Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2336) 28 декабря 2001 г.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ СИБИРЯКОВ
В ИТАЛИИ

Екатерина Кратасюк
г. Красноярск

Наука в течение более чем четырех столетий была одной из основных причин эволюции западной цивилизации, двигателем экономики. Но, несмотря на это, общество запутано и ошеломлено научными открытиями ХХ века, опасными в той же мере, что и полезными. В начале третьего тысячелетия к проблемам собственно научного поиска добавляется проблема "PR науки": необходимо вновь научить общество видеть высокую полезность научной деятельности.

Участницы семинара
проф. В.Кратасюк и
к.б.н. Л.Франк.

Уже более десяти лет существует инициатива PUSH (Public Understanding of Science and Health), в рамках которой во многих странах Европейского Союза, а также за его пределами проводятся научные фестивали, летние школы и конференции — научно-образовательные мероприятия, объединяющие ученых, преподавателей и студентов.

В рамках инициативы PUSH в ноябре в Европе была проведена Неделя науки и технологий. Основной целью этого мероприятия было "углубление общественного знания в области естественных наук и технологий, повышение уровня информированности, как в целом, так и в конкретных научно-технических областях с целью возрождения интереса к научному поиску, привлечения внимания молодых людей и воспитания не только будущих ученых, но и хорошо информированных граждан".

Делегация из Красноярска на площади Микеланджело.

В каждом из семи семинаров, организованных по всей Европе — в Лондоне и Брюсселе, Риме и Барселоне, Женеве и Таллине — ученые, преподаватели, студенты, школьники — обсуждали по одной из научных проблем, которые являются центром притяжения общественного интереса. Существует ли жизнь на других планетах; возможности миниатюрных компьютерных систем; насколько безопасно использование продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии — ответы на эти и другие вопросы предлагались не только в виде традиционных научных лекций и докладов, но и в форме учебных лабораторных работ, а для детей и в игровой и развлекательной форме.

В семинаре, носившем загадочное название "Инициатива Да Винчи-Дарвин-Линней", впервые приняли участие российские ученые — делегация сотрудников научно-образовательного центра "Енисей", организованного в Красноярском госуниверситете по программе "Фундаментальные исследования и высшее образование" Министерства образования Российской Федерации и Американского фонда гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF).

У истоков семинара стоят два научных сообщества — Международная федерация клинической химии (the International Federation of Clinical Chemistry) и Международное общество биолюминесценции и хемилюминесценции (the International Society for Bioluminescence and Chemiluminescence). Семинар проходил во Флоренции. Основные координаторы встречи — профессора М.Паццалья, А.Кемпбелл и П.Бергштайн — представляли три европейских страны — Италию, Великобританию и Швецию. В каждой из этих стран осуществлялась одна из трех частей проекта.

Основатели PUSH называют две основные причины актуальности своего проекта "Наука и здоровье: формирование общественного понимания". Во-первых, утверждают они, Европа только в том случае сможет выгодно и безопасно использовать открытия и изобретения ученых, если достаточное внимание будет уделено этике и социологии науки. И, во-вторых, здоровье Европы сегодня более, чем когда-либо зависит от понимания людьми их собственной физиологии и биохимии. Основной целью организаторов PUSH является "формирование общества, которое понимает современную науку, не боится ее и благодаря этому обеспечивает постоянный приток юных дарований для участия в новых проектах". В то же время проект пронизан ностальгией по оставшемуся в прошлом "золотому веку науки" — триумфальным достижениям ученых прошлого. Ключевыми фигурами-символами программы являются Леонардо да Винчи, Чарльз Дарвин и Карл Линней.

Научно-популярный и собственно научный аспекты программы семинара были представлены в виде исторической и современной составляющих. Каждый рабочий день семинара открывался лекцией об одном из ученых прошлого. Например, лекция о Карле Линнее включала оригинальное театральное представление, сценическим эффектам которого позавидовали бы и профессиональные постановщики. Далее шли короткие научно-образовательные выступления ученых из разных стран, посвященные актуальным проблемам биологии и биотехнологии. Во второй половине дня преподаватели работали под руководством ученых в научных мастерских. Отдельная программа была организована и для принимавших участие в семинаре студентов: после общей лекции они представляли свои собственные научные разработки в виде докладов-постеров. Лекции, мастерские, дискуссии, научный театр, обмен мнениями в рамках постерной сессии и общий заключительный "круглый стол", а также обсуждение и оценка всех форм работы — все это позволило сделать семинар продуктивным не только с информационной, но и с методологической точек зрения. Внутренняя динамика семинара отразила различные уровни понимания научных проблем — профессионального исследователя, преподавателя и студента, но в то же время и доказывала открытость каждой из этих сфер для понимания и взаимодействия между ними.

Лекции и мастерская, проведенные российскими учеными, были посвящены раскрытию захватывающих возможностей применения явления свечения некоторых живых организмов и извлеченных из них молекулярных систем в педагогической практике.

Рассказывает Елена Есимбекова, кандидат биологических наук:

— Общее название лекций и мастерской, проведенных российскими учеными, — "Биолюминесценция как образовательный инструмент". Лекции, прочитанные академиком И.Гительзоном и профессором В.Кратасюк, ознакомили участников конференции с теоретическими основами и экспериментальным воплощением методов.

В научной мастерской были продемонстрированы возможности использования биолюминесценции для понимания закономерностей функционирования живых организмов, а также показаны новые способы формирования научного мировоззрения у школьников. Слова "простота и доступность" стали нашем девизом. На заключительном "круглом столе" работа этой мастерской была оценена как весьма перспективная для внедрения в школьную практику.

В целом, встреча PUSH 2001 вызвала во мне противоречивые чувства. С одной стороны, было здорово видеть, как раскрываются возможности, а может быть, и таланты детей.

Но было и сожаление. Сожаление о том, что в России слишком далека наука от школы. Поэтому особенно радуют начинания некоторых беспокойных отечественных педагогов и неравнодушных ученых, готовых заниматься со школьниками. Кстати, среди 13 российских участников семинара был один школьник и один студент второго курса физического факультета Красноярского госуниверситета, которым удалось попробовать свои силы в качестве "мастеров" конференции, благодаря своему опыту научной работе в школе.

Студент Михаил Кудряшев испытывает по поводу своего визита на родину Данте и Микеланджело исключительно положительные эмоции:

— Вы когда-нибудь видели на картинках падающую Пизанскую башню? А Колизей? А думали ли вы, что их можно наблюдать вживую и даже потрогать собственными руками? Я, например, и не помышлял об этом. Прогулки по ночной Италии представлялись мне не более возможными, чем променад по красным пескам Марса. И тем не менее, это случилось. И случилось благодаря Европейской неделе науки и технологии. Основной темой обсуждения было внедрение биофизики в школьные образовательные процессы. В программу входило и мое выступление. Я рассказал, как можно использовать биолюминесцентные тесты для экологического мониторинга. И что отрадно, доклад понравился, как и другие работы российских делегатов.

В перерыве между лекциями и лабораторными работами в одной из школ Флоренции.

Среди участников конференции были студенты из Италии, Швеции и Англии. Общение с ними оставило у меня приятное впечатление — они доброжелательные собеседники, а нам было что рассказать друг другу. Поразило меня и то, что школа, на базе которой проходила встреча, расположена в загородном дворце всемирно известного итальянского рода Медичи. Чтобы школьники учились в... памятнике архитектуры! Компьютерные классы и столовая увешаны картинами 17-го века и заставлены столами из какого-то очень ценного дерева... Италия прекрасна — яркое солнце, чистое небо, апельсины на деревьях в начале ноября. Я надолго запомню Флоренцию, с узкими улочками и милыми жителями, не знающими английского языка, но всегда готовыми помочь гостям города.

К сожалению, как все хорошее, конференция быстро подошла к концу. Весомым результатом поездки нашей делегации стал кубок, врученный делегации НОЦ "Енисей" за представленную на семинаре образовательную программу. Кубок занял свое место среди других наград в нашем славном университете.

Мнение проректора по дополнительному образованию Красноярского госуниверситета О.Осипенко, к.пед.н. участвовавшей в этой поездке:

— Очень важно, чтобы увиденное и начатое не кануло в лету. В нашем университете есть богатый опыт работы со школьниками. С 70-х годов проводится Летняя научная школа, семь лет действует Заочная естественно-научная школа (ЗЕНШ) — школа дополнительного образования для учащихся старших классов, выстроена система по работе с одаренными школьниками. Коллектив авторов в 2001 г. получил премию Правительства России в области образования за работу с одаренными детьми. С другой стороны, институты Красноярского научного центра СО РАН, и, в частности, Институт биофизики, сотрудники которого участвовали в PUSH-2001, имеют высокий научный потенциал. Учитывая эти факты, мы смело можем рассчитывать на то, что следующая Неделя науки и технологий пройдет на сибирской земле, в центре России.

Кроме того, будем надеяться, что использование биолюминесценции в школе станет стандартным методом преподавания биологии, а люминометр таким же привычным инструментом в школьном классе, как микроскоп или компьютер.

Спасибо организаторам программы "Фундаментальные исследования и высшее образование" Министерства образования Российской Федерации и Американского фонда гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF).

Фото автора.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+74+1