Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2137-2138) 9 января 1998 г.

СНОВА ОБ ИНГАЛЬСКОЙ ДОЛИНЕ

Особо результативными в научном отношении были для археологов Института проблем освоения Севера СО РАН 1995-1996 годы, когда в соответствии с "Соглашением о взаимодействии Российской академии наук и администрации Тюменской области в развитии научного потенциала и укреплении материально-технической базы Тюменского научного центра СО РАН", началось планомерное изучение Ингальской долины -- едва ли не самого крупного из известных в Западной Сибири комплекса памятников до- и протоисторических культур.

А.МАТВЕЕВ, кандидат исторических наук,
заместитель директора по науке ИПОС СО РАН.
г. Тюмень.

Этот археологический микрорайон площадью около 1500 кв. км находится в 75 км к югу от Тюмени, в Тоболо-Исетском междуречье. К настоящему времени на его территории открыто более 300 археологических памятников: поселений, городищ, курганных групп, относящихся к различным периодам -- от неолита до средневековья. Для сравнения заметим, что общее количество объектов археологического наследия, выявленных к настоящему времени в 17 южных районах Тюменской области, составляет немногим более 1000.

Нельзя не отметить также яркости многих отдельно взятых памятников, расположенных в долине. Среди них -- грандиозные курганы саргатской культуры -- погребальные сооружения аристократического слоя крупного племенного образования, сложившегося на юге Западной Сибири в раннем железном веке. Факт сосредоточения в этом микрорайоне целой серии таких курганных групп, многие из которых, по данным проведенных раскопок, содержат высокохудожественные изделия из золота, серебра, драгоценных камней и многочисленные украшения, изготовленные в мастерских Египта, рабовладельческих государств Северного Причерноморья и Средней Азии, возможно, указывает на то, что на рубеже нашей эры Ингальская долина была местом захоронения представителей одного или нескольких "царских" родов саргатского племенного объединения.

Не меньший интерес представляют памятники других эпох, открытые в Ингальской долине. Лучшим подтверждением этого являются результаты раскопок могильника Бузан-3, которые стали настоящей научной сенсацией. За два года на его площади выявлено по меньшей мере 13 могильных ям медно-каменного века. Судя по их расположению, погребальный комплекс имел планировку близкую к линейной или концентрической. В большинстве захоронений останки умерших полностью истлели. Однако существенные вариации размеров могильных ям дают основания предполагать, что в них покоились останки не только взрослых, но и детей. На дне гробниц сохранились следы охры, их инвентарь включал немногочисленные каменные орудия и шлифованные подвески, очевидно, нашивавшиеся на одежду. В одном из захоронений обнаружен каменный (видимо, ритуальный) нож с навершием в виде головки птицы -- настоящее произведение древнего декоративно-прикладного искусства.

Однако наиболее интересные результаты получены при исследовании центральной погребальной камеры комплекса. Впечатляют ее размеры -- примерно 6х4 м по верху при глубине около 2,5 м. На дне могилы расчищены остатки деревянной долбленой лодки длиной более 5 м, нос которой был украшен крупным скульптурным изображением. Часть ладьи перед захоронением была обожжена, а некоторые ее части сохранили следы охристой окраски. Удалось зафиксировать и остатки смолистой пропитки днища челна. Графическая, фото- и видеофиксация остатков судна открывают возможность для его детальной реконструкции, в том числе путем воссоздания его деревянной копии. На дне ладьи обнаружено более 170 каменных шлифованных подвесок, а также несколько каменных наконечников стрел, свидетельствующих о том, что здесь было произведено захоронение. Еще одно скопление находок расчищено рядом с погребальной камерой. В него входили более 250 ножевидных пластин, серия наконечников стрел и каменный предмет формы, близкой к цилиндрической, со сквозным отверстием в центре и прочерченными по периметру знаками, напоминающими идеограмму. Не исключена атрибуция этого изделия как символа власти. В особой земляной яме ладьевидной формы рядом с центральной могилой, возможно, находилась еще одна, вторая по счету долбленка, видимо, полностью истлевшая.

По древесному углю, собранному в одной из периферийных могил, получена радиоуглеродная дата погребального комплекса -- 3190 г. плюс-минус 60 лет до н.э.

Лодка, обнаруженная в центральной могиле, может рассматриваться как древнейшая находка на территории Сибири и сопредельных регионов. Вызывают интерес данные, свидетельствующие об особом статусе лица, которого в загробный мир сопровождали не только богатый погребальный инвентарь, но и две ладьи, что может служить указанием на социальную неоднородность населения Западной Сибири в переходное время от эпохи камня к веку металлов.

Комплекс памятников Тоболо-Исетского междуречья отличается не только огромными размерами, значительно превосходящими площадь других микрорайонов, и уникальной насыщенностью памятниками разных эпох, но и превосходной сохранностью большинства сосредоточенных здесь археологических объектов, что указывает на весьма ограниченное хозяйственное использование территории в прошлом и настоящем. Однако одним лишь этим обстоятельством ценность Ингальской долины отнюдь не исчерпывается. Начатые в ней эколого-флористические исследования позволяют рассматривать этот микрорайон и как уникальный природный комплекс, в состав которого входят редкие виды растительности, почти не затронутые антропогенным воздействием лесостепные и подтаежные ландшафты, сохранение которых представляется весьма важным. Все сказанное открывает выгодные перспективы создания в границах микрорайона ландшафтно-археологического парка, задачей которого будет не только охрана и изучение выявленных здесь памятников до и протоисторических культур, но и сохранение природного потенциала, а также включение этого уникального объекта в деятельность, нацеленную на развитие науки, образования и культуры Тюменской области, в орбиту отечественного и международного туризма. К сожалению, приходится констатировать, что недостаточное финансирование начатых работ грозит приостановкой изучения Ингальской долины и постепенной гибелью ее памятников в процессе хозяйственного освоения уникального микрорайона.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+80+1