Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2335) 21 декабря 2001 г.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ
НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На ноябрьском заседании Президиума СО РАН директора институтов проявили большой интерес к вопросам реализации научных книг, издаваемых на средства институтов. Эта проблема в более широком плане волнует и авторов, и покупателей литературы. К сожалению, книжные магазины потеряли свое значение в качестве активного распространителя научного знания. И наглядный пример тому — магазин на Морском проспекте.

Наш корреспондент обсудил ряд вопросов с руководителем службы маркетинга Издательства СО РАН Альбиной Ардеевой.

— Что вы можете рассказать о службе маркетинга Издательства?

— В этом году Издательство расширило отдел и наделило его дополнительными функциями. После капитального ремонта помещения созданы нормальные условия приема и хранения литературы, а также подготовки ее к распространению. Но проблем еще много, и мы пытаемся решать их вместе с институтами и службами аппарата Президиума СО РАН. Успех деятельности отдела маркетинга напрямую связан с тесным взаимодействием с институтами. Одним из перспективных направлений в нашей работе является заключение договоров с институтами и авторами о распространении их книг.

Реализация научной литературы, это не продажа детектива или любовного романа. Научные издания — малотиражная и затратная в плане распространения литература, требующая неординарного и штучного подхода. Задача отдела — продвижение научных трудов сотрудников СО РАН к рынку — решается с применением всех классических приемов маркетинга. Наш рынок специфичный, целевой, не массовый, и цель Издательства — в его формировании.

— В чем же специфика рынка научной литературы?

— В общих чертах область распространения научной книги можно разбить на три сегмента. После отправки обязательных экземпляров в Книжную палату большая часть тиража передается в распоряжение института.

Тираж покрывает первый сегмент потребителей — институты, лаборатории, аспиранты, интересующиеся данной темой, студенты, участники семинаров и конференций и т.д. Парадокс, но бесплатная рассылка книг из этой части тиража сильно снижает возможности продажи оставшейся. По договору часть этих книг может попасть и в нашу службу.

Второй сегмент — 25 экземпляров каждого тиража передается ГПНТБ для межбиблиотечного книжного обмена. Этот обмен позволяет большому числу зарубежных специалистов иметь доступ к вышедшему в свет изданию без необходимости его приобретения.

По распоряжению Президиума СО РАН в распоряжении Издательства должна оставаться часть книг. Преимущественно в этом, третьем сегменте происходит непосредственное формирование нашего рынка. К сожалению, в политике институтов нет единообразия в постановке на учет издаваемых монографий. Иногда получаются курьезы: то институт затрудняется передать книгу на реализацию, т.к. книга списана с баланса, то Издательству предлагается книга с себестоимостью, превышающей реальную продажную цену издания. Эти разночтения особенно ярко проявились, когда мы обратились с письмом к директорам институтов с просьбой о сотрудничестве в области реализации научных изданий. Оказалось, что отсутствует механизм легальной реализации книг. При нахождении путей передачи книг в Издательство, последующую работу по их реализации мы берем на себя. На договорной основе полученные средства можно будет направлять на развитие издательской деятельности как Издательства, так и институтов СО РАН.

— Что можно сказать об основных каналах распространения научной книги?

— Отдел маркетинга Издательства СО РАН использует разнообразные каналы распространения научной печатной продукции. Это, прежде всего, традиционные российские агентства. Например, по адресной базе подписчиков 17 журналов СО РАН Издательство успешно распространяет их, благодаря плодотворному пятилетнему сотрудничеству с Агентством "Роспечать". Широко используется база научных и учебных институтов, вузовских библиотек, предприятий различного профиля. Стоит отметить все увеличивающийся спрос со стороны промышленных предприятий на научные издания СО РАН. Накоплен положительный опыт составления тематических прайс-листов и их рассылки по отраслевым организациям, в т.ч. с учетом заявок по электронной почте. Полученные заказы позволили значительно расширить клиентскую базу Издательства. Не забыты и традиционные варианты через магазины "Академкнига" в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах, а также заключение договоров с крупными книгораспространителями, например, с "Топ-книгой". Сравнительно новым приемом является использование дилерской сети в различных города России, а в будущем и за рубежом.

— Как Издательство использует свои рекламные возможности?

— Одной из важнейших проблем формирования нашего сложного рынка является организация рекламы. К сожалению, институты практически устранились от этой задачи. В Издательстве средств маловато, хотя это один из основных инструментов маркетинга по формированию спроса покупателей. Ценой больших материальных затрат в этом году Издательство СО РАН участвовало в работе ежегодной Франкфуртской книжной ярмарки. Это позволило провести ненавязчивую, но эффективную рекламу результатов деятельности сибирских институтов и заинтересовать зарубежных издателей совместными издательскими проектами. Кроме новых контрактов и соглашений удалось закупить право на электронный стенд на сайте престижной книжной ярмарки. И теперь Издательство СО РАН может предложить институтам возможность рекламы своих книг и журналов, в т.ч. за рубежом, а также реализацию авторских и издательских прав через свой электронный стенд.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+73+1