Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1-2 (2137-2138) 9 января 1998 г.

ЗАПИСКИ ДЕДА МОРОЗА

О грустном и смешном в любимый праздник. Автору предлагаемых вниманию читателей заметок довелось неоднократно в различных условиях исполнять роль Деда Мороза. В последние годы это происходило непрерывно. Своими наблюдениями, сделанными во время этой работы и хотелось бы поделиться с заинтересованными людьми.

А.Конопацкий,
научный сотрудник и Дед Мороз (по совместительству)

Борода и реакция на нее

Это, наверное, главная проблема для каждого Деда Мороза. Накладная борода -- вещь очень неудобная, тем более, если она сделана кое-как. И одно дело, если на утреннике приходится просто степенно расхаживать или сидеть и слушать. Другое -- когда надо бегать, прыгать, кувыркаться, а хуже всего -- наклоняться. Борода в таком случае отвисает и может свалиться или сползти вместе с колпаком. Подвязка режет щеки и уши. А если вдобавок ко всему этому еще и вспотеешь -- резинка растягивается и борода сползает, доставляя массу неудобств. За ней надо постоянно следить, поправлять и как-то придерживать. Иначе не миновать конфуза.

Перед очередным Новым годом встал традиционный вопрос: что делать с бородой?! Борода из капроновой лески, наклеенная на синтетическую ткань, похожая на лопату и входившая в комплект костюма, явно устарела, обносилась, была неудобной и потеряла товарный вид. Пришлось надеяться на свою собственную, благо она была. В какой-то момент даже появилась идея покрасить ее гуашью (такой опыт на себе иногда проводили коллеги по профессии, но крайне редко). Практичная супруга отметила, что гуашь -- неплохо, но очень ненадежно. До первого контакта с влагой. И предложила по всем правилам парикмахерского искусства обесцветить ее.

На последнюю репетицию утром в детском садике, где предстояло быть Дедом Морозом, пришел в прежнем виде. А перед утренником (он был во второй половине дня) жена произвела необходимую операцию. эффект перевоплощения превзошел мои собственные ожидания. Контраст белого цвета бороды с красными щеками и носом, а также костюмом, создавал ощущение еще большей пышности, чем на самом деле. Сразу бросалось в глаза, что она настоящая, но не совсем такая, как у других мужчин. Цвет ее был неестественно сказочным, дед-морозовским.

К детскому садику пробирался тайком, соблюдая конспирацию, замотав лицо платком и подняв воротник. Эффект рассекречивания был взрывным. Взрослые участники утренника от восторга надолго лишились дара речи. Работники сада сбежались посмотреть на Деда Мороза с настоящей бородой как на какое-то заморское чудо. Казалось, что большего сюрприза они не могли и ожидать. Видевшие впервые, судя по выражениям лиц, переживали смешанные чувства: от растерянности и недоумения до сдержанной и насторженной улыбки.

* * *

Вероятность выступления в той же роли в очередной Новоый год заставила позаботиться о размерах бороды и усов заблаговременно. Трех месяцев подращивания (с конца сентября) хватило с лихвой.

По причинам служебной занятости самого и супруги пришлось окраску произвести не непосредственно перед первым утренником, а заранее, за неделю до Нового года. В своем микрорайоне старательно соблюдал конспирацию, чтобы не быть узнанным детьми, закрывал бороду платком или шарфом. В других местах опускал платок и делал вид, что так и нужно. Оказалось, что люди не готовы к встрече с чем-то непривычным. Первая же попытка при входе в автобус авансом поздравить пассажиров с наступающим Новым годом (образ обязывает быть веселым и приветливым!) окончилась полным провалом. Не ответил никто. Даже не пошевелились. Мрачно и недоуменно молчали. Кто-то не менял положения и озабоченного вида, ничего не слыша и не замечая. Кто-то наоборот, более внимательно начинал смотреть в окно. Но, кажется, все со страхом ждали: а вдруг будут грабить?

Все правильно понял один -- шофер автобуса, шедшего следом. Когда переходил улицу на остановке, он заулыбался и приветливо помахал рукой. Ответил ему тем же. На душе стало легче. Пустячок, а приятно.

Менее всего готовыми к встрече с белой бородой оказались женщины. Нельзя было даже попытаться улыбнуться по их адресу. Сразу срабатывал условный рефлекс принимать все на счет своего внешнего вида. Они пугались, тупили взор, некоторые шарахались в сторону, не понимая, в чем дело.

Наиболее оживленно -- от удивления до восторга -- на необычный цвет бороды отреагировали студенты, у которых в тот день принимал зачет. От немногочисленных вопросов: давно ли у вас так и для чего, до одобрительного: оригинально! Одна студентка сказала, что всю жизнь мечтала побыть Снегурочкой и попросила взять в собой на праздник.

Особо восторженную (после работников детского сада и родителей посещающих его детей) категорию составили торговцы орехами и сушеными фруктами с местного рынка, молодые узбеки. Возможно, не только из-за экзотического вида, но и потому, что я оказался у них первым покупателем. Они не только на радостях сделали скидку, дали больше, но тут же полученными купюрами ритуально благословили выложенный товар, чтобы он хорошо шел. И приглашали приходить еще. Видимо, у них все еще живы добрые воспоминания детства, ожидания праздника и чуда.

Во что обут Дед Мороз

С началом приобщения к роли Деда Мороза очень скоро выяснилось, что в облике этого героя нет несущественных деталей. Важен не только костюм, борода, шапка, но даже то, есть ли у него на руках варежки или нет. Лучше, чтобы и они были такого же цвета, что и костюм. На худой конец -- синие, красные или белые, то есть, соответствовали основным цветам образа. И уж совсем ни к чему показывать голые человеческие руки. Дети все замечают, все видят и делают соответствующие выводы. При характерном их возрасту максимализме соответствие образу должно быть абсолютным, полным. Мельчайшие отклонения они замечают и тут же по своей святой простоте предают всеобщей гласности.

Чего ждут дети

Конечно, дети ждут от Деда Мороза подарков. По традиции -- сладостей. Подарки в детском саду, как правило, стандартные, одинаковые для всех. Дома дети иногда заранее пишут письма Деду Морозу, а родители стараются выполнить их желания. Поэтому когда долгожданный гость приезжает, родители незаметно вручают ему или кладут в мешок предназначенные для этого случая предметы. Обычно это удается сделать без особых проблем.

Утренники в детском саду, как и в школе, строятся по сценарию. Как правило, они стандартные, с соответствующим набором номеров и действий и мало чем отличаются друг от друга. Главное в них -- преодоление совместными усилиями возникающих по разным причинам и со стороны разных героев и анти-героев препятствий к загоранию елочки, приходу Деда Мороза и Снегурочки, поиску подарков. В число действий входят стихи, загадки, танцы, хороводы, игры, в которых дети демонстрируют свои ловкость и мастерство, расторопность и сообразительность. Итог закономерно положительный: добро побеждает зло, плохой герой, злодеи исправляются и становятся добрыми и хорошими, а долгожданные подарки, наконец, находятся и достигают адресата -- детей.

Коварная конфетка

Суровость современной жизни приводит зачастую к совершенно невиданным явлениям. Когда на одном из утренников дети увидели, что за рассказанные стишки стали давать конфетки, пусть чисто символически, отбоя от желающих рассказать не было. Образовалась очередь, дети отталкивали друг друга, бежали вперегонки. Новогодняя тематика рассказываемых стишков забылась. В ход пошло все, когда-либо слышанное от "наша Таня громко плачет" до полнейшего экспромта белых стихов и просто нечленораздельной речи. Смотреть на этот творческий порыв было невыносимо. Детей с большим трудом удалось успокоить. В дальнейшем от поощрения конфетами за стихи пришлось отказаться.

Зарок (вместо эпилога)

Каждый раз, когда подходила к концу горячка утренников, давал себе зарок, что этот раз в этой роли -- самый последний. Хватит. Пора на покой. Пусть другие веселят народ. Особенно однажды, года два тому назад. Пришлось на последнем утреннике долго сидеть плотно укутанным усердными воспитателями в несколько простыней, изображавших большой сугроб, в котором по сценарию якобы увяз и уснул Дед Мороз. Задыхаясь от жары, обливаясь потом, не мог дождаться момента, когда, наконец, "найдут" и раскроют. Уже всерьез боялся, что не выдержит сердце. А еще надо было поразить притихших от открытия детей громким храпом и нежеланием просыпаться... А теперь... огляделся вокруг и решил не давать больше такого зарока. Пока могу, буду доставлять людям, пусть и небольшую, но радость. С Новым годом!

г. Новосибирск.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+80+1