Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 1 (2237) 7 января 2000 г.

НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ И ЭВМ

Татьяна Кочева, кандидат технических наук,
научный сотрудник Отдела физических проблем
при президиуме Бурятского научного центра СО РАН.

Идея заняться созданием и моделированием орнаментов на компьютере принадлежит моему научному руководителю -- доктору технических наук, профессору Санкт-Петербургского технического университета Игорю Борисовичу Челпанову. Будучи выпускницей Томского политехнического института, специалистом в области автоматизации машиностроительного проектирования, я заинтересовалась предложенной темой. Оказалось, что мир орнамента -- большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Тем более интересно было сделать так, чтобы изначально ручной, творческий процесс создания узора и нанесения его на определенное изделие стал процессом автоматизированным, но не менее творческим. И, поскольку я живу и работаю в Бурятии, мы начали изучать национальный монголо-бурятский орнамент.

В современной жизни жителей Бурятии, -- не только самих бурят, но и русских, и представителей других народов, сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны, и мы их используем. Это такие узоры, как плетенка "улзы", символизирующая пожелание вечного счастья, или стилизация китайского иероглифа "шоу" -- пожелание долголетия. Поэтому все-таки важно изучать и восстанавливать семантику знаков, символику узоров. Для автоматизированного проектирования орнаментов это еще более существенно, так как в программу проектирования должны быть заложены критерии совместимости знаков, уместности их на том или ином предмете.

Применяя древний тип орнамента или техники нанесения, настоящий одаренный мастер своего дела непременно внесет в него что-то свое, свою творческую индивидуальность. То же относится и к дизайнерам, все больше работающим с разнообразными компьютерными программами, которые позволяют моделировать, трансформировать формы. Достаточно просто на ЭВМ произвести линейные и нелинейные преобразования, такие как изменение масштаба изображения, перенос, поворот, наклон, искривление прямолинейных контуров, "вписывание" узора в заданные формы и другие. Так, на рисунке показано, как "вписывается" в различные формы исходный узор в виде розетки.

Цвет является одним из самых сильных декоративных средств. Умелое использование различных цветов позволяет не только добиться определенного настроения, но и повлиять на восприятие размеров и формы декорируемого предмета.

Символика орнамента у монголоязычных народов тесно связана с символикой цвета. Основные цвета, любимые бурятами и монголами, яркие и чистые: белый, красный, синий, желтый, оранжевый и зеленый.

Исключительное место занимает белый цвет -- цвет чистоты, благородства, цвет Луны. Красный цвет считается цветом огня, олицетворяет радость, счастье, торжество и связывается у бурят с изображением Орла (существа небесной сферы, символа огня и солнца). Голубой цвет -- цвет чистого неба над степью -- почитается как цвет верности и постоянства. Желтый цвет -- цвет золота -- выражает в народной символике монголов великую любовь, способную выдержать любые испытания, оранжевый -- символ раннего восхода Солнца, возрождения, расцвета, зеленый -- символ цветущей степи и вечной жизни. Особенность росписи -- применение светотени, создание визуального объема за счет обводки контуров орнаментальных мотивов тонкой белой или светлоголубой линией с одной или, реже, с двух сторон.

Графические пакеты программ позволяют работать с цветом. Преобразование может включать изменение цветовой гаммы узора, одни цвета могут быть заменены другими, вместо светлого изображения на темном фоне может быть получено темное изображение на светлом фоне, или возможно чередование светлых и темных фигур на контрастных фонах. При преобразовании число цветов может быть как уменьшено, так и увеличено.

Компьютер давно уже стал помощником художника. В области использования вычислительной техники в искусстве, связанной с живописью и рисунком, существуют два разных подхода. В первом случае компьютер играет роль палитры и холста, с помощью которых художник различными способами создает изображения; при втором подходе художник задает машине программу генерирования изображений, которой та следует, а сам, возможно, даже не знает, что получится в результате, его роль сводится к отбору лучшего варианта и разнообразной коррекции.

Наш подход заключается в объединении этих двух возможностей, т.е. отдельные элементы и фрагменты орнаментов могут создаваться, используя первый способ (рисования вручную), а вся композиция -- используя второй способ, по программе. При этом, пользуясь перебором прототипов композиционных решений и всей базой данных орнаментальных элементов, генерируются новые узоры. Запрограммировать компьютер так, чтобы он принимал интуитивные решения, ведущие к очень красивым узорам, учитывающим к тому же народные особенности, -- задача очень трудная. Гораздо легче составить программу, которая помогала бы конструировать орнаменты, используя диалоговый режим.

Созданные с помощью компьютера наиболее удачные композиции в народном стиле можно использовать для создания упаковок, оформления бумаг различного назначения, создания фирменных знаков; путем несложных преобразований трансформировать в программы для различных автоматических станков, например, вышивальных или режущих по дереву. Кроме того, эти узоры могут быть использованы и для воспроизведения вручную на самых разных материалах.

Таким образом, с помощью графических пакетов возможно работать над преобразованием и моделированием как отдельных частей (фрагментов) узоров, так и орнаментов в целом, добиваясь необходимой по замыслу конфигурации и композиции. Использование компьютера обеспечивает возможность хранения известных образцов народных орнаментов, разработки новых узоров в традиционных стилях, варьирования цветовой гаммы, что приведет в конечном счете к ускорению процесса создания и нанесения узоров на различные материалы. Радует и приносит удовлетворение сознание того, что наша работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение, и надеемся, что наши первые опыты по автоматизированному конструированию, моделированию, а затем и вышиванию, напылению, вырезанию народных орнаментов будут продолжены, и работа принесет пользу людям, поможет сохранять и развивать духовную и материальную культуру.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+76+1