И название у нашей школы сложное «Многофункциональные интеллектные информационные и управляемые системы: теория и приложения».

И ещё один важный момент. Ведущая научная школа — это всё-таки необычный проект, где есть признанный лидер, руководитель и команда высококвалифицированных исполнителей. В понимании этого конкурса ведущая научная школа — это действительно объединение очень сильных известных учёных, которые признаны в мире и в России. Но при этом в рамках определенного развития исследований они объединяются, и возникает некая даже не междисциплинарность, а интеграционность исследований одного направления. Такой конкурс подчеркивает важность исторически сложившихся у нас технологий фундаментальных исследований.

И мне понравилось ещё — я в первый раз подавал заявку, учитывая накопленный опыт организации работы и полученных результатов — что ведущая научная школа академика Ю. И. Шокина не меняет своего названия с самого момента проведения этого конкурса и действительно является именно признанной научной школой.

И последнее. Это не конкурс, куда можно подавать заявки с разными аспектами сегодняшнего современного анализа и разными взглядами. Всё-таки если это научная школа, значит, у неё сформировано свое чёткое, ясное, понятное название, и она должна сохранять его на долгие годы. Она может не побеждать в конкурсе, но она должна быть.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+727+1