Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 50 (2236) 24 декабря 1999 г.

"ФОРВАРД" СИБИРИ В ЛАС-ВЕГАСЕ

Б.Морозов, генеральный менеджер
фирмы "СофтЛаб-Нск".

Трудности выживания российских разработчиков общеизвестны, тем показательнее пример фирмы СофтЛаб-Нск, базирующейся в Института автоматики СО РАН. В частности, на последних крупнейших мировых выставках профессиональных радио- и телевизионных технологий NAB-99, проходившей в Лас-Вегасе, и IBC-99 -- в Амстердаме, а также российской выставке ТРБЕ-99 и ряде других демонстрировались разработки этой фирмы в области компьютерных телевизионных технологий: программно-аппаратный комплекс "Форвард" для создания настольной компьютерной видеостудии. И это лишь одно из направлений деятельности фирмы, уже более десяти лет создающей технологии компьютерной графики мирового уровня. С этого года СофтЛаб является ассоциированным членом Национальной Ассоциации Телевещателей России, в ряду крайне малого числа российских разработчиков.

Какой путь ведет к успеху создателей новых технологий и научного продукта? Что же представляет собой комплекс "Форвард"? По просьбе "НВС" на эти вопросы отвечает главный менеджер фирмы Борис МОРОЗОВ.

-- Можно отметить уникальность ситуации -- на последних двух выставках NAB-98 и NAB-99 российских компаний -- разработчиков практически не было, особенно в области компьютерной графики. Точнее, собственно русских разработчиков можно было встретить в качестве сотрудников многих иностранных фирм, американских, канадских, израильских, немецких, корейских и пр. Но и фирмы и продукты к России отношения при этом не имеют. Надо сказать, что и СофтЛаб выступает в качестве разработчика совместного продукта с корейской компанией Darim Co. Реально вся разработка как программной, так и аппаратной части была сделана в России, но финансировалась в значительной степени корейской стороной. Более того, все производство аппаратной части (компьютерных плат) размещено в Корее и финансируется также фирмой "Darim". Отчасти это связано с высокой технологической сложностью производства плат такого уровня, труднодостижимой в Новосибирске.

Если говорить о ситуации в целом, то пока практически невозможно найти другой путь для сохранения способности делать разработки мирового уровня в этой области -- российские производители фактически ушли с рынка с началом перестройки. Вообще, крайне проблематично окупить разработку такого уровня только на российском рынке -- слишком сократился объем потребляемого оборудования. Элитные центральные телевизионные каналы и студии практически полностью перешли на дорогую импортную технику, да и вопросы с финансированием там решаются иначе. Тем более, что отставание советской технологии к началу перестройки уже сильно дискредитировало отечественное оборудование, выходить с ним на мировой рынок было просто невозможно. В области телевизионной аппаратуры компьютерной графики остались единичные разработчики, вынужденные заниматься мелкими "поделками". Продукция СО РАН, и в частности Института автоматики и электрометрии, в этом смысле всегда выгодно отличалась использованием передовых технологий и высокой сложностью в сочетании с качеством. Это и авиакосмические тренажеры, созданные группой лабораторий под руководством Аристарха Михайловича Ковалева, по настоящее время активно использующиеся в ЦПК им. Ю.Гагарина, и системы визуализации реального времени на базе алгоритмов компрессии изображений, созданные коллективом под руководством Александра Сергеевича Токарева, и многое другое. Конечно, создание продукта, ориентированного на свободный коммерческий рынок потребовало и других подходов к управлению и к собственно креативным технологиям. Сегодня можно уверенно говорить, что реальный продукт состоялся. У него есть заметный успех и в России. В частности, в Новосибирске можно видеть продукцию, созданную с помощью "Форварда" практически на всех телевизионных каналах. Но география значительно шире -- это и Америка, и такие страны, как Перу, Бразилия, и конечно страны Юго-Восточной Азии. Степень общего коммерческого успеха зависит от фирмы "Darim", занимающейся продажами на международном рынке.

-- Что же представляет собой комплекс "Форвард"?

-- Четыре года назад, начиная эту разработку, мы пытались создать максимально универсальный инструмент, исходя из комплектации того времени и невозможности делать заказные чипы (интегральные схемы), как и предсказывать, куда уйдут потребности рынка за время разработки. Тем более, что конкуренция в этой области на мировом рынке очень высока. Выручает только новизна технологий и применений, придающая особое значение вложенным идеям. В итоге получился "Форвард" -- универсальная система, функциональность которого позволяет применять его в очень разных приложениях -- нелинейном монтаже, автоматизации эфирного вещания или студийных съемок и т.п. При этом сочетание невысокой цены и профессиональных технических характеристик открывает широкий спектр возможных применений -- как в малых и индивидуальных студиях, так и в рамках крупных телевизионных организаций.

"Форвард" хорошо подходит, например, для организации небольшой вещательной (или производственной) студии. Типичная конфигурация подобных студий обычно состоит из следующих функциональных рабочих мест: эфирное рабочее место, основная задача которого -- своевременная выдача в эфир (или на запись) подготовленных материалов (рекламные блоки, заставки, перебивки, клипы...), титрование (бегущая строка, логотип, подписи и прочие элементы оформления эфира), синхронно со звуком и т.д; съемочное рабочее место -- автоматизация интерактивных съемок передач, клипов и т.п. (кеинг, анимированные компьютерные декорации, виртуальные персонажи и т.п.); монтажное рабочее место -- подготовка всего вышеперечисленного (нелинейный монтаж)

В подобной конфигурации наиболее ярко проявляются преимущества "Форварда", в силу полной совместимости по данным всех рабочих мест, легкой интеграции в компьютерные сети с помощью штатных решений, полной взаимозаменяемости и т.п. Так, одна из крупнейших телекомпаний Азербайджана в Баку поставила восемь комплексов "Форвард" для обеспечения всей технологической цепочки телевизионного производства.

"Форвард" позволяет решать подобные задачи, начиная с очень недорогих конфигураций. Например, если у маленькой эфирной студии только три часа реального вещания в день -- все можно делать вообще на одном компьютере. Работа в реальном времени позволяет применять итеративные технологии, например, для производства видеоклипов, так как можно делать несколько дублей с актерами, немедленно видя конечный результат.

"Форвард" не гонится за лидерством в Нелинейном Монтаже -- у него нет двух JPEG-потоков и соответствующих аппаратных эффектов реального времени. Двухпоточные НЛЕ-системы с фиксированным набором эффектов в реальном времени хорошо оправдывают себя при достаточно массовом и типовом производстве. Эта система прекрасно подходит для клип-мэйкеров и конечной сборки материалов, например новостей или рекламных блоков. Это обусловлено отличным качеством ввода/вывода, в том числе не компрессированного, работой программного обеспечения в реальном времени с просчетом мягких склеек в фоновом режиме, неограниченным размером используемых материалов, стопроцентной утилизацией производительности любых дисковых подсистем и т.п. Возможен монтаж и воспроизведение фильмов с динамическим альфа-каналом. Осуществлена полная поддержка Video for Windows и стандартного программного обеспечения для нелинейного монтажа (Adobe Premiere и другие), возможна отдельная установка набора кодеков на компьютерах без платы "Форвард".

В задачах Автоматизации Эфирного Вещания и Студийных Съемок -- "Форвард" выступает в качестве вещательного сервера для выдачи в эфир (на запись) ранее подготовленных материалов, рекламных блоков, заставок, перебивок, компьютерных декораций для виртуальной студии, а также титровальной машины для наложения на проходящий сигнал всевозможных титров, логотипов, бегущей строки, анимации и прочих элементов оформления эфира. В режиме виртуальной студии "Форвард" осуществляет высококачественную рир-проекцию (кеинг) и микширование. Поддерживается интерактивное управление и рендеринг 3-D виртуальных персонажей в реальном времени. Управление системой осуществляется с помощью встроенного процессора сценариев, либо через высокоуровневый API (Visual Basic и т.п.). Программное обеспечение поддерживает управление и эмуляцию VTR, по GPI, RS422, RS232 (протоколы Sony и Panasonic) и т.п. Обеспечивается полная синхронизация видео и звука. Поставляется набор SDK для интеграции или создания различных пользовательских приложений.

Титровальное программное обеспечение использует стандартные True Type шрифты, позволяя комбинировать символы любого размера, типа и начертания с использованием набора эффектов в реальном времени, шаблонов и Ваших коллекций стилей. Кроме того, в качестве титров может выступать любое полноцветное двумерное изображение или небольшая последовательность (фильм). Например, в правом верхнем углу вращается логотип студии (фирмы), а снизу прокручивается "бегущая строка".

Хотелось бы отметить, что в столь сложном комплексе, содержащем достаточно много компонент, предназначенных для различных приложений, практически в каждом направлении у "Форварда" есть свои уникальные особенности и научно-технические "изюминки". Именно это позволяет продукту сохранять актуальность столь долгое время в условиях жесткой конкуренции. Как обычно, не хватает людей -- подобные проекты за рубежом, как правило, исполняются коллективами из сотен сотрудников, а не десятком с небольшим, как у нас. Что, конечно, порождает проблемы с доводкой продукта после доказательства "теоремы существования". Это обусловлено не только малым финансированием проекта, но и фактором "утечки мозгов", только в "Майкрософте" сейчас работают трое наших бывших сотрудников, не говоря о всяких разных других фирмах. Эта проблема касается всей России. Сейчас стало очень трудно найти по-настоящему квалифицированного программиста, например. Мы очень активно занимаемся поддержкой научной школы, более половины сотрудников отдела преподают в Университете. Но и здесь складывается обидная ситуация -- тратятся время и силы за зарплату, которую трудно таковой назвать, а лучшие студенты, как только набирают достаточную квалификацию, уезжают в Штаты... Разрыв в оплате труда и уровне жизни таков, что противопоставить этому нечего. Тем не менее, в академгородке есть несколько вполне успешных коллективов -- разработчиков компьютерных технологий, чей позитивный опыт, я думаю, был бы очень интересен большинству читателей.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+77+1